Психология обслуживания в индустрии гостеприимства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для самостоятельного изучения.????????

3. Туризм как экономическое, социо-культурное и экологическое явление

 

Вопросы:

 

· Экономическое воздействие туризма. Макроэкономические показатели развития туризма: ВНП, ВВП, занятость, инвестиции, налоговые поступления.

· Социо-культурное и экологическое влияние туризма.

· Факторы развития туризма.

· Понятийный аппарат туризма (туризм, турист, туристские ресурсы, туроператор, турагент, тур, туруслуга, туриндустрия).

· Классификация и виды туризма.

 

3.1. Экономическое воздействие туризма. Макроэкономические показатели развития туризма: ВНП, ВВП, занятость, инвестиции, налоговые поступления

 

Согласно Всемирному совету по путешествию и туризму (1992) “туризм является самой крупной индустрией в мире по всем макроэкономическим показателям: Валовой национальный продукт (ВНП), Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой выпуск, добавленная стоимость, инвестиции, занятость и налоговые поступления”. Следует дать определения основным макроэкономическим показателям.

ВНП – рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг за год, созданных как внутри страны, так и за рубежом, но с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Факторы производства – используемые в производстве ресурсы, от которых зависят количество и объем выпускаемой продукции (земля, труд, капитал, предпринимательская активность).

ВВП – рыночная стоимость конечной продукции, работ и услуг, созданных внутри страны за год, но с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Добавленная стоимость – разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг и произведенными затратами.

Инвестиции – кратко-, средне-, долгосрочные вложения (капитала, акций, облигаций, других ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности, основных средств) в субъекты экономики, отрасли с целью получения прибыли и создания благоприятного социально-экономического эффекта.

Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной туристской организации (ВТО) обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования туризма как отрасли народного хозяйства. С экономической точки зрения привлекательность развития туризма состоит в более быстрой по сравнению с другими отраслями окупаемости вложенных в него средств и в получении дохода в валюте. Как источник поступления валюты международный туризм занимает второе место после товарного экспорта. По доходам от экспорта услуг туризм в 1998 г. опережал следующие отрасли: выпускающие продукты автоматики, химическую, пищевую, по выпуску компьютерного оборудования и оборудования для офиса, топливную, текстильную и другие. Основными показателями международной туристской статистики являются: международные туристские прибытия, международные доходы и расходы. По данным ВТО международные доходы от туризма в 1999 г. составили 455,0 млрд долл. США, а международные туристские прибытия – 657,0 млн чел. Странами-лидерами по доходам от международного туризма за данный период являются: США – 73,0 млрд долл. США, Испания – 25,2, Франция – 24,7, Италия – 31,0, Великобритания – 21,0. Россия также вошла в 15 стран-лидеров по данному показателю, который составил 7,9 млрд долл. США. Что касается международных туристских прибытий, то в 1999 г. первое место занимала Франция – 71,4 млн чел., далее Испания – 52,0 млн чел., США – 47,0, Италия – 35,8, Китай – 27,0 и Россия, которая заняла 12-ю позицию – 16,4 млн чел. На современном этапе лидерами по указанным выше показателям являются индустриально развитые страны. По регионам первое место по развитию международного туризма все еще удерживает Европа, далее – Америка и на третьем месте – регион Восточной Азии и Тихого океана. Однако по прогнозам ВТО, сделанным на 2010–2020 гг., страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона выйдут на вторую позицию и передвинут Америку на третье место. высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2010 г. количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долларов.

Очевидным является и то, что Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,55% мирового туристского потока. Если доля туризма в ВНП большей части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах она достигает 50%, то в современной России этот показатель равняется примерно 0,01%. Тем не менее этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, должен внести большой вклад в процесс вывода экономики России из кризиса.

Одной из основных проблем оценки общего экономического влияния туризма является многообразие и дробление самого межотраслевого комплекса. И эта проблема связана еще и с отсутствием сопоставимой туристской статистики.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.