Тема 9. Синтаксические и семантические фигуры в тексте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Синтаксические и семантические фигуры в тексте.

2. Стилистические фигуры замещения: фигуры количества (гипербола, мейозис, литота); фигуры качества (метафора, метонимия, синекдоха, ирония).

3.  Стилистические фигуры совмещения: фигуры тождества (сравнения, синонимы); фигуры неравенства (климакс, антиклимакс, каламбур, зевгма); фигуры противоположности (антитеза, оксюморон).

4. Синтаксические фигуры (фигуры убавления и добавления; инверсия, параллелизм, хиазм, анафора, эпифора, симплока).

 

Стилистические ресурсы современного русского языка имеются на всех уровнях языковой системы и обнаруживаются в общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.

Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются средства словесной образности, основными из которых являются тропы и фигуры.

Троп (от греч. Tropos – поворот, оборот речи) – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, предложение, традиционно называющее один предмет или явление, процесс, используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета или явления. Механизм действия тропов – совмещение в одном слове или высказывании двух семантических планов: коллективно-языкового, соответствующего буквальному значению языковой единицы, и ситуативного, относящегося к данному случаю.

Фигуры речи – 1) в широком смысле: любые языковые средства, включая тропы, придающие речи образность и выразительность; 2) в узком смысле: синтагматически образуемые средства выразительности.

Аллегория Иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Прекрасный царскосельский сад, где льва сразив, почил орел России мощной на лоне мира и отрад (А.Пушкин).
Аллитерация Повторение одинаковых или однородных согласных звуков в отрезке текста. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши (К.Бальмонт).
Анафора Любой начальный повтор. Плащ, щеголяющий дырою, Плащ игрока и прощелыги, Плащ-проходимец, плащ-Амур, Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено, Плащ, уверяющий: — темно (М.Цветаева)
Ассонанс. Повторение одинаковых (преимущественно ударных) гласных звуков в отрезке текста. Не гадаешь, замирая, Где узнаешь радость рая в той тиши (М.Кузмин).
Гипербола Выражение со значением преувеличения. Сто раз тебе говорил! Тысяча извинений.
Градация Расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь (М.Волошин).
Инверсия Отклонение от обычного (прямого) порядка слов в предложении, в результате чего переставленный элемент предложения оказывается стилистически значимым. Под ухом самым лестница ступенек на двести (В.Маяковский).
Каламбур Фигура речи, построенная на использовании в одном контексте двух значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов (включая их трансформации) с целью создания комического эффекта или в качестве рифмы. Аграфена у графина соблазнила угро-финна. Чем заполнен был графин, не запомнил угро-финн (Я.Хелемский).
Литота Выражение со значением преуменьшения. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.С.Грибоедов).    
Метафора Механизм, состоящий в переносе наименования с одного объекта на другой в результате нахождения в них общего признака. Мороза скрипучие лыжи скользят у тебя по груди (Г.Шенгели).
Метонимия Троп или механизм речи, состоящий в переносе наименования на основании смежности явлений, обозначаемых языковыми единицами. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М.Исаковский).
Оксюморон Сочетание слов, противоречащих друг другу по значению. Неудачливый удачник (А.Крон).
Олицетворение Изображение неодушевленного предмета как одушевленного в экспрессивных целях. Воздух дышит ароматом. Усмехается заря (Г.Р.Державин).
Параллелизм Тождественное расположение синтаксических позиций в смежных частях текста. Грубым дается радость, Нежным дается печаль. Мне ничего не надо, Мне никого не жаль (С.Есенин).
Перифраза Описательное выражение, замещающее слово Северная столица
Риторический вопрос Утверждение или отрицание в форме вопроса. Является риторической фигурой, усиливающей эмоциональность речи и привлекающей внимание слушателя. Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи? (О.Мандельштам)
Сравнение Грамматически оформленное образное сопоставление на основе предполагаемого общего признака. Проходят бледные тени, / Подобны чарам волхва (В.Брюсов).
Эпифора Лексический повтор в конце нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста -Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот! (М.Цветаева)

Вопросы для самопроверки

1. Подберите примеры слоганов, иллюстрирующие различные семантические и синтаксические стилистические фигуры.

2. Проведите экспериментальную проверку слоганов для проверки прогностической успешности.

Список  литературы

1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.

2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.

3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.

Тема 10.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.