ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

 

Научные руководители:

 

 

Уфа 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста……………………….6

1.1 Определение понятий: «общение», «особенности общения», «общение со сверстниками»…………………………………………...6

1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей…………...9

1.3 Возрастные особенности общения со сверстниками……………….15

1.4 Выводы по 1 главе…………………………………………………….18

Глава 2. Курсовой проект по формированию общения и взаимодействия со сверстниками у детей 2-3 лет…………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...22

Литература………………………………………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………..26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления [2, с.34]. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Объект исследования: общение детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития общения младших дошкольников со сверстниками.

Цель данной работы: изучить особенности общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста, и разработать проект обеспечивающий развитие общения и взаимодействия ребёнка младшего возраста.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность понятий "общение", "особенности общения", "общение со сверстниками".

2. Выделить особенности общения детей 3-го года жизни и дать им характеристику.

3. Разработать комплекс проектных предложений по организации условий, обеспечивающих развитие общения у детей 3-го года жизни.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) Теоретический анализ литературы.

2) Методы массового сбора (анкетирования, наблюдения, беседы).

3) Диагностические методы.

4) Психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования предполагает, что общение со сверстниками складывается в раннем возрасте, поэтому, чем раньше организовать условия, обеспечивающих развитие общения и взаимодействия со сверстниками, тем интенсивнее и полноценнее будет развиваться ребёнок как личность.

Теоретико-методологическая основа заключается в том, что в процессе работы мы опирались на следующие концептуальные идеи: психолого-педагогические исследования по проблеме формирования общения у детей (В.М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже).

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

 

Выводы по 1 главе

В теоретической части исследования, мы выяснили, что в последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисина, Г.М. Андреева Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау А. Кимпински, У. Хартап, Б. Коутс, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Мы, в своей работе, придерживаемся концепции М.И. Лисиной, она даёт следующее определение общению: общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Будет, верным согласиться со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнёрах.

Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на общение детей друг с другом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Изучив работы В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б. Спока, А. Кимпински, Б. Коутса, Ж. Пиаже взгляды Т.А. Репиной, О.Н. Истратовой, Галигузовой Л.Н., Коломинского В.С., Эльконина Б.Д. и др., можно сделать вывод, что общение многолико; включает много форм и видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия "общение" и его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребёнка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Рассмотрев роль и функции общения, мы пришли к выводу, что помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Изучив взгляды Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, О.Н. Истратовой, Галигузовой Л.Н., Коломинского В.С., Эльконина Б.Д. и др. по проблеме, мы можем сделать вывод о том, что дети младшего дошкольного возраста охотнее вступают в общение со сверстниками ради участия в общей игры, средством общения является речь, подражание поведения и т.д.

С целью изучить особенности общения со сверстниками у детей 3-го года жизни, мы разработали проект, в котором и изложили всю проделанную работу, все материалы.

Таким образом, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, "люди как физически, так и духовно творят друг друга…". Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2005.

2 Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3 Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте.- Педагогическое общество России, 2003.

4  Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006.

5 Горянина В. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6  Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.

7 Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.

8 Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997.

9 Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2007.

10 Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009.

11 Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

12 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия".

13 Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990.

14 Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт. - сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

15 Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А Репина. - М.: Педагогика, 1978.

16 Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000.

17 Эльконин Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин; ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

18 Юдина Е. Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада. - Дошкольное воспитание. - 1999.

Интернет-ресурсы:

19 https://studwood.ru/1953181/psihologiya/spisok_literatury

20 https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-vzroslymi-i-sverstnikami.html

21 https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/osobennosti_obshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta/

22 https://studbooks.net/1420234/psihologiya/osobennosti_obscheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_sverstnikami

23 https://revolution.allbest.ru/psychology/00615712_0.html

24 https://studfiles.net/preview/3284620/page:18/

25 https://infourok.ru/rol-i-funkcii-obscheniya-v-psihicheskom-razvitii-detey-1788983.html

Приложение 1

«Диагностика развития общения со сверстниками»

(Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

 

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

 

Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.

 

Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:

Интерес к сверстнику:

0 баллов - ребёнок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл - ребёнок иногда поглядывает на сверстника, внимание неустойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла - ребёнок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла - ребёнок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов - ребёнок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл - ребёнок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждёт инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла - ребёнок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла - ребёнок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов - ребёнок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл - ребёнок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла - ребёнок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться под действия сверстника;

3 балла - ребёнок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Просоциальные действия:

0 баллов - ребёнок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл - ребёнок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла - ребёнок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла - ребёнок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чём-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов - ребёнок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл - ребёнок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает своё эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла - ребёнок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведёт себя очень раскованно, заряжает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживлённая, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов - ребёнок не произносит слов, не «лепечет», не издаёт выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл - лепет;

2 балла - автономная речь;

3 балла - отдельные слова;

4 балла - фразы.

