Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Тема 8. Информативная функция рекламы
1. Информативная функция рекламы и PR.
2. Семантика сообщения.
3. Расширение семантической структуры и формирование современного рекламного сообщения.
4. Цель информирования.
5. Содержание информирования.
6. Особенности организации рекламной информации.
7. Рациональная и образная реклама.
8. Эффективность рекламного текста.
9. Рекламные идентификаторы. Заголовок. Формы обращения. Зачины.
Информативная функция рекламы заключается в том, что реклама заявляет о существовании товара, услуги, организации, фирмы, определенного лица или явления, дает развернутые характеристики об их природе, отличительных свойствах, преимуществах и качественных особенностях. Информирование потребителей в современных условиях может происходить с помощью многочисленных способов передачи информации, включающих простейшие и традиционные, а также способов, основанных на использовании современных информационных технологий. Изображение объектов облегчает восприятие связанной с ними информации, усиливает влияние рекламы. Видимые потребителем объекты помогают наиболее достоверно, полно, быстро и легко сформировать образ товара или услуги, связать его с определенными мыслями и эмоциями. Изображение может быть информационно-насыщенным. И тогда на помощь приходят паравербальные компоненты: иллюстрация; фирменная символика (торговый знак, слоган и т.д.); специально графически оформленный заголовок и другие части текста; различные дополнительные элементы (рамки, буллиты и т.д.). Текст же, состоящий из заголовка, основного текста, коды, адресных данных, обладает, в сравнении с визуальными средствами, большей однозначностью. Он указывает точное место и время события, явления, имеет четко выраженные начало и конец, порядок восприятия. И в силу своей однозначности, точности, текст обладает весомой убедительностью. Именно он призван окончательно склонить потенциального покупателя к нужному решению. А в тех случаях, когда в рекламе не используется иллюстрация, текст выполняет и визуальные функции. Он принимает на себя внимание. В зависимости от соотношения иллюстрации и текста определяется тип рекламы: постерный (или афишный), когда используется очень мало текста (зачастую рядом с изображением имеется лишь слоган и логотип); уравновешенный, когда иллюстрация и текст значимо дополняют друг друга; текстовый, когда иллюстрации носят второстепенное значение, а главную роль играет текст. Наиболее эффективны объявления, в которых одновременно используются, дополняют друг друга и визуальные, и вербальные элементы. Особенно важно применение иллюстраций тогда, когда потребитель на основе словесной информации не может создать себе мысленный образ товара. Большинство объявлений, по описанным выше причинам, являются смешанными, использующими и изображения, и словесное описание. Афишный тип объявления, как правило, используется при рекламе массовых товаров и услуг, а текстовый — при продвижении сложных и специальных. Потенциальный потребитель должен воспринимать картинки их как часть необходимой информации — от главной иллюстрации переходить к тексту, далее, при уяснении аргументов, соображений, разъяснений, пользоваться другими иллюстрациями. Визуальные элементы вместе с текстом могут решать целый ряд рекламных задач: привлекать внимание потенциальных потребителей; удерживать интерес по ходу восприятия рекламы; разъяснять заявленные в тексте качества товара или услуги; подчеркивать уникальность товара или услуги; создавать атмосферу доверия; возбуждать желание покупки. Фотографии используют, когда необходимо подчеркнуть реализм представляемого. К информативной части можно отнести таблицы и графики. Нестатистические рисунки помогают представить мысли, которые легче всего понять именно с помощью визуального восприятия. К ним можно отнести суммирование пунктов, подчеркивание мыслей, карты, чертежи, схемы, печати, логотипы, символы, декоративные; элементы. Если в тексте объявления важно подчеркнуть какую-то информацию, ее можно выделить, заключив в рамку так же, как и при суммировании пунктов.
Специфику товара выдают и с помощью чертежей и схем.
Вопросы для самопроверки
1. Как реализуется информативная функция в тексте?
2. Какие способы проверки эффективности текста вы знаете?
3. Какие классификации заголовков вам известны?
4. Какие способы диспозиции материала вы считаете успешными?
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Тема 10.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Тема 14. Позиционирующие тексты: имидж личности. Имиджеобразование
1. Позиционирующие тексты: имидж личности.
