РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Особое внимание обучающиеся должны уделять изучению тем, вынесенных на самостоятельное освоение.
Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необходимо ознакомиться с учебным планом группы и установить, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу с преподавателем на лекционных и семинарских (практических) занятиях, а также на самостоятельную работу.
Тщательно спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по предмету, представить этот план в наглядной форме (например, как график работы) и в дальнейшем его придерживаться,
Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала, основных терминов и понятий курса и с письменных ответов на индивидуальные и тестовые задания, чтобы имея необходимые знания.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. В качестве методов запоминания можно использовать составление в отдельной тетради письменного конспекта ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины.
При изучении теоретического материала самостоятельно следует руководствоваться принципами последовательности изучения, повторения пройденного материала и возвращения к уже изученному материалу. Из всего массива рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. Сориентироваться в учебном материале по теме Вам поможет краткая информация по каждой теме, подготовленная преподавателем.
Основное в подготовке и проведении семинара – это самостоятельная работа обучающихся над изучением темы. В процессе подготовки к семинару каждый из них должен выполнить поставленные преподавателем задачи: во-первых, оформить письменные задания в тетради (работа с терминами, заполнение таблиц и т.д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу предполагает изучение рекомендованных материалов, составление кратких конспектов по каждому вопросу, выписывания и заучивания основных терминов. Для этого следует обратиться учебным пособиям, конспектам лекций, первоисточникам, научной и справочной литературе, ресурсам сети Интернет. В процессе подготовки следует полнее использовать консультации с преподавателями, которые проводят занятия.
Текущее тестирование – это контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответов для выбора. Тестовая форма контроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний, включающая в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала. Тестовые задания делятся на несколько групп. Задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов. Предложение нескольких альтернативных вариантов ответа позволяют обучающимся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе, а также сформировать целостное представление основных проблем. Вторая группа представляет собой задания на восстановление соответствия, третья – на восстановление последовательности. Четвертую группу образуют задания открытого типа, в которых правильный ответ надо сформулировать самому обучающемуся. Пятая группа заданий связана с поиском и исправлением фактологических ошибок в тексте; шестая – выполнением творческого задания по тексту источника.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ). МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТА)
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке обучающимся учебного материала дисциплины (с учётом учебной литературы, лекционных и семинарских занятий), сгруппированном в виде контрольных вопросов. Оптимальным для подготовки к зачету является вариант, когда обучающийся начинает подготовку к нему с первых занятий по данному курсу.
Зачет по курсу проводится по билетам (первый вопрос – теоретический, второй – задание по тексту документа по выбору преподавателя) или в виде тестирования. В случае проведения итогового тестирования преподаватель имеет право воспользоваться примерными тестовыми заданиями или составить новые тестовые задания в соответствии с материалом учебной дисциплины. (Критерии оценивания см. в рабочей программе по данной дисциплине).
На зачете по билетам обучающийся отвечает после предварительной подготовки. По желанию обучающегося он может отвечать на теоретический вопрос билета без подготовки. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, в случае, если обучающийся недостаточно полно осветил тематику вопроса, и однозначно оценить его ответ затруднительно. (Критерии оценивания см. в рабочей программе по данной дисциплине).
Итогом систематической и качественной подготовки к зачету является успешная его сдача, демонстрирующая освоение обучающимся материала курса на уровне не ниже базового.
Примерные теоретические вопросы к зачету
1. Раскройте особенности судебной системы в период Киевской Руси и раздробленности.
2. Охарактеризуйте систему наказаний в Древнерусском государстве.
3. Проанализируйте особенности Судебника 1497 и отметьте нововведения по сравнению с Русской Правдой.
4. Раскройте особенности функциональных обязанностей и принципов назначения судебные исполнители в судах Московского государства (доводчики, недельщики, ездаки).
5. Охарактеризуйте вотчинную и церковную юстицию по особенностям их организации и подсудности.
6. Раскройте особенности судебной системы Московского государства, определенные Судебником 1497 года.
7. Раскройте изменения появившиеся в судебной системе в XVI веке.
8. Охарактеризуйте особенности организации губных (земских) судов и их подсудность.
9. Раскройте судебные функции приказов. Выделите и охарактеризуйте специализированные судебные приказы.
10. Опишите реформы судебной системы, происходившие при Петре I.
11. Охарактеризуйте особенности реформа судебной системы Екатерины II, ее причины и последствия.
12. Опишите особенности тюремного заключения в Московском государстве до эпохи Екатерины II.
13. Опишите особенности судебной системы в России, возникшие после реформы 1775 года.
14. Опишите историю возникновения Министерства юстиции в России и проанализируйте, как изминались система организации в юридической сфере с ее появлением.
15. Опишите особенности судебной реформы Александра II.
16. Раскройте роль Общества попечительного о тюрьмах в организации социальной защиты заключенных. Опишите историю возникновения Общества, его организацию, дальнейшую эволюции.
17. Охарактеризуйте особенности мирового суда в России (по реформе 1864 года).
18. Опишите особенности функционирование суда присяжных в России, особенности организации, историю деятельности.
19. Проанализируйте «контрреформу» Александра III в плане изменений в судебной системе России.
20. Охарактеризуйте судебную систему Российской империи в конце XIX – начале XX века (перед революцией).
21. Опишите особенности стихийного преобразования судебной системы России после революции 1917 года. Рассмотрите общую ситуацию с правосудием в конце 1917 года.
