1. Реклама как инструмент формирования стилей жизни.
2. Настоящее и будущее в рекламе.
3. Ориентация на будущее.
4. Вера в прогресс.
5. Идеал модернити в центральных и периферийных областях мир-системы.
6. Образы будущего в рекламе.
7. Реклама для богатых (статусное потребление), реклама для специалистов (компетентность), массовая реклама (ориентация на равенство, элитность наоборот).
8. Динамика рекламных контекстов.
Под сценарием мы понимаем программу поступательного развития, выработанную в подсознании человека под влиянием рекламы, и определяющую
поведение индивида в некоторых аспектах его жизни. Далее уточним значения некоторых терминов в данном определении, обращаясь к данным толкового словаря (МАС 1999).
Программа — план, порядок проведения чего-либо. В нашем случае, программа - некий сверхсценарий, который определяет действие человека в определенных аспектах - гигиена, здоровье, питание, стиль жизни и т.д. Например, если у вас перхоть, то используйте Н&8.
Поступательный - направленный вперед, в будущее. Предполагается необратимость, движение в одну сторону, движение к цели. Реклама помогает реализовать цели и рекламодателя (его товар покупают), и реципиента (рекламируемый товар помогает ему в решении определенной проблемы).
Определяющий — основные, наиболее существенные признаки чего-либо. Человек следует указаниям, которые выдвигаются рекламой.
Передача сценария от рекламодателя к реципиенту (иначе говоря, манипулирование) оказывается возможной, так как первый желает передать задуманный сценарий, а последний изначально предрасположен к его восприятию.
Основу сценария обычно составляют сюжеты детских сказок, мифов, рассказов и жизненные обстоятельства родственников, их любимые или часто повторяемые фразы (вспомним повторяемость, запоминаемость и воспроизводимость слоганов), поговорки и т.д. сценарий записывается в ранние годы, потом переписывается в виде своих действий и может участвовать в расчетах на всю оставшуюся жизнь.
Основная версия сценария - архетипы, которые воспринимаются сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Со временем человек перемещается в мир сказок, мифов и рекламы. Они дают ему целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях.
Еще К.Г. Юнг показал, что герои мифов и сказок живы до сих пор. Современная реклама имеет дело с реальным человеком, который обращается к рекламному герою как мудрецу-волшебнику, который всегда даст совет.
Исходя из того, что сценарий - искусственно созданная система, мы можем говорить о том, что реклама стремится к созданию нового мира для человека, мира виртуального, претендующего стать реальным.
Сопоставление элементов сценариев показывает, что жизненные сценарии, получаемые от родителей, и сценарии, исходящие от рекламы, - идентичны.
Сравним:
1. Мать мне всегда говорила: «Когда вступишь в брак, имей не больше троих детей» [Берн 1999: 234].
2. Мама всегда говорила: «Контрастный душ и Shаита помогут тебе проснуться».
Таким образом, фразы построены по одной модели с адвербиальным акцентом «всегда» (то есть постоянно, каждый день). Оба высказывания носят манипулятивный характер, во-первых, потому, что к словам матери, как правило, прислушиваются, воспринимая их как истинную информацию (происходит актуализация архетипа матери). Во-вторых, в первом случае использование императива (имей) и эксплицитно выраженного ограничения порождает приказ, скрытый под «маской» совета; во втором случае мы имеем дело с реальным жанром совета (возможна следующая интерпретация: послушай мать, она плохого не посоветует, следовательно, воспользуйся и тебе станет лучше).
Другой пример. Сравним:
1. <.. .> преуспевающий в жизни человек может сказать: «Моя бабушка — прекрасная хозяйка». Неудачник скажет: «Моя бабушка была строгой практичной женщиной, но в старости она сильно страдала» [Берн 1999: 228].
2. Моя мама - лучший в мире выдумщик и лучший в мире друг <...>. А еще моя мама - лучший в мире повар. Галина Бланка
Но, несмотря на идентичность в построении фраз сценариев, мы можем говорить о главном отличии рекламных и жизненных сценариев. Последние предполагают, что в результате тех или иных действий человек может стать либо Победителем, либо Неудачником, либо Непобедителем. Рекламный сценарий предусматривает только один путь - Победителя (абсолютно все рекламируемые товары призваны улучшать и совершенствовать жизнь человека).
Опираясь на все изложенное выше, мы можем предположить, что само речевое общение осуществляется по определенным сценариям, которые являются характерными или типичными в определенных ситуациях. Ван Дейк использовал для их описания понятие фреймов, как единиц, имеющих обобщенный характер знаний о мире. «Фреймы являются единицами, организованными вокруг некоторого концепта; содержат основную информацию, которая ассоциирована с тем или иным концептом. Они имеют конвенциональную природу — могут определять и описывать то, что в данном обществе является характерным, типичным. Концептуальные фреймы (сценарии) организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей».
Мы считаем, что, определяя рекламу как особый тип сценария (набор сценариев), можно говорить и о связи рекламного сообщения с фреймом. Это представляется нам возможным по нескольким причинам.
Во-первых, современные рекламные сообщения обладают определенной структурой, которая имеет конвенциональный характер (введение - отрицание привычного товара; предъявление чего-то лучшего; аргументация; обобщение -слоган). Во-вторых, для понимания рекламного сообщения необходимо знание мета-фреймов, то есть знания общих условий совершения успешных действий (например, если в парке или кинотеатре к нам кто-нибудь подойдет и предложит купить тот или иной товар, без определенных объяснений, то вряд ли мы будем это делать). И, наконец, в-третьих, для адекватного восприятия рекламного сообщения адресату необходимы знания о реальном мире.
Таким образом, мы можем предположить, что за решение вопроса о том, выполнены ли необходимые условия приемлемости рекламного сообщения, ответственно наше знание о мире, которое организовано в сознании в виде фреймов.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что сам акт рекламного сообщения представляет собой особый сценарий, включающий в себя более конкретные сценарные типы.
Таким образом, под сценарием мы понимаем программу поступательного развития, выработанную в подсознании человека под влиянием рекламы, и определяющую дальнейшее поведение индивида в жизни.
Сравнив и проанализировав тексты рекламного и жизненного сценария, мы пришли к выводу, что само речевое общение осуществляется по определенным сценариям, которые являются характерными или типичными в определенных ситуациях. Мы считаем, что, определяя рекламу как особый тип сценария (набор сценариев), можно говорить и о связи рекламного сообщения с фреймами, имеющими обобщенный характер знаний о мире.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы понимаете значение терминов «рекламная проспекция» и «рекламная ретроспекция»?
2. Какие маркеры текстов воплощают сценарный подход к рекламе?
3. Какие словарные материалы позволяют доказать наличие временного аспекта в рекламном дискурсе?
1. Подберите рекламные и PR тексты, реализующие фреймы-сценарии, проанализируйте их.
2. Проанализируйте представленность отдельного товара в СМИ. Выпишите маркеры идентификации, противопоставленности и исключительности.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 235.