2. Имиджеобразование.
3. Актуализация концептов.
4. Героика текста.
5. История позиционирования личности.
Очевидно, что одной из задач современных политических СМИ является стремление убедить читателя в ряде положений и сформировать у людей отношение к существующей власти, политическим партиям. Как правило, это делается через выстраивание в тексте оппозиции. Формирование оппозиции во многом зависит от позиции журналиста. «Коалиция» журналиста с читателем в диалоге «я – вы» сменяется соперничеством журналиста с явным, а чаще скрытым оппонентом в диалоге «я – они». Причем в подобных диалогах журналист старается представить читателя в качестве единомышленника, противопоставляя себя и читателя тем, с кем он вступает в полемику (оппозиция: вы – мы).
Ясно, что газета позволяет четко расставить позиции в рамках идеологии политической организации и указать на принадлежность политика или партии к "своим" или к "чужим". У каждого концепта тогда появляется антипод в соответствующей сфере - без этого невозможно создание двух полюсов.
Указание на включенность в ту или иную сферу очень важна, поскольку она формирует отношение к субъекту или предмету. И здесь опять вступает в работу эффект "искажения": "говоря о сфере "свои - чужие", необходимо учитывать то, что различия могут строиться не только на действительной, объективно существующей разнице, но и на мифологизированных, порой почти фантастических формах, которые это различие приобретает в человеческом сознании. То есть, "сфера "свои - чужие" как раз такая, что само противопоставление создается не только объективными данными, но и их субъективным отражением в сознании". И действительно, "чужим" для партии может стать каждый.
По сути, деятельность печатного органа разворачивается и сосредотачивается именно вокруг выстраивания отношений "свой - чужой".
Членение пространства по этой оси оказывается наиболее действенным по ряду причин. Так многие исследователи уверены, что разделение мира по этой схеме происходило на протяжении всего эволюционного развития человека и вполне естественно, что оно продолжается сейчас, как уже привычный процесс. "Противопоставление "свои - чужие" пронизывает всю культуру и является одним из главных концептов всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения. В том числе, конечно, и русского. Смотря по тому, какой коллектив мы рассматриваем, мы находим в нем несколько особое, но всегда отчетливое различие "свои - чужие". Вполне определенно оно известно в нашем быту уже мальчишкам одного подъезда, одного дома, одного двора с несколькими домами, одной улицы с несколькими дворами и выражается в верности "своим", драками с "чужими", доходя в наши дни до кровавых социальных столкновений подростков".
В. В. Красных также считает, что эволюция человека как и формирование личности связана непосредственно с разграничением сфер на "свое" и "чужое": "Следует отметить, что окультуривание человеком окружающего мира и в филогенезе и в онтогенезе происходит, очевидно, параллельно с осознанием категории "свой - чужой", с членением пространства на "свой" мир и мир "чужой".
Понятие "свой" действительно первоначально являлось осознанием кровного родства некоторой группы людей (рода, кланов), в пределах которой человек осознавал себя "свободным от рождения, свободным по рождению" и противопоставляет себя "другим" - "чужим, врагам, рабам". Мир делился на четыре пространства: внутренний мир человека (вместилище мыслей, чувств, эмоций - человек измерял пространство параметрами человеческого тела), личная зона (ее очерчивают руки человека), фрагмент внешнего мира, осознаваемы как "свой" (исторически связан с родной землей) и враждебный мир.
Современное наполнение категорий "свои" и "чужие" с тех пор несколько изменилось, но концепты "свои люди, свои, своя группа людей" и "чужие" по-прежнему представлены во все ареалах культуры. "Различия касаются лишь способа "технического" представления этих концептов, то есть его внутренней формы. Здесь мы имеем дело с общей закономерностью культурных концептов. Концепты не связаны "намертво" и жестко с каким-либо словом, они как бы "парят" над словами, вступая в отношения с разными словесными формами и тем самым "синонимизируясь", зачастую в весьма причудливых и заранее не предсказуемых видах".
