Введение
Формирование условий для притока иностранного капитала, развитие международных связей обусловливают объективные предпосылки интенсивного развития деятельности предприятий по оказанию широкого спектра услуг в области социально-культурного сервиса и туризма. Это, безусловно, вызывает необходимость подготовки специалистов, имеющих фундаментальные и профессиональные знания в области туризма и индустрии гостеприимства.
Основной целью дисциплины является формирование и умение применения знаний в практической деятельности посредством углубленного изучения инфраструктуры туризма и гостеприимства.
Задачи дисциплины:
I. изучение сегментов туризма и гостеприимства;
II. изучение видов услуг населению;
III. освоение понятийного аппарата на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма;
IV. получение представлений об основах организации хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостеприимства;
V. ознакомление с особенностями структуры, организации и обслуживания на предприятиях туризма и гостеприимства в зарубежных странах;
VI. формирование тенденций туризма и отечественной индустрии гостеприимства с целью интеграции в международные коммуникативные сети.
Результатом изучения дисциплины «Основы туризма и индустрии гостеприимства» является формирование у студентов целостной системы знаний об инфраструктуре туризма и гостеприимства.
Студенты приобретают знания сущности сервиса в индустрии гостеприимства, а также о различных видах услуг населению, понятийного аппарата предприятий туризма (турагентские и туроператорские фирмы) и гостеприимства (предприятия размещения, питания, перемещения, отдыха, развлечения). Освоение курса «Основы туризма и индустрии гостеприимства» позволяет студенту понять, что в центре деятельности предприятий туризма и гостеприимства находится человек в контексте его потребностей. В результате изучения курса приобретаются умения и навыки написания и оформления доклада, реферата, а также использования методов исследования деятельности предприятий туризма и гостеприимства.
· Основные положения дисциплины
«Основы туризма и индустрии гостеприимства»
Человечество на протяжении многих столетий наряду с познаниями тайн природы и совершенствования техники уделяло огромное внимание улучшению среды обитания: жилищу, одежде, пище. Развитие каждой из этих жизненно важных составляющих постепенно выделилось в отдельные отрасли, где этими проблемами занимаются исследовательские и проектные институты, а строительство жилья, мебели, производство одежды, обуви, продуктов питания поставлено на индустриальную основу. Инженеры и ученые постоянно совершенствуют и вводят в наш быт новые приборы, агрегаты, оборудование, существенно облегчающие ведение дополнительного хозяйства и содержание дома. Даже в неизбалованной достижениями в быту России большинство семей имеют холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы. В парк бытовой техники входят кондиционеры, стиральные и гладильные машины, газонокосилки, автономные бойлеры, компьютеры и другая техника, которая облегчает работу по дому и делает дом уютным. Подобная «среда обитания» семьи формирует новый стиль жизни. У человека появилась возможность познания мира, соприкосновения с историей и традициями народов мира, с шедеврами материальной культуры. Поездки становятся более разнообразными по целям и задачам и носят не только развлекательный, но и образовательный характер. Бурное развитие туризма в мире и в нашей стране привело к возникновению целой индустрии гостеприимства, где для создания комфортных условий проживания, перемещения, питания, отдыха и развлечения трудятся миллионы разных специалистов. Эта индустрия, как и всякая важная отрасль национальной экономики, включает в себя проектные и исследовательские институты, промышленные предприятия, учебные центры, колледжи, институты, университеты. В индустрии гостеприимства тесно переплетены инженерия, технология, современные средства связи и коммуникации, отели, рестораны, национальные парки, театры, казино, спортивные фестивали, научные и деловые конгрессы. Все это многообразие требует ежедневного и, главное, персонифицированного внимания и заботы к основному элементу всей системы индустрии гостеприимства – гостю, клиенту, человеку, во имя которого и для блага которого возводятся современные порты, вокзалы, гостиницы, отели, уникальные клубы и парки, целые города, целью которых является создание условий для полноценного отдыха, развлечения и познания.
