Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1  Определение понятий: "общение", "особенности общения", "общение со сверстниками"

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева), детской и возрастной психологии (В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.

Так, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращённую к младенцу.

М.С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.

Блакитная Е. говорит, что общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания [2, с.35].

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело» [3, с.268]. А.А. Бодалев, Е.О. Смирнова полагали, что общаясь, люди настроены на то, что партнёр им ответит, и рассчитывают на его отзыв.

Б.Ф. Ломов утверждает, что "общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты", и чуть дальше: "Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект". Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнёрах.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется по следующим компонентам: адресат - субъект общения, адресант - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения, канал связи и результат - что достигнуто в итоге общения [6, с.294].

Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и других. Это системно-коммуникативно-информационный подход.

Другой распространённый подход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Следовательно, существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразно рассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности [3, с.149].

Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А. Н Леонтьева.

Выделяют следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную [6, с.137]. Эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная - в реализации взаимодействия партнёров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в "прочтении" собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Наиболее универсальное средство человеческого общения - язык и речь. Язык - это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия "общение", его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребёнка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение - это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.