Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения с взрослыми:
1. Разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. В общении со сверстниками существует множество действий и обращений, которые практически не встречаются при общении с взрослыми. В общении со сверстниками дошкольник решает большое количество коммуникативных задач: управление действиями партнёра, контроль над их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, сравнивание с собой. Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
2. Общение со сверстниками носит яркую эмоциональную насыщенность. Действия, которые адресованы сверстнику, отличаются более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается много экспрессивных проявлений, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях - от яростного негодования до бурной радости, от нежности до чувства гнева.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм и правил поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Таким движениям свойственна особая раскованность, ненормированность и незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы.
4. Преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка важнее его собственное действие, а инициативу сверстников, в большинстве случаев, он не поддерживает.
Со сверстниками ребёнок общается не так, как с взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.
Большинство взрослых такого поведения не приемлют, они быстро утомляются и стараются как можно быстрее прекратить подобное общение. Но стоит учитывать, что детям необходима свобода, малыши должны периодически выплескивать свои эмоции и чувства. Именно в обществе одногодок ребёнок имеет возможность проявить все свои способности, быть оригинальным и непредсказуемым. Детям обязательно нужно позволять хоть изредка почувствовать полную свободу. Взрослым под силу привить малышам общепринятые нормы поведения, а сверстники раскрывают его индивидуальность.
Общение детей 2 — 4 лет можно назвать ситуативным, так как оно зависит от действий партнёра и обстановки. Ребёнок этого возраста будет удовлетворен, если сверстник просто обратит на него внимание и присоединится к игре. В то же время посторонний предмет или возглас может за секунду разрушить возникшую «идиллию». Отличительной особенностью общения детей являются споры и борьба за игрушки. Яркие, красивые, необычные игрушки сразу же становятся яблоком раздора. Малыши готовы любой ценой отвоевать своё. Нередко конфликт перерастает в драку и заканчивается слезами.
В работе с детьми младшего возраста воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции:
1. Считать общение с взрослым основным для ребёнка источником развития языка, речи, источником интересной познавательной информации; быть для ребёнка приятным собеседником.
2. Налаживать отношение с ребёнком на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях личной жизни ребёнка, об интересующих его предметах и явлениях, об объектах живой и неживой природы.
3. Стимулировать инициативные высказывания детей, обращения к взрослому с просьбами и предложениями.
4. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций, привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок; строить высказывания, состоящие из двух-трёх знакомых предложений.
5. Помогать ребёнку налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия.
Выводы по 1 главе
В теоретической части исследования, мы выяснили, что в последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисина, Г.М. Андреева Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау А. Кимпински, У. Хартап, Б. Коутс, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Мы, в своей работе, придерживаемся концепции М.И. Лисиной, она даёт следующее определение общению: общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Будет, верным согласиться со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнёрах.
Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на общение детей друг с другом.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.