Основы туризма и индустрии гостеприимства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы туризма и индустрии гостеприимства.

Автор: Щеникова Н.Б., редактор: Заворотная Т.Э.

Введение

 

Формирование условий для притока иностранного капитала, развитие международных связей обусловливают объективные предпосылки интенсивного развития деятельности предприятий по оказанию широкого спектра услуг в области социально-культурного сервиса и туризма. Это, безусловно, вызывает необходимость подготовки специалистов, имеющих фундаментальные и профессиональные знания в области туризма и индустрии гостеприимства.

Основной целью дисциплины является формирование и умение применения знаний в практической деятельности посредством углубленного изучения инфраструктуры туризма и гостеприимства.

 

Задачи дисциплины:

 

I. изучение сегментов туризма и гостеприимства;

II. изучение видов услуг населению;

III. освоение понятийного аппарата на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма;

IV. получение представлений об основах организации хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостеприимства;

V. ознакомление с особенностями структуры, организации и обслуживания на предприятиях туризма и гостеприимства в зарубежных странах;

VI. формирование тенденций туризма и отечественной индустрии гостеприимства с целью интеграции в международные коммуникативные сети.

 

Результатом изучения дисциплины «Основы туризма и индустрии гостеприимства» является формирование у студентов целостной системы знаний об инфраструктуре туризма и гостеприимства.

Студенты приобретают знания сущности сервиса в индустрии гостеприимства, а также о различных видах услуг населению, понятийного аппарата предприятий туризма (турагентские и туроператорские фирмы) и гостеприимства (предприятия размещения, питания, перемещения, отдыха, развлечения). Освоение курса «Основы туризма и индустрии гостеприимства» позволяет студенту понять, что в центре деятельности предприятий туризма и гостеприимства находится человек в контексте его потребностей. В результате изучения курса приобретаются умения и навыки написания и оформления доклада, реферата, а также использования методов исследования деятельности предприятий туризма и гостеприимства.

 

· Основные положения дисциплины

«Основы туризма и индустрии гостеприимства»

 

Человечество на протяжении многих столетий наряду с познаниями тайн природы и совершенствования техники уделяло огромное внимание улучшению среды обитания: жилищу, одежде, пище. Развитие каждой из этих жизненно важных составляющих постепенно выделилось в отдельные отрасли, где этими проблемами занимаются исследовательские и проектные институты, а строительство жилья, мебели, производство одежды, обуви, продуктов питания поставлено на индустриальную основу. Инженеры и ученые постоянно совершенствуют и вводят в наш быт новые приборы, агрегаты, оборудование, существенно облегчающие ведение дополнительного хозяйства и содержание дома. Даже в неизбалованной достижениями в быту России большинство семей имеют холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы. В парк бытовой техники входят кондиционеры, стиральные и гладильные машины, газонокосилки, автономные бойлеры, компьютеры и другая техника, которая облегчает работу по дому и делает дом уютным. Подобная «среда обитания» семьи формирует новый стиль жизни. У человека появилась возможность познания мира, соприкосновения с историей и традициями народов мира, с шедеврами материальной культуры. Поездки становятся более разнообразными по целям и задачам и носят не только развлекательный, но и образовательный характер. Бурное развитие туризма в мире и в нашей стране привело к возникновению целой индустрии гостеприимства, где для создания комфортных условий проживания, перемещения, питания, отдыха и развлечения трудятся миллионы разных специалистов. Эта индустрия, как и всякая важная отрасль национальной экономики, включает в себя проектные и исследовательские институты, промышленные предприятия, учебные центры, колледжи, институты, университеты. В индустрии гостеприимства тесно переплетены инженерия, технология, современные средства связи и коммуникации, отели, рестораны, национальные парки, театры, казино, спортивные фестивали, научные и деловые конгрессы. Все это многообразие требует ежедневного и, главное, персонифицированного внимания и заботы к основному элементу всей системы индустрии гостеприимства – гостю, клиенту, человеку, во имя которого и для блага которого возводятся современные порты, вокзалы, гостиницы, отели, уникальные клубы и парки, целые города, целью которых является создание условий для полноценного отдыха, развлечения и познания.

