Тема 12. Манипулятивные стратегии в языке рекламы и PR. Понятие манипуляции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Манипулятивные стратегии в языке рекламы и PR.

2. Понятие манипуляции.

3. Этические основы манипуляции.

4. Манипулятивные технологии: логические, психологические, лингвистические.

5. Методика разработки эффективного рекламного и PR текстов.

6. Провокация эмоциональной реакции, описание целевой аудитории, выбор СМИ для публикации материала, использование стандартных сюжетов, работа с возражениями клиентов.

Наименование   Манипуляция   Суггестия,   Воздействие  
Основание       внушение      
 Эксплицитно или   а) Сложный прием,   а)   Суггестия -   а) Действие, на-  
имплицитно выра-   действие над чем-   внушение,   вызы-   правленное на кого-  
жена цель действия   нибудь. Ловкая про-   вающее собой какие-   либо с целью до-  
в словарной дефи-   делка,      махинация   нибудь представле-   биться,   достичь  
ниции.   [МАС 1999].   ния, идеи [Ушаков   определенного ре-  
        2001].   зультата     [МАС  
    б) Ловкая проделка,   б) Внушение - воз-   1999].  
    обман, махинация.   действие на волю и   б) Под воздействием  
    Представление кого-   сознание человека с   понимается способ-  
    чего-либо в искажен-   целью внушить ему   ность вызвать у ад-  
    ном, неточном виде   какие-либо мысли,   ресата восприятие  
    для     достижения   убеждения, чувст-   информации, адек-  
    своих целей [ТС Со-   ва.   ватное отправлен-  
    временного Русского   Наставление, вы-   ному сообщению,  
    Языка: языковые из-   говор [МАС 1999].   вызвать сопережи-  
    менения конца 20в.   в) Внушение - ввод,   вание, эмоции, по-  
    2001].   внедрение в свое или   добные тем, что ис-  
    в) Обращение с объ-   чужое сознание тех   пытывает адресант  
    ектами со специаль-   или иных программ   [Проблемы речевого  
    ными намерениями,   целенаправленных   воздействия 1996: 7].  
    особой целью.   действий. Цель -      
    Управление людьми,   программирование      
    вещами с ловкостью,   психически  неус-      
    особенно с пренебре-   тойчивых людей на      
    жительным подтек-   определенные дей-      
    стом, как скрытое   ствия [Берлов 2001:      
    управление или об-   40].      
    работка [Оксфорд-          
    ский словарь 1996].          

На сегодняшний день существует немало классификаций способов мани­пулирования, но большинство из них описывают действия в сфере межлично­стной коммуникации. Так, Е.Л.Доценко по средствам воздействия выделяет следующие виды манипуляции: перцептивные марионетки, конвенциональные роботы, живые орудия, эксплуатация личности адресата, духовное помыкание приведение в состояние повышенной покорности, комбинирование. С.Кара-Мурза предлагает типологию приемов манипуляции сознанием: фабрикация фактов, большие психозы, упрощение, утверждение, повторение, дробление и срочность. Г.А. Ковалев рассматривает стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, развивающая.

Первая классификация Д.А.Додонова, в основание которой положено выделение мотивов деятельно­сти. Ведущими оказываются:

«1. Мотив общения. Желание сделать собеседника соучастником своих мыслей.

2. Мотив интеллектуального роста. Стремление проникнуть в суть явле­ний, обнаруживать истину.

3. Мотив самоутверждения. Стремление добиться признания, достиже­ния морального превосходства.

4. Мотив мистификации. Стремление к необычному, таинственному.

Благодаря знанию этих мотивов, рекламодатель может моделировать образ адресата. Под образом адресата мы понимаем массовое сознание - сочетание установок, сформированных вне этого сознания, и выводов, полученных в ре­зультате самостоятельного анализа индивидом или группой людей. В большин­стве случаев, рекламодатели, опираясь на выделенные мотивы, создают лишь шаблоны. Адресат же машинально следует «добрым советам» рекламы, не за­думываясь: «Есть ли в действительности потребность в том или ином то­варе?»

«Техника речевого манипулирования во многих случаях заключается в том, чтобы разрушить индивидуальную оболочку и заново смоделировать же­лания и мотивы адресата рекламы». Вторая классификация основывается на способе проникновения информа­ции в сознание адресата. О. С. Иссерс выделяет три пути: «1) насильственный; 2) проникновение - приглашение; 3) тайный».

По отношению к рекламе действенным оказывается тайный путь - путь манипулирования. Реклама вторгается в бессознательное своего адресата, под­чиняет себе все его действия и решения. «Вот только такой своего рода патро­наж над личностью способен породить жесткую реакцию отторжения реклами­руемого продукта» [Иссерс].

И, наконец, классификация по субъекту действия выделяется Р. Чалдини [1999]. В качестве субъекта действия он рассматривает: 1) среднеста­тистического человека «с улицы». Например, реклама стирального порошка, в которой произ­водитель приходит в дом обычной домохозяйки; 2) «знаменитость». Например, порошок рекламируется звездой; 3) «авторитет». Российская реклама часто использует образ врача для продвижения своего товара.

Вопросы для самопроверки

1. В каком случае можно говорить о манипуляции? Как понимается манипуляция с позиции узкого и широкого подхода?

2. Какие ответные провокативные тактики конкурентов могут ожидать субъекта речи?

3. Какие примеры деструктивного речевого поведения говорящего вы знаете?

4. На любом видеохостинге подберите ролик, иллюстрирующий манипулятивную технологию одного или нескольких участников. Подробно опишите ход коммуникации, смену ролей, изменение тактик, соотношение вербального и невербального влияния на собеседника и пр. Предложите конструктивные варианты поведения для каждого коммуниканта.

Список  литературы

1. Кузнецов, П. А.Копирайтинг&спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 260 с. – ISBN 978-5-394-01184-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513046.

2. Кузнецов, П. А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практическое пособие [Электронный ресурс] / П. А. Кузнецов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 296 с. – ISBN 978-5-394-01068-2.–Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511984.

3. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01830-0. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=377205.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 255.