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребёнок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.

 

 

Приложение 2

Игра «Липучки»

Все дети (педагоги) передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Носок-пятка »

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций, с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций» с целью формирования произвольных воспроизведений определённых эмоциональных состояний мимикой, жестом, движением.

С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю в разные режимные моменты.

Игра «Пирамида любви»

Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используются обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнёра, усвоению моральных норм и правил поведения.

Игра «Дотронься до...»

Сейчас хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребёнка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребёнке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребёнка в свои силы, в свои возможности.

Игра «Комплименты»

Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Социокультурная ситуация, отражённая в игре, создаёт благоприятные условия для формирования у детей элементарных социальных навыков. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребёнка постепенно формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребёнка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребёнок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры . Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действие, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе, мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговорённых со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребёнок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Подвижные игры , будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр, мы учим детей, объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

 

Ожидаемые результаты:

1. Дети станут более общительными, дружелюбными, они научатся устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научатся на занятиях слушать друг друга, станут более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшатся коммуникативные навыки и умения.
4. Снизится количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научатся договариваться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к мнению товарищей.
6. Дети станут более сплочёнными.






Приложение 3

Мастер- класс для педагогов  «Давайте жить дружно!»

 (игры на сплочение и знакомство детского коллектива)

Цель: познакомить педагогов с играми на сплочение и знакомство детского коллектива.

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Воспитатель, общаясь с детьми изо дня в день, напрямую сталкивается с этой проблемой. Думаю, положение может исправить правильно организованный досуг, основанный на коллективных играх. Считаю, что игра важна и незаменима для сплочения и знакомства детского коллектива и для развития каждого ребёнка.

В играх есть возможность, говоря словами известного польского педагога и психолога Януша Корчака «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми.

Игра для ребёнка – это лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие.

Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.

Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Именно в играх рождается детское содружество.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Игру можно рассматривать как:

1. Важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться.

2. Фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию.

3. Метод организации и сплочение коллектива.

4. Эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности.

5. Сферу общения.

6. Способ формирования творческой и социально активной личности.

7. Средство социализации.

А сейчас мы с вами поиграем в игры на сплочение и знакомство детского коллектива.

Игра «Запоминаем имена»

Цель: помочь детям запомнить имена других детей в группе и развивать навыки сотрудничества в коллективе.

Дети передают или перекидывают подушку от одного к другому – по кругу. Тот, кто получает подушку, громко произносит своё имя. Остальные внимательно слушают и стараются запомнить.

Потом подушка снова движется по кругу, но получивший ребёнок молчит, а все остальные называют громко его имя.

Далее подушка свободно перекидывается через круг. Дети называют хором имя того, кто получил подушку.

Игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать способность к сотрудничеству и усиливать чувства сплочённости в группе.

На полу лежат обручи по количеству детей.

« В нашем сказочном лесу живёт много зайчишек и у каждого свой домик. Давайте превратимся в зайчиков: «Вокруг себя повернусь и в зайчика превращусь!». Занимайте свои домики. Пока звучит музыка, все зайчики могут бегать по полянке, прыгать и веселиться, но когда музыка перестаёт играть, появляется волк, а они должны спрятаться в домики. Волк иногда ломает от злости заячьи домики, и зайчишки остаются бездомными. Но их могут позвать в свои домики другие зайчишки».

Во время игры педагог убирает обручи, а дети должны позвать в свой «домик» бездомного зайца. В конце все дети должны оказаться в одном обруче, крепко держась друг за друга.

Игра «Волна»

Цель: развивать способность к сотрудничеству и чувству сопричастности к коллективу.

Дети встают в круг, берутся за руки.

«В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем воспитатель предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Игра «Весёлый танец»

Цель: учить слушать музыку, двигаться согласно тексту. Развивать умение доверять друг другу и усиливать чувства сплочённости в группе.

Воспитатель включает запись музыкальной игры, показывает движения и объясняет, что этой танец нужно исполнять вдвоём, поэтому необходимо найти себе пару. После каждого куплета дети ищут себе нового партнёра.

