Многие проблемы международного туризма решаются в настоящее время на межгосударственном уровне. Туризм является неотъемлемой частью международных отношений и объектом внимания международных организаций и национальных правительств. Развитие туризма (а именно международного) в значительной степени зависит от социально-политической стабильности в мире и от государственной политики в области туризма.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества и развитию дружеских отношений между нациями. Именно в рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. ООН явилась организатором ряда международных семинаров по вопросам подготовки кадров, специалистов для туризма, разработки методик статистического учета в области международного туризма.
5 декабря 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию в отношении мер по созданию международной организации по туризму межправительственного характера. Юридической датой создания Всемирной туристской организации (ВТО) является 2 января 1975 г., когда в силу вступил устав ВТО. До этого на протяжении 50 лет действовал Международный союз официальных туристских организаций. ВТО, по сути дела, является единственной специализированной международной организацией в области туризма. На сегодняшний день членами ВТО являются 138 стран, а также 350 ассоциированных и присоединившихся членов (туристские агентства и организации, авиакомпании, научные управления туризма, гостиничные цепи и корпорации общественного питания).
Главная цель ВТО – поощрение и развитие туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. Генеральная ассамблея учредила шесть региональных комиссий для: Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого Океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Перед комиссиями поставлена задача проведения в жизнь рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов.
В задачи комиссии входят:
1. подготовка стандартизированной классификации туристских мотивировок;
2. подготовка социально-экономических характеристик путешественников;
3. анкетирование, как туристов, так и работников среды туризма;
4. миссия секторальной поддержки.
Исполнительный совет, второй орган, состоит из действительных членов, избираемых Генеральной ассамблеей. Срок полномочий членов совета – четыре года. Собирается он на свои очередные сессии обычно два раза в год. Совет работает в период между сессиями ассамблеи. При совете учрежден ряд вспомогательных органов для решения важнейших проблем: комитет по упрощению туристских формальностей, бюджетно-финансовый комитет, комитет по окружающей среде, технический комитет по программе и координации.
И наконец, секретариат ВТО состоит из генерального секретаря и штата сотрудников. Генеральный секретарь назначается Генеральной ассамблеей ВТО сроком на четыре года. В 2001 г. члены ВТО проголосовали за переизбрание на второй срок с 2002 по 2005 гг. действовавшего до этого Франческо Франжиали.
Секретариат ежегодно публикует официальную, признанную ООН статистику международного туризма.
Бюджет ВТО образуется за счет взносов ее членов (действительных, ассоциируемых и присоединившихся). Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития и значения туризма для каждой страны.
ВТО предоставляет своим членам два вида услуг:
1) подборка текстов законодательных документов, посредством которых организация осуществляет обмен опытом между ее членами в части международно-правового регулирования туризма;
2) выпуск центром документации в области туризма ВТО информационно-библиографического перечня новых изданий в области международного туризма.
Такие услуги оказывают существенную помощь членам организации в преодолении имеющегося разрыва в дефиците туристской информации между странами, имеющими давние туристские традиции и развитую туриндустрию, и теми странами, в которых туризм только начинает развиваться.
В 1979 году в городе Торремолиносе (Испания) состоялась III сессия Генеральной ассамблеи ВТО, в работе которой значительное место было уделено вопросу разработки проектов Хартии туризма и Кодекса туриста. Окончательно эти документы были приняты в 1985 г. в Софии на IV сессии Генеральной Ассамблеи ВТО.
Кроме этого, Генеральная Ассамблея ВТО приняла решение в 1980 г. отмечать 27 сентября как Всемирный день туризма, который каждый год отмечается под новым лозунгом. 2002 год объявлен ВТО всемирным годом экологического туризма.
В последние годы в общей программе работы ВТО уделяет большое внимание решению проблем, связанных с безопасностью и защитой туристов и туристских объектов, а также упрощению туристских обменов, поездок и пребываний и, конечно, экологии.
Рост числа международных туристских организаций, а их около двухсот, создает определенную путаницу. Среди них можно выделить наиболее значимые:
1. Всемирная федерация ассоциаций турагентств (WFATA), созданная в 1966 г.;
2. Международная гостиничная ассоциация (IHA), основанная в 1946 г.;
3. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), созданная в 1919 г.