Концепты "свое" - "чужое", таким образом, являются центральными концептами культуры. Они носят универсальный характер, поскольку они присущи художественному творчеству, научному и бытовому мышлению. "В основе всякого сравнения и сопоставления лежат механизмы тождества и различения своего и чужого. Сопоставление данных концептов включает осмысление "своего" на фоне "чужого". Диалектика "своего-чужого"/"чужого-своего" проясняет представление о том, что нельзя свести друг к другу свою и чужую концептосферы. Здесь возможно лишь приближение с учетом аналогий, подобий, эквивалентности, лакун и смысловых зияний".
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какие базовые концепты русской национальной картины мира вы знаете?
2. Почему героический эпос – одна из самых успешных моделей имиджевых текстов? Какова история героического позиционирования объекта? Приведите примеры.
3. Проанализируйте предвыборную кампанию одного из депутатов Заксобрания. Определите, насколько в кампании актуализированы различные сферы жизни и работы этой личности.
4. Предложите схему для создания имиджевого текста.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Тема 1. Аспекты изучения текстов: структурно-семантический, функционально семантический, коммуникативно-прагматический
1. Аспекты изучения текстов: структурно-семантический, функционально-семантический, коммуникативно-прагматический.
2. Признаки речевого произведения.
3. Категории текста.
4. Проблемы восприятия текстов.
5. Соотношение адресата и адресанта.
Структурно-семантический аспект (словоцентризм) ставит целью анализ текста с точки зрения составляющих его единиц. Вопрос нормативности в этом случае превалирует над вопросом творческого начала.
Второй аспект – функционально-семантический (текстоцентризм) направлен на рассмотрение варьирования единицы: семантического или семного. Функционирующая лексема противопоставляется лексеме, представленной в лексикографическом описании. Она включается в тематическую сетку текста и становится значима для контент-анализа.
Наконец, самый важный для рекламного дискурса аспект – коммуникативно-прагматический (антропоцентрический). Текст изучается как человекоориентированная величина с диктумным и модусным началом.
Признаки текста – цельность, связность, завершенность, отдельность, прагматичность, системность, самоорганизованность, креативность, вербальность, кодифицированность, модальность, диалогичность. Особо выделена в исследовательских работах экспрессивность. Объем понятия «экспрессивность» понимается исследователями по-разному. Различная трактовка этого понятия связана, во-первых, с тем, признается ли экспрессивность фактом языка, речи или того и другого одновременно, а во-вторых, с широким или узким пониманием экспрессивности как таковой. Экспрессивность в указанном широком смысле отличается от экспрессивности как семантического компонента значения слова. Ее предназначение состоит в том, чтобы с помощью образных или необразных вербальных форм выразить определенное внеязыковое содержание, связанное с качественно-количественной характеристикой реальных «предметов» и их эмоциональной оценкой субъектом. Экспрессивная функция ориентирована на выражение субъективных аспектов восприятия человеком реального мира». В этой ориентации экспрессивной функции прослеживается связь с такими психолингвистическими конструктами как языковая личность (ЯЛ) и картина мира (КМ).
Каждый рекламный текст рассчитан на достижение перлокутивного эффекта, а именно — на побуждение адресата к ответным действиям.
Любое высказывание содержит по крайней мере два плана: информационный и коммуникативный. Эффективность речевого взаимодействия определяется функциями-целями, которые данный речевой акт выполняет. Существует три основные функции: 1) обмен информацией; 2) развитие и поддержка взаимоотношений; 3) осуществление влияния и убеждение.
Для настоящего общения людей необходимо производить не только фразы, имеющие действительный смысл, относящиеся к какому-либо реальному предмету или явлению, но и фразы с определенным смыслом, которые адресат в состоянии понять.
Существенным вкладом в теорию речевых актов являются предложенные Г. П. Грайсом коммуникативные постулаты. Это предписания говорящему, вытекающие из некоторого общего Принципа кооперации, состоящего в том, что участники речевой коммуникации в нормальных условиях имеют общей целью достижение взаимопонимания.
