И последующий период. Развитие УИС в советский период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(для самостоятельного изучения)

Учебные вопросы лекционного курса

1. Суды и судопроизводство в СССР в годы войны.

2. Судебная система и органы юстиции в послевоенный период

3. Судебная система в 1953-1980-х годах

4. Прокуратура в СССР в 1970-80-х гг.

 

Основные сведения по теме

1. В первый же день войны в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» и «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий» учреждались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же как и в городах (например, в Москве) в период нахождения на осадном положении. По постановлению Военного совета Западного фронта с 25 октября 1941 г.

Почти все судебные органы Москвы были преобразованы в военные трибуналы. На основе структуры Московского городского суда и народных судов был создан единый Московский военный трибунал с постоянными выездными судебными сессиями в районах из трех судей, которые могли оперативно рассматривать дела в сложившихся чрезвычайных условиях. Надзор за выездными сессиями был возложен на военный трибунал Московского военного округа. Но наряду с военными трибуналами сохраняли по одному участку народного суда. Практика преобразования судов в трибуналы сохранялась до 1942-1943 гг. и в других прифронтовых территориях по приведенному здесь примеру.

2. После окончания войны в местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были восстановлены также транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

В 1945 - 1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязали гражданское население и военнопленных, угоняли мирных советских граждан в Германию, были ответственны за другие злодеяния.

19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР.

3. В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля 1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов.

В 1960-х — первой половине 1980-х годов судебная система, сложившаяся в СССР в конце 1950-х годов, не претерпела каких-либо радикальных изменений.

В связи с незначительным числом новых положений по вопросам правосудия, включенных в Конституцию СССР 1977 г., Верховный Совет СССР принял решение, что вместо подготовки нового закона о судоустройстве достаточно было внести изменения в «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 г.

4. Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г. расширил полномочия органов прокуратуры. Помимо надзора за точным соблюдением законов на них возлагались обязанности по координации деятельности правоохранительных органов. Прокуратуру возглавлял Генеральный Прокурор СССР, назначавшийся Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Структурными подразделениями прокуратуры были коллегии, Главное следственное управление, управления и отделы.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров — 5 лет.

Контрольные вопросы и задания

1. Как была реорганизована судебная система после начала войны?

2. Какова была подсудность военных трибуналов в годы ВОВ?

3. В чем проявлялась упрощенная система вынесения приговоров военными трибуналами в годы ВОВ?

4. В связи с чем в 1956 году было упразднено Министерство юстиции СССР?

5. В чем, на Ваш взгляд, состоит принципиальное различие между Госарбитражем СССР и современными арбитражными судами?

6. Почему в первые месяцы войны резко возросло число осужденных к расстрелу? Чем была обусловлена этническая депортация в военный период?

7. Каковы были причины сокращения лагерного контингента в начале войны? Когда смертность заключенных ГУЛАГа достигла своего пика и какие меры были приняты по снижению ее уровня?

8. В чем заключалась специфика деятельности лагерной юстиции?

9. Почему именно в начале 1950-х гг. численность заключенных в СССР достигла максимальной величины?

10. Что, по Вашему мнению, стало главной причиной демонтажа советской лагерной системы?

11. Чем была вызвана передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД в структуру Министерства юстиции?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Целью семинарских занятий является изучение наиболее сложных вопросов курса; закрепление материала, изученного на лекциях и в ходе самостоятельной работы; овладение навыками его практического применения; осуществление проверки знаний обучающихся.

В процессе подготовки к семинару каждый обучающийся должен, во-первых, выполнить письменные задания в тетради для семинарских занятий (работа с терминами и понятиями, заполнение таблиц, составление схем, анализ первоисточников и т.д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу подразумевает изучение рекомендованной преподавателем литературы и источников, конспектирование основных положений по рассматриваемой проблеме. Для этого следует обратиться к учебной и научной литературе, научным периодическим изданиям, которые имеются в библиотеке института, а также рекомендованным преподавателем Интернет-ресурсам.

В ходе устного ответа на семинаре (доклада, сообщения, дополнения) обучающемуся необходимо продемонстрировать умение самостоятельно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, отвечать на заданные вопросы. Как правило, на научный доклад отводится 10–15 мин., на сообщение – 5–7 мин., дополнение – 1–2 мин. Во время ответа разрешается пользоваться конспектом, однако дословное чтение конспекта (статьи, отксерокопированной из журнала или распечатанной из Интернета) не допускается.

На семинарских занятиях используются различные формы учебной деятельности (работа с первоисточниками, дискуссия, работа в малых группах и т.д.) и дидактические материалы (хрестоматии, учебные видеофильмы и т.д.). Для контроля усвоения знаний на семинарах проводятся проверочные мероприятия: терминологические или хронологические диктанты, устные опросы, письменные контрольно-проверочные работы, тестирование.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.