Имеющийся в настоящее время в России контингент специалистов с высшим образованием по своей профессиональной структуре, содержанию полученного образования не в полной мере отвечает требованиям и, как вся социальная сфера, находится в остаточном секторе. Следует отметить, что и содержание обучения специалистов даже по сервисным направлениям носило технократический характер, так как в качестве объекта их труда рассматривалась техника, технология, экономика, организация производства, но не сами пользователи услуг – люди, клиенты. При этом совершенно не учитывалась главная специфика деятельности работника сферы услуг, заключающаяся в том, что любая работа специалиста осуществляется в условиях непосредственного контакта с клиентами. А это означает необходимость иного подхода к формированию знаний и умений специалиста сервиса, приданию им изначально гуманистической ориентации. Несмотря на достаточно высокие темпы подготовки специалистов для индустрии гостеприимства, спрос предприятий и организаций удовлетворяется на 25–35% выпускниками вузов, а колледжей – на 15–20%.

Численность работников, занятых в индустрии гостеприимства, и размеры вклада в ее национальный доход в развитых странах вышли на уровень материального производства. Приблизительно 70% ВНП экономики развитых стран генерируется в сфере обслуживания. Так, в США в сервисе занято 84 млн человек или 70% от всей численности работающих, а доля во внутреннем валовом продукте (ВВП) составляет 72%. В Японии, ФРГ, Швеции доля работающих в сервисе соответственно составляет в процентах 60, 60, 71 от общего количества занятого населения.

 

В США, где индустрия гостеприимства активно развивается с 1956 года, группа экспертов заявила о многолетнем дефиците специалистов, имеющих специальное образование в сфере обслуживания. Предполагается, что к 2002 году будет ощущаться нехватка рабочей силы и 4 из 5-ти мест будут вакантными. Прогнозы таковы, что в начале XXI века около 90% всей рабочей силы в США будет занято сфере обслуживания.

Индустрия гостеприимства – это многочисленные группы предприятий. Размеры и формы их столь разнообразны, что каждый квалифицированный специалист имеет неограниченные возможности в достижении цели, в продвижении карьеры. Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в сфере бизнеса, экономического управления на различных предприятиях независимо от форм собственности.

Необходимо отметить, что уникальность деятельности в сфере гостеприимства заключается в том, что от любого сотрудника, помимо высокой ответственности и живости характера, требуется обладание системой знаний: о странах, народах, географии, истории, окружающей среде, иностранных языках, религии, этике, культуре, психологии, законодательстве и о многом другом, имеющем отношение как к туризму (межотраслевому социально-экономическому комплексу), так и к туристу (человеку, потребителю).

Таким образом, социальная и культурная направленность работы связана с изучением комплекса дисциплин, которые способствуют формированию специалиста в туризме, гостинично-ресторанном бизнесе и других областях.

 

1. Предмет, задачи и методы изучения дисциплины

 

В понятие “индустрия гостеприимства” следует включать различные виды деятельности по оказанию услуг, направленные на удовлетворение материально-бытовых, культурных, духовных потребностей человека.

 

Основными продуктами предприятий индустрии гостеприимства являются: исторические достопримечательности, пейзажи, феномены природы, культурная жизнь страны, народа, быт, этнография, новейшие достижения архитекторов, строителей. Иначе говоря, продукт индустрии гостеприимства – это комплекс физических, социальных и эмоциональных компонентов. В основе деятельности всех предприятий гостеприимства лежит сервис (англ. service – обслуживание). Предметом (объектом) изучения данной дисциплины является:

 

· продукт индустрии гостеприимства;

· всевозможные услуги;

· технологические процессы на предприятиях и организациях индустрии гостеприимства;

· потребитель продукта (гость, клиент).

 

В процессе обучения предстоит решить следующие основные задачи:

 

· изучить сегменты индустрии гостеприимства;

· проанализировать современное состояние и перспективы развития туризма, гостиничного и ресторанного хозяйства, отдыха и развлечений, средств перемещения в России и за рубежом;

· ознакомиться с особенностями структуры, организации и обслуживания в индустрии гостеприимства за рубежом;

· получить представления об основах организации деятельности предприятий.

 

Для достижения поставленных целей и решения задач используются различные методы (methodos в пер. с греч. – “путь к чему-либо”):

 

· аналитические;

· статистические;

· социологические;

· медико-биологические;

· сенсорные;

· химические и другие.

 

Факторы развития туризма

 

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток.

Выделяют две группы основных факторов, влияющих на туризм: статичные и динамичные. В группу статичных факторов входят природно-климатические, географические, культурно-исторические. К динамичным факторам относятся:

 

· политические;

· социально-демографические;

· финансово-экономические;

· материально-технические (предприятия размещения, питания, транспорт, предприятия отдыха и развлечения, туристские фирмы).

От политической обстановки в стране зависят, по существу, все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты являются следствием политики государства.