Коммуникативные постулаты Грайса делятся на четыре группы:
1) постулаты информативности («Твое высказывание должно быть достаточно информативно»; «Оно не должно содержать лишней информации»);
2) постулаты истинности («Не говори того, что ты считаешь ложным»; «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований»);
3) постулат релевантности (то есть «Говори то, что в данный момент имеет отношение к делу»);
4) постулаты ясности выражения («Избегай неоднозначности»; «Будь краток»)
Помимо постулатов Грайсом учитываются также существенные предпосылки коммуникации. К таким предпосылкам относятся:
1) наличие у говорящего и слушающего общего фонда знаний о мире;
2) наличие у говорящего и слушающего общей оперативной памяти, касающейся данного диалога;
3) наличие у говорящего и слушающего общего «поля зрения».
Общение состоит из взаимодействия говорящего и слушающего, которое в диалоге сопровождается активной сменой их ролей, в достижении коммуникативных целей, то есть в успешной коммуникации.
Исходя из основных планов высказывания, охарактеризуем коммуникацию. Коммуникация - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывание и интерпретирующие их. Коммуникация в любом случае обусловлена экстралингвистическими факторами (ситуативная конкретность, пресуппозиция, национально-культурные традиции).
В задачи автора высказывания входит исключение коммуникативной неудачи, потому что реально он выполняет двойную работу: предлагая высказывание, встает на позицию адресата, учитывая при этом все возможные недоразумения.
Многое в понимании зависит от структуры высказывания, то есть структура должна полностью реализовывать коммуникативное намерение говорящего. Она должна охватывать более свободное построение и связи отдельных предложений и рассматриваться не в рамках отдельных суждений, а в рамках смысла, складывающегося из смыслов высказываний, приобретающего в контексте всего текста цельный смысл, подчиненный общему замыслу коммуникативного акта.
Правила количества, истинности, существенности, ясности и вежливости организуют общение таким образом, что как стандартные воспринимаются ситуации, когда они выполняются, и в этих случаях не требуется никаких вербальных показателей метасмыслов в предложении.
Так, в любом высказывании заранее предполагается, что оно уместно, понятно, почему оно произносится сейчас, что излагаемая автором информация не вызывает сомнений. Непосредственнее общение чаще всего не представляет возможным четко и полно выполнить все правила общения.
Наиболее часто нарушение этих правил происходит в ситуациях риска. Среди ситуаций риска в отношении мотивов высказывания наиболее типичны следующие.
1. Ситуация начала общения при невыявленных ролях собеседников. Стремясь к ясности своих коммуникативных намерений, говорящий вводит в высказывание описание события, ставшего мотивом речевой деятельности.
2. Ситуация разобщенной коммуникации, когда серия сменяющих друг друга актов не составляет непрерывной цепи (при переписке или при возобновлении акта общения).
3. Ситуация недостаточной осведомленности слушающего о мотивах речевого поведения говорящего (в такой ситуации говорящий вводит дополнительные разъяснения).
4. Ситуация возможной дезинформированности слушающего о мотивах высказывания (в таких случаях необходимо «отведение» ложного мотива).
В человеческом общении невозможно избежать описанных ситуаций риска, поэтому необходимо четко выполнять в этих случаях постулаты общения и максимально возможно вербализовывать метасмыслы.
Ситуации коммуникативной удачи и неудачи сопровождают любой акт коммуникации. Особенно актуальной эта проблема становится в современной лингвистике в связи с тем, что большое внимание уделяется «не только мастерам слова, «идеальному» говорящему, но и рядовым носителям языка». Объектом лингвистики становится языковая личность. Появляются новые возможности для решения этих вопросов: разработка теории речевых актов (в том числе удачных и неудачных), лингвистическая прагматика, изучение речевого поведения, привлечение интердисциплин: психологии, информатики.
Изучение неудачных речевых актов имеет в русистике относительно недолгую историю, чем объясняется многообразие понятий и терминов, частично пересекающихся друг с другом, не всегда определенных, что ведет к трудностям. Именно поэтому считаем необходимым обратиться к понятиям, соотносимым в лингвистической литературе с понятием КН.
Непонимание толкуется в языке как «отсутствие понимания» [МАС], включаясь таким образом в общую концепцию понимания, интерпретации языка и речи. Для того чтобы охарактеризовать ситуацию непонимания, необходимо выявить различия между пониманием, познанием и интерпретацией.