«А теперь похлопаем себе. Скажем друг другу «спасибо» за компанию».

Дети хлопают в ладоши и благодарят друг друга.

Мы с вами много играли. Что вам особенно запомнилось?

Ответы детей.

«Спасибо за внимание»

Приложение 4

Консультация для педагогов

«Технология педагогического общения с родителями»

Цель: познакомить педагогов с технологией педагогического общения с родителями, с принципами взаимодействиями с родителями.

Принципами взаимодействия с родителями являются :


1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями, необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.


Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребёнком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, мастер-классы, тренинги и собрания. Но при правильной организации взаимодействия, они с удовольствием дома изготовят вместе с ребёнком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в весёлых стартах или субботнике.


Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребёнка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.


Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.


Важные моменты:

· все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

· содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

· оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

· содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

 

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

· конфликты между родителями из-за детей;

· родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

· жалобы воспитателей на пассивность родителей;

· невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

 

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребёнка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребёнок провел день, чему научился, каких успехов достиг.


Отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.


Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребёнка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой воспитатель расскажет о результатах предпринятых мер.








Приложение 5

Приложение 6

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Тема нашего практического семинара «Учимся общаться с ребёнком». Сегодня мы постараемся узнать много нового, как о себе, так и о своих детях. Сегодня мы будем много общаться!

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать своё имя, имя своего ребёнка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛОТНО ПОЖЕЛАНИЙ»

По кругу передаётся клубок ниток, каждый участник высказывает свои ожидания от семинара. Помните, с какими мыслями и чувствами вы будете прясть это полотно, таким оно и выйдет из ваших рук. (Садятся за столы)

 

ПРАВИЛА

Для плодотворной работы предлагаю утвердить правила, по которым мы будем работать:

1. Добровольное участие в выполнении упражнений и заданий.

2. Один говорит – все слушают.

3. Обсуждать действие, а не личность.

4. Не критиковать.

5. Быть позитивным.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕТСТВО»

Детство – это уникальный период в жизни ребёнка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребёнок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условия для обеспечения физически и психически здорового ребёнка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребёнка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.

УПРАЖНЕНИЕ «ГАЛАКТИКА»

Перед вами лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нём нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребёнка, а на маленьких звёздочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.

ВЫВОД: В дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребёнка имеет семья.

В окружающих людях дети видят не только хорошие черты, но и плохие, и, к сожалению, могут копировать их.

ЗАДАНИЕ «КАКТУС И ЦВЕТОК»

Предлагаю вам написать на колючках кактуса негативные качества ребёнка, которые вы хотели бы изменить. А теперь сомните кактус и выбросите его.

На лепестках цветика-семицветика напишите качества своего ребёнка, которыми вы гордитесь.

СХЕМА «6 ШАГОВ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Конечно, наши дети вырастают и становятся на самостоятельный путь.

На схеме показаны 6 шагов взросления ребёнка и 6 ступеней родительского влияния.

Постепенно ребёнок становится самостоятельным, учится принимать решения, делать выбор и нести ответственность. Влияние родителей по мере того, как растёт ребёнок, постепенно уменьшается, и это правильно. Но родительская любовь остаётся с ребёнком всегда.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребёнка взрослые являются образцом во всём: в речи, в тоне голоса, в поведении, в стиле одежды, в отношении к ребёнку, друг к другу, к родственникам. Если ребёнок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно обронённое слово может нанести ребёнку психологическую травму.

Давайте подумаем, какие выражения можно использовать при общении с ребёнком, а каких лучше избегать.

МУЛЬТФИЛЬМЫ

Роль мультфильмов в жизни детей.

Проблема «Телевидение и дети» сегодня волнует всех: и любящих родителей, и педагогов, и врачей. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребёнок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно оторвать от просмотра бесконечных сериалов. Мультфильмы иногда заменяют детям книги, общение с детьми и родителями, прогулки. Однозначно сказать, можно или нельзя смотреть детям мультфильмы, невозможно. Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть и как раз, наоборот, вредящие.

Как вы думаете, какая польза от просмотра мультфильмов?

1. Поучительный сюжет.

2. Познавательность.

3. Мотивация к положительным поступкам.

4. Ребёнок учится сопереживать и радоваться вместе с героями.

5. Анализ поступков героев.

6. Концентрация внимания.

7. Развитие зрительной памяти, логики, слуха, речи.

8. Хорошее настроение.