Так, после событий 11 сентября 2001 г. стали очевидны уже многие негативные последствия террористических актов, произошедших в США. Только за два месяца после указанных событий доход компании British Airways сократился на 11%. Пассажиропоток в бизнес-классе уменьшился на 32%, в экономическом классе – на 20%. В Европе компании, специализирующиеся на бортовом питании, сокращают объемы производства и увольняют лишний персонал. Особенно сильно кризис затронул компанию LSG, услугами которой пользуются 260 авиакомпаний в 44 странах мира. Ее основным клиентом была компания American Airlines. После 11 сентября 2001 г. компания вынуждена была уволить до 30% своего американского персонала.

Следует сказать, что все последующие убытки, которые отразились на развитии международного туризма, в результате этих событий еще предстоит оценить. Но данный факт несомненно подтверждает зависимость туризма от развития динамических факторов.

Социально-демографические факторы характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей, бездетных пар, пенсионный возраст, уровень образования, культуры, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизацию и т.д.

К примеру, в Японии количество отпускных дней в году составляет всего лишь 5–6 дней. Естественно, что японцы предпочли бы путешествовать в те места, куда дорога занимает меньше времени. Таким принимающим регионом, по оценкам специалистов и самих жителей Японии, мог бы стать Дальневосточный регион России. Но, к сожалению, по объективным причинам (уровню сервиса, разнообразию туристских продуктов) наши соседи пока отдают предпочтение странам Европы и США.

К финансово-экономическим факторам относят финансовую стабильность, уровень доходов населения, долю средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.д.

 

Понятийный аппарат туризма

 

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с основных понятий, используемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются «туризм», «турист», «туристская услуга», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «турпродукт» и т.д.

Первые определения «туриста» были сформулированы в 1937 году специальным комитетом Лиги Наций. Однако специалисты трудятся над разработкой понятия «туризм» уже более пятидесяти лет.

В 1980 году Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: “Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения” (Филиппины, октябрь 1980 г.).

В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение туризма: “один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемых в ряде стран с элементами спорта”.

На международной конференции по статистике путешествий и туризма в 1991 году было дано несколько иное определение: «туристом является любой посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся вне пределов его обычной среды, в течение не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью».

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: “туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют, осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями”.

В России до 1996 г. не было закона, который бы регулировал туристскую деятельность и определял основные понятия. Но в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ, где впервые был разработан понятийный аппарат туризма.

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятий оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Турист – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее гражданин), посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Экскурсант – гражданин, находящийся в месте временного пребывания не более 24 часов.

Экскурсантов принято исключать из туристской статистики. Но в ряде стран, например в Финляндии, экскурсанты приносят огромные доходы в бюджет. Поэтому их было принято вносить в туристскую статистику.

При этом из числа туристов и экскурсантов исключаются:

· приграничные трудящиеся;

· дипломаты, консульские работники и военнослужащие, включая домашнюю прислугу, иждивенцев, сопровождающих их и присоединившихся к ним;

· лица, въезжающие в столицу и выезжающие из нее в качестве эмигрантов, включая иждивенцев и лиц, сопровождающих их;

· беженцы и кочевники;

· транзитные путешественники.

 

Туристская услуга – результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (экскурсантов).

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Наиболее же полное определение туристским ресурсам дал итальянский экономист Троизи, который выделил три группы туристских ценностей:

 

· свободно доступные ценности, которые являются «потенциальным туристским капиталом»: ландшафты, климат или, иными словами, природно-географические условия;

· объекты, созданные трудом человека: архитектурные и исторические памятники и т.д.;

· материальная база: сегменты туризма и индустрии гостеприимства.

 

Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Тур – комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты.

Туроператор – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта.

Турагент – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

По данным Госкомстата в России в 1999 г. насчитывалось 3045 туристских фирм, из которых 2145 занимались туроператорской деятельность, а 900 – турагентской. Следует понимать, что туристские фирмы часто сочетают как туроператорскую деятельность, так и турагентскую.

 

Темы рефератов

 

Туристские ресурсы: Республики Карелия, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Владимирской области, Калужской области, Смоленской области, Рязанской области, Тверской области, Тульской области, Ярославской области, Республики Мордовия, Белгородской Области, Воронежской Области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области, Пензенской области, Республики Калмыкия, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Удмуртской области, Чувашской Республики, Волгоградской области, Ивановской области, Кировской области, Костромской области, Нижегородской области, Самарской области, Саратовской области, Ульяновской области, Республики Башкортостан, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Челябинской области, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской области, Карачаево-Черкесской области, Республики Северная Осетия, Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Курганской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края, Республики Бурятия, Иркутской области, Читинской области, Республики Коми, Республики Саха (Якутии), Чукотского автономного округа, Архангельской области, Камчатской области, Магаданской области, Мурманской области, Таймырского автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа, Эвенкийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области, Сахалинской области.

