Роль и функции общения в психическом развитии детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором-третьем году жизни.

Рассмотрим некоторые сведения о жизненной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе.

Б. Спок советует родителям способствовать контактам детей: "Систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делиться лакомыми кусочками, всегда, когда это, возможно, помещать ребёнка в общество других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребёнка, считает автор, следует водить туда, где есть дети. Б. Спок считает, что общество детей необходимо ребёнку, чтобы научиться жить в коллективе, и это - главная задача в его жизни.

А. Кемпински видит важную функцию общения в освобождении от семейных связей генеалогического рода. Без такого освобождения ребёнка его близкие отношения с членами семьи, утверждает А. Кемпински, покупаются ценою индивидуальной свободы, чувства к родным окрашиваются эгоизмом и подтверждаются амбивалентному раздвоению (люблю - ненавижу) [10]. Для иллюстрации этой мысли автор использует яркий образ: плоскость контактов ребёнка с взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребёнок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных.

Сходную мысль можно найти у А.Л. Рубинштейна, предостерегавшего, что любовь к ближнему, "с кем сжился", может легко стать "расширенным эгоизмом", а "эгоизм" вдвоём это …обособленность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребёнка и вносит изменения в его психику.

Г.А. Цукерман также считает, что общение со сверстниками способствует критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний.

В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребёнка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление комфортности. "…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям" [14, с.147].

Б.Ф. Ломов выделила структурные компоненты коммуникативной деятельности, которые выглядят следующим образом:

1. Предмет общения - другой человек, партнёр по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение.

4. Действие общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

7. Продукты общения - образование материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путём, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретён. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

В процессе мотивационного общения, ребёнок приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности и увеличивает свой развивающий потенциал.

Деятельностное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Выделяют целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Экспериментальные исследования показывают, что если маленького ребёнка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты физически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребёнка необходим постоянный контакт с взрослыми людьми, особенно с матерью. Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Учёные давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Оказывается, что даже пассивное присутствие других людей изменяет результаты деятельности индивида. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или, когда они общаются в процессе её выполнения.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

По критерию цели общения выделяют восемь функций общения:

Контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передачи сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

Информационная, цель, которой - обмен сообщениями (приём - передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями.

Побудительная, цель, которой - стимуляция активности партнёра для направления его на выполнение определенных действий.

Координационная, цель, которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний.

Эмотивная, цель, которой - возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений, цель которой - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых действует индивид.

Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения личностно-смысловых образований партнёра, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.