9. Немного свободного времени для мамы.

Негативное влияние мультфильмов на психику ребёнка.

1. Герои мультфильмов не всегда воспитанные. Много насмешливых эпизодов над людьми, животными, пожилыми людьми.

2. Уродливые персонажи вызывают страх у детей. Но постепенно он привыкает к чудовищам и монстрам.

3. Ребёнок «на лету» запоминает бранные и жаргонные выражения любимых героев и начинает употреблять их в повседневном общении.

4. Девиантное (отклоняющее) поведение персонажей остаётся безнаказанным, они могут бить и убивать, у других персонажей это вызывает только смех. Дети начинают копировать такое поведение.

5. Смешиваются полоролевые функции: девочка (женщина) ведёт себя как мужчина (агрессивно разговаривает, дерётся, убивает).

ИГРА «КОРЗИНКА ЧЕПУХИ»

А сейчас мы ещё немного поиграем.

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители, вытягивают записки из корзинки)

«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребёнок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

«Тесто»

Лепите все, что захочется.

«Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

«Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

«Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

«Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Приложение 7

Мастер-класс для родителей

«Мастерство общения»

Цель: развитие коммуникативных навыков родителей.

Задачи:

1. Обучить эффективным способам общения.

2. Продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

3. Расширить возможность установления контакта в различных ситуациях общения.

4. Развить умения невербального общения.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы проведём для Вас мастер-класс, который будет посвящён развитию коммуникативных навыков.

Для начала я предлагаю познакомиться!

Упражнение «Знакомство-комплимент»

Ведущий: Для этого я попрошу всех Вас встать в круг. Знакомиться мы будем следующим образом: кто-то из Вас называет своё имя, а сосед слева называет Ваше имя и на первую букву вашего имени прилагательное, которое, по его мнению, Вам подходит. После называет своё имя, и следующий участник произносит имя соседа и прилагательное на первую букву.

Комментарии: О чём вы задумывались, когда придумывали прилагательное на первую букву имени незнакомого вам человека?

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

 

Сценка:

Заведующий – воспитателю: «Как бежит время! Завтра уже 8 Марта. С утра нас поздравит начальник управы, а потом спонсоры придут дарить детям воздушных змеев. Так что готовьтесь! Запускать их будем на лужайке. Если пойдет дождь, то запуска не будет. Пусть дети всё разбирают по домам».

Воспитатель – детям:

«Завтра у нас будет большой праздник на лужайке. Придёт начальник управы с воздушными змеями. Спонсоры будут их запускать в честь 8 Марта. А если пойдет дождь, запуска не будет, и вы сможете всё забрать себе домой».

Петя – маме:

«Мама, мы завтра в честь 8 Марта будем вместе со спонсором запускать начальника управы на воздушном змее. А если повезёт и пойдет дождь, тогда они все придут к нам. Тогда и у тебя, мама, будет настоящий праздник!»

Ведущий: Смешно? А на самом деле проблема-то серьёзная! Любой педагогический процесс – это акт общения. Обучая и воспитывая, мы всегда стремимся, чтобы нас поняли. Но всегда ли нас понимают именно так, как мы предполагаем?

 

Упражнение «Испорченный телефон»

Ведущий: Я предлагаю Вам выполнить упражнение, с помощью которого мы покажем, как важно уметь грамотно и чётко передавать информацию.

Группе необходимо, передать по принципу детской игры «испорченный телефон» несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний человек в цепочке передачи сообщения.

Одному из участников сообщается некая информация, далее по цепочке информация передаётся следующему участнику и так далее.

1. Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и неготовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.

2. Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

3. На дворе – трава, на траве – дрова.

Комментарии: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения? Каковы границы возможностей передачи устного сообщения?

Ведущий: Легче понимается, воспроизводится и передаётся текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Помимо вербального общения, есть невербальное общение. Невербальное общение - это сигналы, символы, жесты, манеры, мимика. То есть - неречевая форма общения, взаимопонимания. И с помощью следующего упражнения продемонстрируем, насколько хорошо мы можем понимать друг друга без слов.

Упражнение «Кто вы?»

Ведущий: Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.

Список животных: кошка, медведь, лиса, кролик, обезьяна, коза.

Комментарии: После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Что вам помогло найти свою пару?

Ведущий: Очень многое зависит от того, как мы можем общаться на невербальном уровне. Порой наши жесты, мимика говорят о нас быстрее, чем наши слова. И понять человека можно и без слов.

