Семинар по теме 8. Формирование судебной системы в революционный период (1917-1918 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

1. Реорганизация органов правосудия после Февральской революции 1917 г.

2. Пенитенциарная система Минюста Временного правительства.

3. Судебная система в России после декрета о суде № 1

4. Проект судебной системы по декрету о суде № 2

5. Изменения в судебной системе по декрету о суде № 3

6. Ситуация в тюремном ведомстве после октября 1917 года.

Методические указания

В первом вопросе необходимо отразить развитие органов правосудия после Февральской революции 1917 г., показать особенности центральной и местной юстиции. Подробнее следует остановиться на создании органов административной юстиции, их функциях, специфике деятельности вновь учрежденных должностей комиссаров труда, развитии институтов прокуратуры и адвокатуры. Также требует проанализировать деятельность Минюста Российской империи в борьбе с политическими преступлениями, законодательного регулирования и организации политической ссылки.

Во втором вопросе следует дать оценку изменениям в системе исполнения наказаний при Временном правительстве, подробнее остановиться на реорганизации органов управления, изменении условий содержания заключенных в местах лишения свободы, последствиях амнистии от 1 марта 1917 г. Затем необходимо выявить отличия в походах ГТУ и ГУМЗ к реформированию пенитенциарной сферы. Изучение вопроса целесообразно провести в форме работы в малых группах. После предварительного ознакомления с источниками и литературой одна группа (в форме презентации или устного выступления) дает характеристику реформы 1877 г., другая – 1917 г. Каждый участник группы выступает в роли эксперта по конкретному вопросу, например, причинах реформы, личностях реформаторов, основных мероприятий, их последствиях и т.д. В итоге группа должна сформулировать отличия в походах ГТУ и ГУМЗ к реформированию мест заключения. Подводя итоги работы в группах, преподаватель раскрывает положительные и отрицательные последствия обеих реформ. В конце занятия группа оценивает работу каждого участника и сообщает результаты преподавателю.

В третьем вопросе необходимо познакомиться с процессом ликвидации судебной системы дореволюционной России в октябре 1917 года. Составить представление о двух формах судебной организации по Декрету о Суде № 1: местном суде, его организация и подсудность, и революционных трибуналах, их формированию, структуре и особенностям судопроизводства.

В четвертом вопросе следует рассмотреть структура судебной системы по Декрету о Суде N 2, а также отметить какие судебные структуры, так и не были созданы и почему.

В пятом вопросе необходимо выяснить положения Декрета о суде № 3, показать виды судов и судебную систему. Следует также показать дальнейшее развитие судебной системы – возникновение единого суда. Следует отразить состав, структуру и юрисдикцию единого народного суда.

В шестом вопросе следует рассмотреть ситуацию в тюремном ведомстве после октября 1917 года, в том числе формирование структур (тюремной коллегии, Центрального карательного отдела). Обратить внимание на возникновение лагерной системы.

 

Вопросы для самопроверки

8. Почему Временное правительство произвело амнистию?

9. Какие новшества в пенитенциарной и судебной системе появились с февраля по октябрь 1917 года?

10. Почему в октябре 1917 года были упразднены все прежние судебные учреждения?

11. Какие судебные учреждения были созданы после октября 1917 года?

12. Как кплектовались суды после октябрьского переворота?

13. Почему были упразднены ревтрибуналы в уездах?

14. Что нового внесло ГУМЗ Минюста Временного правительства в систему судоустройства, организацию управления и деятельность тюрем?

Темы сообщений

1. Кадровая политика ГУМЗ Минюста Временного правительства.

2. Арест и ссылка царской семьи в 1917 г.

Понятия и термины

Главное управление местами заключения, революционный суд, народный суд, революционный трибунал, военно-революционный трибунал, карательный отдел, внесудебная репрессия, заложничество, Особое совещание, особая тройка, земледельческая колония, прогрессивная пенитенциарная система, лагерь принудительных работ, Совнарком, Народный комиссариат юстиции, НКВД, ВЦИК, революционные трибуналы, местный народный суд, лагеря обычные и особые, сельскохозяйственные колонии, реформатории для несовершеннолетних преступников, губернские суды, единый народный суд.

 

Учебная литература

7. Белова Н.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции: Учебное пособие / Белова Н.А. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 295 с.

8. Желтов А.А. История судебной системы и органов юстиции России: альбом схем Вологда, 2010.

9. Захаров В.В. История государства и права России. В 2-х т. Т. 1: Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=426401 

10. История суда и правосудия в России: Монография: В 9 т.. Т. 1 : Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века)/ Колунтаев С.А., Сырых В.М., Ершов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.: URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=528488  

11. Кузнецов, И. Н. История государства и права России [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=415496 

12. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 816 с.   URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=464019

 

Дополнительная литература

1. Архипов С.В. О кадровой политике ГУМЗ Министерства юстиции России в послефевральский период 1917 г. // Уголовно-исполнительная система России глазами гуманитариев: история и современность: сборник научных трудов. Рязань, 2004. С.10-18.

2. Бобренев В. Как «революционная целесообразность» обернулась произволом // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 63-69.

3. Детков М.Г. Тюремная система после Февральской революции, ее цели и содержание // Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. С. 83-103.

4. Ионина Н.А. Царственные узники // Ионина Н.А. Сто великих узников. М., 2003. С.497-505.

5. Олейник И.И., Олейник О.Ю. История правоохранительных органов России Х-ХХ вв.: учебное пособие. Иваново, 2008. С.172-180.

6. Печников А.П. ГТУ (ГУМЗ) в период временного правительства // Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.). М., 2004. С. 267-306.

7. Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2005.

8. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник. Рязань, 2006. С. 87-109.

9. Реент Ю.А. Российская пенитенциарная система начала XX века // Преступление и наказание. 2008. № 5. С. 52-56.

10. Смыкалин А.С. История судебной системы России. М., 2010. С. 117-125.

11. Смыкалин А. Создание советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. № 2. С.39-41.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.