22. Охарактеризуйте нововведения в судебную систему привнесенные декретами о суде (№ 1, № 2 и № 3). Проанализируйте теоретические модели и реальное воплощение.
23. Охарактеризуйте особенности мест заключения в 1917-1920 гг.
24. Опишите структуру судебной системы и органов юстиции, сформировашиюся по реформе 1922 года.
25. Охарактеризуйте деятельность Министерства юстиции Временного правительства.
26. Опишите особенности устройства и функционирования суда и органов юстиции в годы ВОВ.
27. Охарактеризуйте прокуратуру и адвокатуру в советский период.
Примерные практические задания к зачету
1. Прочтите текст и ответьте на вопросы:
«Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому».
Вопросы: 1) К какому документу можно отнести этот текст? На основании каких фактов был сделан данный вывод? 3) Какие важные антикоррупционные положения содержаться в этом отрывке?
2. Объясните содержание статьи документа (Судебника 1997 г. (Ивана III)
«А поймают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталъ его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью».
Поясните принцип назначения наказания.
3. Прочтите текст и ответьте на вопросы:
«Ст.32. Неделыцику для бояр, окольничих, дворецких, казначеев, дьяков взяток не просить и самому неделыцику взяток не брать. Если неделыцик возьмет взятку для боярина, окольничего, дворецкого, казначея или дьяка или возьмет взятку себе и его в этом уличат: недельщика наказать торговой казнью, взятки вернуть втрое больше, из недельщиков его уволить».
Вопросы: 1) Каковы функции были у недельщика? 2) В чем выражалось наказание в виде торговой казни? 3) К какому времени относится этот документ?
Образец итогового теста
1. «Кормчие книги» использовались в качестве законодательной базы в …. судах:
А) вотчинных Б) воеводских В) церковных Г) губных
2. Законодательный акт, которым впервые в России было введено тюремное заключение как вид уголовного наказания … (укажите название документа).
3. Должности генерал-прокурора и обер-прокуроров при Сенате и Синоде были учреждены …
А) Петром Б) Анной Иоанновной В) Елизаветой Петровной Г) Екатериной II
4. Главное тюремное управление в ведении МВД Российской империи было создано в … году
А) 1876 Б) 1877 В) 1878 Г) 1879
5. Установите последовательность возникновения видов уголовных наказаний в России
А) тюремное заключение Б) вира В) каторга Г) «что государь укажет»
6. Судебно-полицейские и тюремные функции в эпоху Ивана Грозного возлагались на … приказ
А) Разбойный Б) Холопский В) Поместный Г) Дворцовый
7. Временным правительством Главное тюремное управление было преобразовано в …
А) Главное управление местами заключения
Б) Главное управление местами лишения свободы
В) Главное управление пенитенциарными учреждениями
Г) Главное управление системой мест заключения
8. Первым руководителем Наркомата юстиции РСФСР был …
А) Г.И. Оппоков Б) П.И. Стучка В) Ф.Э. Дзержинский Г) Д.И. Курский
9. Мировые судьи делились на три категории:
А) участковые, почетные и добавочные;
Б) государственные, коммерческие и акредационные;
В) становые, окружные и третейские
10. Ссылка в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в 1943 г. была введена в отношении …
А) изменников Родины и предателей
Б) советских военнопленных, завербованных немецкой разведкой
В) немецких военнопленных, совершивших злодеяния на оккупированной территории
Г) нацистских преступников
11. Судебная система России после реформы 1864 г. не включала (укажите лишнее)… суд
А) народный Б) волостной В) окружной Г) мировой
12. Большинство тюрем СССР с 1 января 1964 г. были преобразованы в …
А) следственные изоляторы В) исправительно-трудовые колонии
Б) исправдома Г) арестные дома
13. Советская судебная система не включала … (укажите лишнее)
А) народный суд Б) Верховный суд В) военный трибунал Г) мировой суд
14. В Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд:
А) исправник Б) полицмейстер В) недельщик Г) приказчик
15. Документ, упразднивший прежние суды: окружные суды, судебные палаты, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды, а также институт судебных следователей, прокуратуру, адвокатуру
А) Декрет о суде № 1 Б) Декрет о суде № 2 В) Декрет о суде № 3.
16. Нижняя и верхняя расправа, городской и губернский магистрат, верхний и нижний (уездный) суды были созданы при …
А) Алексее Михайловиче Б) Елизавете Петровне В) Екатерине II
Г) Иване IV Д) Петре I Е) Александре I Ж) Александре II
17. Появление суда земских начальников связано с судебной реформой (контрреформой) …
А) Петра I Б) Александра I В) Екатерины II Г) Александра III
Д) Алексея Михайловича Е) Николая I Ж) Александра II
18. Территория мирового участка, на котором чинил суд участковый мировой судья была размером
А) с часть волости Б) с часть уезда В) с уезд Г) с несколько уездов
Д) с губернию Е) с 2 губернии
19. Реорганизация прокуратуры, по которой она стала представлять функцию обвинения в суде произошла в результате реформы …. года.
А) 1497 Б) 1550 В) 1649 Г) 1707 Д) 1745 Е) 1864 Ж) 1903 З) 1917
20. Высшим церковным судом при Петре I стал(а) …
А) Сенат Б) Синод В) Юстиц-коллегия Г) Епископат
Е) Магистратура Ж) Преображенский приказ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Методические указания по изучению теоретического материала | 3 |
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | 34 |
Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы | 43 |
Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (зачету). Материалы для проведения промежуточной аттестации (зачета) | 46 |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.