Очевидно, что туризм является феноменом XХ, а в настоящее время и ХХI вв. К положительным моментам развития туризма несомненно следует отнести его культурное и социальное воздействие. Он содействует пониманию, миру и доброй воле. Еще президент Джон Ф. Кеннеди признал мировую значимость туризма, сказав в 1963 г., что путешествие стало одним из величайших средств достижения мира и понимания в наше время. Путешествуя по миру, узнавая друг друга, знакомясь с обычаями и ценя личные качества других людей, мы строим новую ступень понимания между людьми, которая способствует достижению мира. Однако следует признать, что социо-культурное воздействие туризма может быть как положительным, так и отрицательным. К положительным можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла.
В то же время может возникнуть и проблема социального напряжения за счет разного благосостояния гостей и местных жителей, так называемого «демонстрационного эффекта» туристов (вполне нормально, что туристы во время поездки тратят большее количество денег, чем они позволяют себе на родине).
Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Положительное воздействие международного туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д. Особая роль в положительном воздействии туризма на окружающую среду отводится экологическому туризму.
Факторы развития туризма
Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток.
Выделяют две группы основных факторов, влияющих на туризм: статичные и динамичные. В группу статичных факторов входят природно-климатические, географические, культурно-исторические. К динамичным факторам относятся:
· политические;
· социально-демографические;
· финансово-экономические;
· материально-технические (предприятия размещения, питания, транспорт, предприятия отдыха и развлечения, туристские фирмы).
От политической обстановки в стране зависят, по существу, все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты являются следствием политики государства.
Так, после событий 11 сентября 2001 г. стали очевидны уже многие негативные последствия террористических актов, произошедших в США. Только за два месяца после указанных событий доход компании British Airways сократился на 11%. Пассажиропоток в бизнес-классе уменьшился на 32%, в экономическом классе – на 20%. В Европе компании, специализирующиеся на бортовом питании, сокращают объемы производства и увольняют лишний персонал. Особенно сильно кризис затронул компанию LSG, услугами которой пользуются 260 авиакомпаний в 44 странах мира. Ее основным клиентом была компания American Airlines. После 11 сентября 2001 г. компания вынуждена была уволить до 30% своего американского персонала.
Следует сказать, что все последующие убытки, которые отразились на развитии международного туризма, в результате этих событий еще предстоит оценить. Но данный факт несомненно подтверждает зависимость туризма от развития динамических факторов.
Социально-демографические факторы характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей, бездетных пар, пенсионный возраст, уровень образования, культуры, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизацию и т.д.
К примеру, в Японии количество отпускных дней в году составляет всего лишь 5–6 дней. Естественно, что японцы предпочли бы путешествовать в те места, куда дорога занимает меньше времени. Таким принимающим регионом, по оценкам специалистов и самих жителей Японии, мог бы стать Дальневосточный регион России. Но, к сожалению, по объективным причинам (уровню сервиса, разнообразию туристских продуктов) наши соседи пока отдают предпочтение странам Европы и США.
К финансово-экономическим факторам относят финансовую стабильность, уровень доходов населения, долю средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.д.
Понятийный аппарат туризма
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с основных понятий, используемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются «туризм», «турист», «туристская услуга», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «турпродукт» и т.д.
Первые определения «туриста» были сформулированы в 1937 году специальным комитетом Лиги Наций. Однако специалисты трудятся над разработкой понятия «туризм» уже более пятидесяти лет.
В 1980 году Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: “Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения” (Филиппины, октябрь 1980 г.).
В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение туризма: “один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемых в ряде стран с элементами спорта”.
На международной конференции по статистике путешествий и туризма в 1991 году было дано несколько иное определение: «туристом является любой посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся вне пределов его обычной среды, в течение не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью».
В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: “туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют, осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями”.
В России до 1996 г. не было закона, который бы регулировал туристскую деятельность и определял основные понятия. Но в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ, где впервые был разработан понятийный аппарат туризма.
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятий оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Турист – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее гражданин), посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Экскурсант – гражданин, находящийся в месте временного пребывания не более 24 часов.
Экскурсантов принято исключать из туристской статистики. Но в ряде стран, например в Финляндии, экскурсанты приносят огромные доходы в бюджет. Поэтому их было принято вносить в туристскую статистику.
При этом из числа туристов и экскурсантов исключаются:
· приграничные трудящиеся;
· дипломаты, консульские работники и военнослужащие, включая домашнюю прислугу, иждивенцев, сопровождающих их и присоединившихся к ним;
· лица, въезжающие в столицу и выезжающие из нее в качестве эмигрантов, включая иждивенцев и лиц, сопровождающих их;
· беженцы и кочевники;
· транзитные путешественники.
Туристская услуга – результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (экскурсантов).
Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Наиболее же полное определение туристским ресурсам дал итальянский экономист Троизи, который выделил три группы туристских ценностей:
· свободно доступные ценности, которые являются «потенциальным туристским капиталом»: ландшафты, климат или, иными словами, природно-географические условия;
· объекты, созданные трудом человека: архитектурные и исторические памятники и т.д.;
· материальная база: сегменты туризма и индустрии гостеприимства.
Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Тур – комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты.
Туроператор – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта.
Турагент – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
По данным Госкомстата в России в 1999 г. насчитывалось 3045 туристских фирм, из которых 2145 занимались туроператорской деятельность, а 900 – турагентской. Следует понимать, что туристские фирмы часто сочетают как туроператорскую деятельность, так и турагентскую.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.