На национальном уровне в нашей стране также созданы и действуют неправительственные общественные турорганизации.
В 1994 г. в России была создана Российская ассоциация турагентств (РАТА) в целях координации агентской деятельности в пределах страны и за рубежом, представительства в международных турорганизациях, оказание помощи в маркетинге. Задачами РАТА являлись создание инфраструктуры на турпродукцию по регионам, а также влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии и потребителей турпродукта. Однако в октябре 2001 г. прошел VIII съезд РАТА, на котором было принято решение о переименовании организации в Российский союз предприятий туристской индустрии (РСПТИ). С переименованием организации изменился статус организации и ее цели. Переименование РАТА было связано с тем, что членами РАТА являлись не только турагентства, но и юридические, медицинские, образовательные учреждения. Поэтому настоящее название отражает реальную ситуацию. Кроме того, на международном уровне статус союза намного выше статуса ассоциации. Вместе с тем, предыдущие цели РАТА более соответствовали назначению такой организации. В настоящих же условиях РСПТИ замахнулся на цели департамента по туризму, такие, как: увеличение вклада туризма в развитие экономики России, повышение народного благосостояния и доходов бюджетов всех уровней, создание в России современной, высокоразвитой конкурентоспособной туристской индустрии.
5. Транспортная система и ее роль в туризме и индустрии гостеприимства
Вопросы:
5.1. Классификация средств перемещения.
5.2. Современное состояние различных средств транспорта. Услуги, предоставляемые туристам на транспорте. Правовое обеспечение транспортной деятельности:
5.2.1. Авиационный транспорт: современное состояние; виды международных полетов, типы авиарейсов и виды авиапоездок; виды услуг; правовое обеспечение.
5.2.2. Железнодорожный транспорт: современное состояние; виды услуг, правовое обеспечение.
5.2.3. Автомобильный транспорт: современное состояние, услуги.
5.2.4. Автобусный транспорт: современное состояние, услуги.
5.2.5. Морской круизный отдых.
5.2.6. Речной круизный отдых.
5.2.7. Современное состояние паромного сообщения.
За годы Советской власти была создана мощная транспортная система, включающая в себя автомобильный, водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта и обеспечивающая потребности внутреннего и международного туристского рынков. Доля транспортного обслуживания в общей структуре туруслуг составляла более 40%. За последние 10 лет протяженность сетей сообщения всех видов транспорта возросла почти вдвое, в том числе:
автомобильные – от 500 тыс км до 1250 тыс км;
авиационные линии – от 850 тыс км до 2 млн км;
железнодорожные – от 110 тыс км до 165 тыс км;
внутренние водные пути – от 110 тыс км до 175 тыс км.
Рыночные отношения и антимонопольное законодательство России способствовали децентрализации туризма и, в частности, его транспортной системы. Резкое понижение спроса на транспортные услуги на туристском рынке привело к перепрофилированию ряда транспортных предприятий. Отсутствие единой транспортной системы усложнило положение на рынке транспортных услуг. Перевозчики практически сами стали определять цены на туристские услуги. Если в 1990 г. транспортные затраты составляли 20–25% цены тура, то в последнее время эта доля колеблется от 40 до 60%. Кроме того, с 1997 г. резко сократился спрос на туристские транспортные услуги, что связано со снижением платежеспособности граждан России и повышением тарифов. При этом парк транспортных средств изношен, износ составляет в зависимости от вида транспортного средства от 43 до 61%.
Для организаций путешествий туристские фирмы используют различные виды транспорта. Причем число железнодорожных перевозок на мировом туристском рынке за последние годы понизилось, что связано с относительно низкой комфортностью этого вида транспорта. Доля авиаперевозок имеет тенденцию роста. Автомобильный транспорт, удобный для путешествий на короткие расстояния, не вступает в конкуренцию с авиационным, а дополняет его.
В нашей стране наиболее развиты были железнодорожные перевозки. В настоящее время они сравнялись с авиаперевозками. Автотуризм занимает третье место.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 239.