Имеющийся в настоящее время в России контингент специалистов с высшим образованием по своей профессиональной структуре, содержанию полученного образования не в полной мере отвечает требованиям и, как вся социальная сфера, находится в остаточном секторе. Следует отметить, что и содержание обучения специалистов даже по сервисным направлениям носило технократический характер, так как в качестве объекта их труда рассматривалась техника, технология, экономика, организация производства, но не сами пользователи услуг – люди, клиенты. При этом совершенно не учитывалась главная специфика деятельности работника сферы услуг, заключающаяся в том, что любая работа специалиста осуществляется в условиях непосредственного контакта с клиентами. А это означает необходимость иного подхода к формированию знаний и умений специалиста сервиса, приданию им изначально гуманистической ориентации. Несмотря на достаточно высокие темпы подготовки специалистов для индустрии гостеприимства, спрос предприятий и организаций удовлетворяется на 25–35% выпускниками вузов, а колледжей – на 15–20%.
Численность работников, занятых в индустрии гостеприимства, и размеры вклада в ее национальный доход в развитых странах вышли на уровень материального производства. Приблизительно 70% ВНП экономики развитых стран генерируется в сфере обслуживания. Так, в США в сервисе занято 84 млн человек или 70% от всей численности работающих, а доля во внутреннем валовом продукте (ВВП) составляет 72%. В Японии, ФРГ, Швеции доля работающих в сервисе соответственно составляет в процентах 60, 60, 71 от общего количества занятого населения.
В США, где индустрия гостеприимства активно развивается с 1956 года, группа экспертов заявила о многолетнем дефиците специалистов, имеющих специальное образование в сфере обслуживания. Предполагается, что к 2002 году будет ощущаться нехватка рабочей силы и 4 из 5-ти мест будут вакантными. Прогнозы таковы, что в начале XXI века около 90% всей рабочей силы в США будет занято сфере обслуживания.
Индустрия гостеприимства – это многочисленные группы предприятий. Размеры и формы их столь разнообразны, что каждый квалифицированный специалист имеет неограниченные возможности в достижении цели, в продвижении карьеры. Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в сфере бизнеса, экономического управления на различных предприятиях независимо от форм собственности.
Необходимо отметить, что уникальность деятельности в сфере гостеприимства заключается в том, что от любого сотрудника, помимо высокой ответственности и живости характера, требуется обладание системой знаний: о странах, народах, географии, истории, окружающей среде, иностранных языках, религии, этике, культуре, психологии, законодательстве и о многом другом, имеющем отношение как к туризму (межотраслевому социально-экономическому комплексу), так и к туристу (человеку, потребителю).
Таким образом, социальная и культурная направленность работы связана с изучением комплекса дисциплин, которые способствуют формированию специалиста в туризме, гостинично-ресторанном бизнесе и других областях.
1. Предмет, задачи и методы изучения дисциплины
В понятие “индустрия гостеприимства” следует включать различные виды деятельности по оказанию услуг, направленные на удовлетворение материально-бытовых, культурных, духовных потребностей человека.
Основными продуктами предприятий индустрии гостеприимства являются: исторические достопримечательности, пейзажи, феномены природы, культурная жизнь страны, народа, быт, этнография, новейшие достижения архитекторов, строителей. Иначе говоря, продукт индустрии гостеприимства – это комплекс физических, социальных и эмоциональных компонентов. В основе деятельности всех предприятий гостеприимства лежит сервис (англ. service – обслуживание). Предметом (объектом) изучения данной дисциплины является:
· продукт индустрии гостеприимства;
· всевозможные услуги;
· технологические процессы на предприятиях и организациях индустрии гостеприимства;
· потребитель продукта (гость, клиент).
В процессе обучения предстоит решить следующие основные задачи:
· изучить сегменты индустрии гостеприимства;
· проанализировать современное состояние и перспективы развития туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства, отдыха и развлечений, средств перемещения в России и за рубежом;
· ознакомиться с особенностями структуры, организации и обслуживания в индустрии гостеприимства за рубежом;
· получить представления об основах организации деятельности предприятий.
Для достижения поставленных целей и решения задач используются различные методы (methodos в пер. с греч. – “путь к чему-либо”):
· аналитические;
· статистические;
· социологические;
· медико-биологические;
· сенсорные;
· химические и другие.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.