С интеллектуальной недостаточностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первом году обучения

Педагогический коллектив (учителя-дефектологи, воспита­тели, педагог-психолог и др.) формулируют задачи обучения и направления коррекционно-развивающей работы в соответ­ствии с результатами психолого-педагогического обследования детей в начале учебного года.

Задачами обучения игровой деятельности на первом году обучения выступают:

— формирование интереса к взрослому, предметам, игруш­кам;

— стимулирование коммуникативных проявлений (улыб­ки, выразительных движений, речевых реакций);

— формирование умений адекватно действовать с пред­метами, использовать их в соответствии с функциональным значением;

— формирование ориентированности на взрослого как на образец деятельности;

— обогащение жизненного и предметно-практического опыта.

На первом году обучения детей в специальном дошколь­ном учреждении (учреждении, создавшем условия для обра­зования детей с особенностями психофизического развития) в коррекционно-образовательном процессе можно выделить про­педевтический (ознакомительная игра) и основной (предметно-отобразительная игра) периоды.

Во время пропедевтического (подготовительного) пе­риода проводится работа по формированию эмоционального вощения ребёнка со взрослым и развитию ориентировочной д(стельности. Это достигается при проведении игр, направо пенных на формирование положительного отношения ко илрослому, а также дидактических игр, цель которых — формирование действий, направленных на предмет (взятие,

143


удерживание, перенос и т. д.)> обучение умениям манипули­ровать двумя предметами, обнаруживать игровые свойства объекта. Воспитатель проводит дидактические игры, предва­рительно согласовав их тематику, последовательность и целе­сообразность с планом учителя-дефектолога. Продолжитель­ность пропедевтического периода зависит от подготовленности детей к освоению основного материала.

На занятиях особое внимание уделяется формированию следующих умений детей:

— эмоционально положительно реагировать, проявлять радость при появлении взрослого, игрушки;

— смотреть в лицо взрослого во время разговора;

— фиксировать взор на предмете, рассматривать и следить за передвигающимся предметом;

— совершать целенаправленные движения руки к пред мету, захватывать, тянуть к себе, удерживать в руках;

— рассматривать, выявлять названные взрослым свойств» предмета (сжимать, толкать и др.);

— выполнять элементарные манипуляции с предметами;

— совершать совместно со взрослым действия, подражать
его предметным действиям.

Целью основного периода, направленного на формирова ние предметно-отобразительной игровой деятельности, явля ется обучение детей действиям с предметами в соответствии i их свойствами и социальным (принятым в обществе) назначо

нием.

На данном этапе обучения делается акцент на формирова

нии следующих умений детей:

— находить игрушки, различные по внешнему виду, но имеющие одно и то же название: кукла — резиновая, целлу­лоидная, мягконабивная и т. п.;

— выполнять усвоенное игровое действие с разным игрушками: катать машину и коляску, кормить кошку и со

баку;

— выбирать предметы, необходимые для игры: тележки

чтобы катать мишку; одеяло для куклы и т. д.;

— отображать знакомые социальные действия окружа
щих людей;

144


- использовать для решения игровых задач несколько игрушек.

В процессе педагогического руководства игрой осуществ­ляются планомерное обогащение практического опыта детей, ознакомление с окружающим миром в активной деятельно­сти. На занятиях, в режимных моментах, общении со взрос­лыми и сверстниками дети получают необходимые для игры впечатления, усваивают смысл действий людей, назначение предметов. В повседневной жизни и во время специально организованных видов деятельности со взрослым дети рас­сматривают, обследуют безопасные предметы обихода.

Большое значение в обучении игре имеет речь взрослого, которую он подкрепляет наглядно. Педагог, эмоционально обращаясь к каждому ребёнку, внятно называет предмет, под-тёркивает основные свойства, а также чётко показывает, как действовать с ним, кратко выделяя словами его назначение (чашка — пить, кровать — спать и др.). Это происходит на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, сенсор­ному воспитанию, в повседневной жизни. Педагог не только планирует специальные наблюдения, но и умело использует естественные социально-бытовые ситуации.

Формированию предпосылок игры способствует привле­чение детей к посильному участию в решении доступных практических задач (в быту, на участке, во время прогулки, на занятиях). Это важно для формирования интереса к пред­метам и желания действовать с ними, умения понимать их назначение, смысл действий, познавать их результативность, учить проявлять своё отношение.

Обогащение практического опыта детей осуществляется в следующих видах деятельности:

— наблюдении:

• на участке дошкольного учреждения, в группе, спаль­
ной, раздевальной комнатах (например, собираясь на прогул­
ку, детям предлагается внимательно посмотреть, удержать в

уке предметы одежды, применить их по назначению);

• за действиями взрослых и других детей в быту (взрослый
ормит детей, укладывает спать, моет посуду; дети одеваются,
ормят птиц, рыб);

145


индивидуальных поручениях (найти и принести знако мый предмет обихода, игрушку, книгу);

— посильном участии в трудовых действиях взрослых (уборка игрушек).

Педагог создаёт условия для развития действий ребёнкл с предметом. На занятиях используются яркие игрушки, различные по величине, цвету, форме, материалу, фактуре, назначению (для катания, сжимания, вкладывания, встряхн вания, звучащие). Предметы должны быть эстетичные, безо пасные, удобные для того, чтобы их взять и удерживать.

Приёмы народной педагогики (потешки, игры-шутки, разговор с предметами, животными, явлениями природы) помогут педагогам создавать эмоционально-положительное настроение у детей, привлекать и удерживать внимание пи предлагаемом материале, расширять и развивать понимание речи, вызывать желание подражать взрослому.

Учитель-дефектолог, воспитатели, а также помощник вос­питателя умело используют их не только на занятиях, при наблюдениях, во время экскурсий, но и в быту, на прогулке, в повторяющихся знакомых ситуациях (во время одевания, кормления, умывания).

Методические рекомендации










Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.