Глава 2. Курсовой проект по формированию общения и взаимодействия со сверстниками у детей 2-3 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методики для выявления параметров общения у детей 3-го года жизни.

Опросник «Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми»

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребёнка.

Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом.

Инструкция: Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, как ваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво!

«Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.) (приложение 1)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

 

Система работы по развитию общения у детей 3-го года жизни.

Работа с педагогами:

Семинар-практикум «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности» (приложение 2).

Цель: познакомить педагогов с приёмами и методами, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности.

Мастер-класс «Давайте жить дружно!» (приложение 3)

Цель: познакомить педагогов с играми на сплочение и знакомство детского коллектива.

Консультация «Технология педагогического общения с родителями» (приложение 4)

Цель: познакомить педагогов с технологией педагогического общения с родителями, с принципами взаимодействиями с родителями.

Работа с детьми:

Исследование проводится в качестве наблюдения за  поведением детей и их реакциями на общение со сверстниками.

Игра «Давайте поздороваемся» (приложение 9).

Цель: развитие коммуникативной культуры, сплочение группы, интереса к взаимодействию.

Игра «Дружеские ладошки» (приложение 10).

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Игра «Пузырь» (приложение 11).

Цель: учить чувствовать и понимать друг друга.

Работа с родителями:

Консультация «Помогите ребёнку научиться дружить» (приложение 5).

Цель: познакомить родителей с формированием потребности у детей в общении со сверстниками.

Семинар-практикум «Учимся общаться с ребёнком» (приложение 6).

Цель: познакомить родителей с методами и приёмами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Мастер-класс «Мастерство общения» (приложение 7).

Цель: развитие коммуникативных навыков родителей.

Предполагаемый результат:

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Это первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребёнка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей и педагогов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Изучив работы В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б. Спока, А. Кимпински, Б. Коутса, Ж. Пиаже взгляды Т.А. Репиной, О.Н. Истратовой, Галигузовой Л.Н., Коломинского В.С., Эльконина Б.Д. и др., можно сделать вывод, что общение многолико; включает много форм и видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия "общение" и его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребёнка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Рассмотрев роль и функции общения, мы пришли к выводу, что помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Изучив взгляды Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, О.Н. Истратовой, Галигузовой Л.Н., Коломинского В.С., Эльконина Б.Д. и др. по проблеме, мы можем сделать вывод о том, что дети младшего дошкольного возраста охотнее вступают в общение со сверстниками ради участия в общей игры, средством общения является речь, подражание поведения и т.д.

С целью изучить особенности общения со сверстниками у детей 3-го года жизни, мы разработали проект, в котором и изложили всю проделанную работу, все материалы.

Таким образом, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, "люди как физически, так и духовно творят друг друга…". Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2005.

2 Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3 Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте.- Педагогическое общество России, 2003.

4  Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006.

5 Горянина В. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6  Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.

7 Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.

8 Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997.

9 Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2007.

10 Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009.

11 Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

12 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия".

13 Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990.

14 Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт. - сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15 Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А Репина. - М.: Педагогика, 1978.

16 Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000.

17 Эльконин Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин; ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

18 Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада. - Дошкольное воспитание. - 1999.

Интернет-ресурсы:

19 https://studwood.ru/1953181/psihologiya/spisok_literatury

20 https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-vzroslymi-i-sverstnikami.html

21 https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/osobennosti_obshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta/

22 https://studbooks.net/1420234/psihologiya/osobennosti_obscheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_sverstnikami

23 https://revolution.allbest.ru/psychology/00615712_0.html

24 https://studfiles.net/preview/3284620/page:18/

25 https://infourok.ru/rol-i-funkcii-obscheniya-v-psihicheskom-razvitii-detey-1788983.html

Приложение 1

«Диагностика развития общения со сверстниками»

(Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

 

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

 

Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.

 

Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:

Интерес к сверстнику:

0 баллов - ребёнок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл - ребёнок иногда поглядывает на сверстника, внимание неустойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла - ребёнок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла - ребёнок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов - ребёнок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл - ребёнок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждёт инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла - ребёнок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла - ребёнок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов - ребёнок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл - ребёнок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла - ребёнок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться под действия сверстника;

3 балла - ребёнок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Просоциальные действия:

0 баллов - ребёнок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл - ребёнок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла - ребёнок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла - ребёнок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чём-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов - ребёнок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл - ребёнок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает своё эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла - ребёнок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведёт себя очень раскованно, заряжает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживлённая, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов - ребёнок не произносит слов, не «лепечет», не издаёт выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл - лепет;

2 балла - автономная речь;

3 балла - отдельные слова;

4 балла - фразы.

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребёнок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.

 

 

Приложение 2

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.