Я предлагаю немного подвигаться и при помощи следующего упражнения увидеть ещё одно немаловажное умение при общении, умение договариваться.

Упражнение «Кочки»

Каждому участнику выдаётся листок газеты. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет:

Ведущий: Впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки.

Комментарии: Что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?

Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми?

А что чувствовали те, кто замыкали цепочку?

Ведущий: Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

• Доверяйте тому, с кем общаетесь,

• Уважайте того, с кем общаетесь,

• Общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

• Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу.

• При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Рукопожатие»

Ведущий: Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием.

Закончить нашу встречу хотелось бы одной притчей.

Однажды к Сократу пришёл человек и сказал:

- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

-Прежде чем сказать мне эту новость, просей её через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

- Ну, я слышал это от других.

- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

- Совсем нет.

- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

- Сомневаюсь.

-Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем её тогда говорить?

Спасибо за внимание!

 

Приложение 8

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)

Цель: развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте», «Как тебя зовут»?, «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка наизнанку», «Собери чемодан», «О чём я сказала»?, Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок».

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звёзд», «Два зеркала», «Тайный советник».

Метод принятия роли

Приложение 9

Приложение 10

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Исходное положение: дети стоят врассыпную.

1-4 такты - двигаться подскоками или шагом в свободном направлении, к

концу 4 такта найти партнёра и стать к нёму лицом.

5 такт - протянуть поочерёдно обе ладошки вперёд.

6 такт - 2 хлопка в свои ладоши.

7 такт - протянуть поочерёдно обе ладошки вперёд.

8 такт - 2 хлопка в ладоши партнёра.

Все играющие должны побыть партнёрами.

Приложение 11

Цель: учить чувствовать и понимать друг друга.

Воспитатель: Становись в круг детвора, поиграть пришла пора.

Вы любите пускать мыльные пузыри ?

Какую форму имеют мыльные пузыри? (круглую).

Какого размера бывают? (большие и маленькие).

Давайте поиграем в игру «Пузырь».

Воспитатель: Вспомним игру. Мы ходим по кругу и говорим слова.

Ведущий стоит в середине круга. Правила игры: кого ведущий задевает рукой, тот выходит из игры .

Для этой игры нужно выбрать ведущего. Используем «Волшебную стрелочку». Я буду волшебной стрелочкой, на кого покажет стрелочка, тот и ведущий. (Воспитатель, вытянутой правой рукой, крутится вокруг себя и останавливается. На кого показывает «стрелочка», тот и ведущий).

 Ведущий встаёт в середину круга.

Постепенно расширяя круг, говорим:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся».

Когда ведущий говорит:

«Пузырь лопнул,

Разлетелись пузыри»

После слов ведущего дети разбегаются. Ведущий ловит детей. Кого задевает, тот выходит из игры.

Воспитатель: Ребята, понравилась игра?

Правила игры не нарушали. Кто остался?

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

 

Научные руководители:

 

 

Уфа 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста……………………….6

1.1 Определение понятий: «общение», «особенности общения», «общение со сверстниками»…………………………………………...6

1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей…………...9

1.3 Возрастные особенности общения со сверстниками……………….15

1.4 Выводы по 1 главе…………………………………………………….18

Глава 2. Курсовой проект по формированию общения и взаимодействия со сверстниками у детей 2-3 лет…………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...22

Литература………………………………………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………..26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления [2, с.34]. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Объект исследования: общение детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития общения младших дошкольников со сверстниками.

Цель данной работы: изучить особенности общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста, и разработать проект обеспечивающий развитие общения и взаимодействия ребёнка младшего возраста.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность понятий "общение", "особенности общения", "общение со сверстниками".

2. Выделить особенности общения детей 3-го года жизни и дать им характеристику.

3. Разработать комплекс проектных предложений по организации условий, обеспечивающих развитие общения у детей 3-го года жизни.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:

1) Теоретический анализ литературы.

2) Методы массового сбора (анкетирования, наблюдения, беседы).

3) Диагностические методы.

4) Психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования предполагает, что общение со сверстниками складывается в раннем возрасте, поэтому, чем раньше организовать условия, обеспечивающих развитие общения и взаимодействия со сверстниками, тем интенсивнее и полноценнее будет развиваться ребёнок как личность.

Теоретико-методологическая основа заключается в том, что в процессе работы мы опирались на следующие концептуальные идеи: психолого-педагогические исследования по проблеме формирования общения у детей (В.М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже).

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.