«Понимание» может рассматриваться как психолингвистическая, лин-гвокоммуникативная и психологическая проблема. В данной работе основное внимание уделяется лингвокоммуникативной и в некоторой степени психолингвистической проблеме, так как данные аспекты менее всего изучены и требуют доработки.
Процесс понимания рассматривается в сфере коммуникации как адекватное представление смысла высказывания, отграниченное от «познания» как процесса, направленного на приобретение знаний, в том числе и на основании разных объектов.
Понимание тесно связано с интерпретацией. Их не всегда можно четко разделить. Понятие интерпретации шире понимания, так как оно включает в себя не только денотативный аспект, но и особенности языковой картины мира. «Интерпретируя выражение, мы обращаемся к нашим языковым знаниям, получаем «модельный мир», включенный в рамки нашего внутреннего мира, с одной стороны, и в рамки внутреннего мира автора речи, с другой»
Коммуникативную неудачу определяют как «полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. Нам представляется целесообразным относить к КН и возникающий в процессе общения непредусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, изумление. Именно в этом побочном эффекте в живом общении и часто выражается взаимное непонимание партнеров коммуникации».
Учитывая различную степень вины коммуникантов в нереализации процесса общения, возможные лингвистические и экстралингвистические причины, а главное, то, к каким последствиям приводят ошибки, целесообразно отличать коммуникативные сбои (КС), коммуникативные неудачи и коммуникативные провалы (КП).
КС - это ошибки, происшедшие только по лингвистическим причинам, когда автор или адресат не учли каких либо своеобразий языка. КС свойственны только устной речи при непосредственном разговоре. Это небольшие заминки в плавном течении беседы. КС не имеют серьезных последствий для взаимодействия и могут устраняться одной-двумя уточняющими репликами. Это наиболее часто встречающийся тип ошибок.
КН - это более серьезные ошибки. В их основе лежат одновременно лингвистические и экстралингвистические причины. Недостаточный контекст, неодинаковый фон общих знаний - все это приводит к КН. Причинами КН могут быть нарушения правил успешной коммуникации. Выше нами уже был рассмотрен данный тип ошибки подробнее.
Совокупность КС и КН, психический настрой собеседников, условия, сопутствующие разговору, несовпадение коммуникативных целей, невыполнение постулатов вежливости - все это приводит к разрыву коммуникации, к коммуникативному провалу, то есть к полной неудаче взаимодействия и невозможности продолжать или устанавливать контакт.
Таким образом, по последствиям для успешной коммуникации все коммуникативные ошибки делятся на три разновидности.
КС - небольшие заминки в понимании собеседниками друг друга, происшедшие по лингвистическим причинам и легко устраняемые уточняющими репликами.
КН - более серьезные недоразумения, к которым привели и лингвистические, и экстралингвистические причины, они наносят больший по сравнению с КС ущерб взаимопониманию собеседников, но легко устраняются.
КП - довольно редкое явление. Состоит из КС и КН, происходит из-за нежелания одного из коммуникантов устанавливать и поддерживать успешную коммуникацию.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите аспекты изучения текстов. Приведите примеры реализации каждого подхода на материале одной рекламной заметки.
2. В каком случае можно говорить о реализации всех текстовых категорий?
3. Какие обязательные и факультативные категории текста вы знаете?
4. Какое соотношение коммуникантов можно считать успешным?
5. Смоделируйте ситуации риска в отношении мотивов высказывания: 1) ситуация начала общения при невыявленных ролях собеседников; 2) ситуация разобщенной коммуникации, когда серия сменяющих друг друга актов не составляет непрерывной цепи (при переписке или при возобновлении акта общения): 3) ситуация недостаточной осведомленности слушающего о мотивах речевого поведения говорящего; 4) ситуация возможной дезинформированности слушающего о мотивах высказывания (в таких случаях необходимо «отведение» ложного мотива).
6. Привести примеры коммуникативных сбоев, коммуникативных неудач и коммуникативных провалов, отраженных в СМИ.
Список литературы
1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.
2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.
3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 543.