 

Требования к написанию реферата

 

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – это краткое письменное (устное) изложение научной темы, вопроса, выполненное на основе обзора литературных и других источников.

1. Печатный вариант реферата должен включать следующие компоненты в нижеуказанной последовательности:

 

титульный лист (см. Приложение 3);

содержание (15 машинописных листов);

введение и заключение;

список используемой литературы, включая перечень используемых сайтов из Internet;

приложения (документы, иллюстрации, карты).

 

2. Титульный лист, введение, заключение и список литературы включаются как самостоятельные разделы в перечень содержания.

3. Содержание включает в себя наименование всех разделов и подразделов с указанием страниц, в которые они входят. Слово «содержание» записывают в виде заголовка («СОДЕРЖАНИЕ»), симметрично тексту, прописными буквами. Наименование подразделов записывают строчными буквами, кроме первой прописной. Слова «введение», «список литературы» и «приложение» записывают прописными буквами и начинают писать их на уровне первой прописной буквы наименования раздела. Цифры, обозначающие номера страниц, следует располагать на расстоянии 10 мм от верхнего края листа. Слово «стр.» не пишется!

4. Основная текстовая часть выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 на компьютере шрифтом Times New Roman 14 с полуторным интервалом и распечатывается на струйном или лазерном принтере. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему оригиналу и составлять 15 мм.

5. Текстовая часть делится на разделы, подразделы и, при необходимости, далее на пункты (параграфы). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Номер подраздела состоит из номера раздела и собственно подраздела, разделенного точкой, например 2.3. (третий подраздел второго раздела). Пункты в разделах нумеруются независимо, а суммарный номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например 1.1.2. (второй пункт первого подраздела первого раздела). Каждый пункт начинается с абзацного отступа.

6. Наименования (заголовки) разделов, подразделов должны быть краткими и точными. Они выделяются «жирным» шрифтом или набираются прописными буквами. Переносы в названиях не допускаются, точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Такие разделы, как содержание, введение, заключение, список используемой литературы оформляются на отдельных листах. Расстояние между заголовками раздела и последующим текстом должно составлять 3–4 интервала. Подразделы не обязательно начинать с новой страницы, они идут по тексту, отделяются 2–3 пробелами.

7. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи, рисунки и пр.) обозначаются словом «рис.». Их располагают по центру листа, после первой ссылки на них, нумеруя последовательно в пределах всей работы арабскими цифрами с соответствующими поясняющими надписями после рисунка. Ссылки по тексту дают «рис. 3», на ранее упомянутые – «см. рис. 1». Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица должна иметь содержательный заголовок, помещаемый в середине над таблицей. Все таблицы нумеруются арабскими буквами «Таблица 1», ссылка дается по тексту «табл. 1».

8. Оформление списка литературы (не менее 10–15 источников) осуществляется в алфавитном порядке, размещение источников в начале – на русском языке, затем иностранные работы. Общий список должен включать все использованные в работе источники, независимо от формы их изложения (монографии, сборники, отчеты и т.д.).

 

Правила оформления изданий

 

Книга /Учебник

Например:

Козырев В.М. Туристская рента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 112 с.

Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 2000. – 400 с.

Статья

Воронин Г.П. Госстандарт России сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 1998. №12. С. 20–23.

9. В содержании реферата должны указываться ссылки на источники. Существует несколько вариантов использования в тексте ссылок. Наиболее употребляемые это [см. 5, с. 15] или [5, с. 15]. Возможно использование ссылки на фамилию автора и год издания. Например, (Биржаков, 2001). Ссылка из Internet оформляется следующим образом: (http.//www.world – tourism.org).

10. Приложения приводят в конце работы после списка литературы и оформляют их как продолжение основной работы. В приложения включают вспомогательные материалы, например отчетные, статистические и нормативные формы по предприятиям и ресурсам, дополнительные картографические и иллюстративные материалы, выдержки из методик расчетов и аналитических алгоритмов. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу «Приложение» и его порядкового номера арабскими цифрами, например «Приложение 1». В содержании должны быть перечислены все приложения с указанием их номеров и заголовков.

 

IV. Литература

 

Основная

 

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1999. – 192 с.

Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2001. – 400 с.

Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во Экмос, 2001. – 400 с.

 

Дополнительная

 

Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 382 с.

Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 с.

Журнал «Отель».

Журнал «Ресторанный бизнес».

Журнал «Ресторанные ведомости».

Журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы».

Журнал «Туристские фирмы».

Основы туризма и индустрии гостеприимства.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 511.