«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Цель: познакомить педагогов с приёмами и методами, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности.
Счастье – это когда тебя понимают!
Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.
Для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребёнка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки
Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:
1блок, включает в себя игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе. Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:
Игра «Липучки»
Все дети (педагоги) передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Носок-пятка »
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций» с целью формирования произвольных воспроизведений определённых эмоциональных состояний мимикой, жестом, движением.
С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю в разные режимные моменты.
Игра «Пирамида любви»
Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.
Игра развивает умение выслушивать мнение участников.
3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используются обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнёра, усвоению моральных норм и правил поведения.
Игра «Дотронься до...»
Сейчас хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребёнка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребёнке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребёнка в свои силы, в свои возможности.
Игра «Комплименты»
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Социокультурная ситуация, отражённая в игре, создаёт благоприятные условия для формирования у детей элементарных социальных навыков. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребёнка постепенно формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребёнка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребёнок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры . Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действие, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе, мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются.
Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговорённых со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребёнок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Подвижные игры , будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр, мы учим детей, объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети станут более общительными, дружелюбными, они научатся устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научатся на занятиях слушать друг друга, станут более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшатся коммуникативные навыки и умения.
4. Снизится количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научатся договариваться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к мнению товарищей.
6. Дети станут более сплочёнными.
Приложение 3
Мастер- класс для педагогов «Давайте жить дружно!»
(игры на сплочение и знакомство детского коллектива)
Цель: познакомить педагогов с играми на сплочение и знакомство детского коллектива.
Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Воспитатель, общаясь с детьми изо дня в день, напрямую сталкивается с этой проблемой. Думаю, положение может исправить правильно организованный досуг, основанный на коллективных играх. Считаю, что игра важна и незаменима для сплочения и знакомства детского коллектива и для развития каждого ребёнка.
В играх есть возможность, говоря словами известного польского педагога и психолога Януша Корчака «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».
Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми.
Игра для ребёнка – это лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие.
Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.
Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Именно в играх рождается детское содружество.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Игру можно рассматривать как:
1. Важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться.
2. Фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию.
3. Метод организации и сплочение коллектива.
4. Эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности.
5. Сферу общения.
6. Способ формирования творческой и социально активной личности.
7. Средство социализации.
А сейчас мы с вами поиграем в игры на сплочение и знакомство детского коллектива.
Игра «Запоминаем имена»
Цель: помочь детям запомнить имена других детей в группе и развивать навыки сотрудничества в коллективе.
Дети передают или перекидывают подушку от одного к другому – по кругу. Тот, кто получает подушку, громко произносит своё имя. Остальные внимательно слушают и стараются запомнить.
Потом подушка снова движется по кругу, но получивший ребёнок молчит, а все остальные называют громко его имя.
Далее подушка свободно перекидывается через круг. Дети называют хором имя того, кто получил подушку.
Игра «Бездомный заяц»
Цель: развивать способность к сотрудничеству и усиливать чувства сплочённости в группе.
На полу лежат обручи по количеству детей.
« В нашем сказочном лесу живёт много зайчишек и у каждого свой домик. Давайте превратимся в зайчиков: «Вокруг себя повернусь и в зайчика превращусь!». Занимайте свои домики. Пока звучит музыка, все зайчики могут бегать по полянке, прыгать и веселиться, но когда музыка перестаёт играть, появляется волк, а они должны спрятаться в домики. Волк иногда ломает от злости заячьи домики, и зайчишки остаются бездомными. Но их могут позвать в свои домики другие зайчишки».
Во время игры педагог убирает обручи, а дети должны позвать в свой «домик» бездомного зайца. В конце все дети должны оказаться в одном обруче, крепко держась друг за друга.
Игра «Волна»
Цель: развивать способность к сотрудничеству и чувству сопричастности к коллективу.
Дети встают в круг, берутся за руки.
«В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».
Затем воспитатель предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Игра «Весёлый танец»
Цель: учить слушать музыку, двигаться согласно тексту. Развивать умение доверять друг другу и усиливать чувства сплочённости в группе.
Воспитатель включает запись музыкальной игры, показывает движения и объясняет, что этой танец нужно исполнять вдвоём, поэтому необходимо найти себе пару. После каждого куплета дети ищут себе нового партнёра.
«А теперь похлопаем себе. Скажем друг другу «спасибо» за компанию».
Дети хлопают в ладоши и благодарят друг друга.
Мы с вами много играли. Что вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
«Спасибо за внимание»
Приложение 4
Консультация для педагогов
«Технология педагогического общения с родителями»
Цель: познакомить педагогов с технологией педагогического общения с родителями, с принципами взаимодействиями с родителями.
Принципами взаимодействия с родителями являются :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями, необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребёнком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, мастер-классы, тренинги и собрания. Но при правильной организации взаимодействия, они с удовольствием дома изготовят вместе с ребёнком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в весёлых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребёнка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Важные моменты:
· все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
· содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
· оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
· содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
· конфликты между родителями из-за детей;
· родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
· жалобы воспитателей на пассивность родителей;
· невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребёнка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребёнок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребёнка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой воспитатель расскажет о результатах предпринятых мер.
Приложение 5
Дата: 2019-05-29, просмотров: 329.