На первом году обучения
Педагогический коллектив (учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог и др.) формулируют задачи обучения и направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования детей в начале учебного года.
Задачами обучения игровой деятельности на первом году обучения выступают:
— формирование интереса к взрослому, предметам, игрушкам;
— стимулирование коммуникативных проявлений (улыбки, выразительных движений, речевых реакций);
— формирование умений адекватно действовать с предметами, использовать их в соответствии с функциональным значением;
— формирование ориентированности на взрослого как на образец деятельности;
— обогащение жизненного и предметно-практического опыта.
На первом году обучения детей в специальном дошкольном учреждении (учреждении, создавшем условия для образования детей с особенностями психофизического развития) в коррекционно-образовательном процессе можно выделить пропедевтический (ознакомительная игра) и основной (предметно-отобразительная игра) периоды.
Во время пропедевтического (подготовительного) периода проводится работа по формированию эмоционального вощения ребёнка со взрослым и развитию ориентировочной д(стельности. Это достигается при проведении игр, направо пенных на формирование положительного отношения ко илрослому, а также дидактических игр, цель которых — формирование действий, направленных на предмет (взятие,
143
удерживание, перенос и т. д.)> обучение умениям манипулировать двумя предметами, обнаруживать игровые свойства объекта. Воспитатель проводит дидактические игры, предварительно согласовав их тематику, последовательность и целесообразность с планом учителя-дефектолога. Продолжительность пропедевтического периода зависит от подготовленности детей к освоению основного материала.
На занятиях особое внимание уделяется формированию следующих умений детей:
— эмоционально положительно реагировать, проявлять радость при появлении взрослого, игрушки;
— смотреть в лицо взрослого во время разговора;
— фиксировать взор на предмете, рассматривать и следить за передвигающимся предметом;
— совершать целенаправленные движения руки к пред мету, захватывать, тянуть к себе, удерживать в руках;
— рассматривать, выявлять названные взрослым свойств» предмета (сжимать, толкать и др.);
— выполнять элементарные манипуляции с предметами;
— совершать совместно со взрослым действия, подражать
его предметным действиям.
Целью основного периода, направленного на формирова ние предметно-отобразительной игровой деятельности, явля ется обучение детей действиям с предметами в соответствии i их свойствами и социальным (принятым в обществе) назначо
нием.
На данном этапе обучения делается акцент на формирова
нии следующих умений детей:
— находить игрушки, различные по внешнему виду, но имеющие одно и то же название: кукла — резиновая, целлулоидная, мягконабивная и т. п.;
— выполнять усвоенное игровое действие с разным игрушками: катать машину и коляску, кормить кошку и со
баку;
— выбирать предметы, необходимые для игры: тележки
чтобы катать мишку; одеяло для куклы и т. д.;
— отображать знакомые социальные действия окружа
щих людей;
144
- использовать для решения игровых задач несколько игрушек.
В процессе педагогического руководства игрой осуществляются планомерное обогащение практического опыта детей, ознакомление с окружающим миром в активной деятельности. На занятиях, в режимных моментах, общении со взрослыми и сверстниками дети получают необходимые для игры впечатления, усваивают смысл действий людей, назначение предметов. В повседневной жизни и во время специально организованных видов деятельности со взрослым дети рассматривают, обследуют безопасные предметы обихода.
Большое значение в обучении игре имеет речь взрослого, которую он подкрепляет наглядно. Педагог, эмоционально обращаясь к каждому ребёнку, внятно называет предмет, под-тёркивает основные свойства, а также чётко показывает, как действовать с ним, кратко выделяя словами его назначение (чашка — пить, кровать — спать и др.). Это происходит на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, сенсорному воспитанию, в повседневной жизни. Педагог не только планирует специальные наблюдения, но и умело использует естественные социально-бытовые ситуации.
Формированию предпосылок игры способствует привлечение детей к посильному участию в решении доступных практических задач (в быту, на участке, во время прогулки, на занятиях). Это важно для формирования интереса к предметам и желания действовать с ними, умения понимать их назначение, смысл действий, познавать их результативность, учить проявлять своё отношение.
Обогащение практического опыта детей осуществляется в следующих видах деятельности:
— наблюдении:
• на участке дошкольного учреждения, в группе, спаль
ной, раздевальной комнатах (например, собираясь на прогул
ку, детям предлагается внимательно посмотреть, удержать в
уке предметы одежды, применить их по назначению);
• за действиями взрослых и других детей в быту (взрослый
ормит детей, укладывает спать, моет посуду; дети одеваются,
ормят птиц, рыб);
145
— индивидуальных поручениях (найти и принести знако мый предмет обихода, игрушку, книгу);
— посильном участии в трудовых действиях взрослых (уборка игрушек).
Педагог создаёт условия для развития действий ребёнкл с предметом. На занятиях используются яркие игрушки, различные по величине, цвету, форме, материалу, фактуре, назначению (для катания, сжимания, вкладывания, встряхн вания, звучащие). Предметы должны быть эстетичные, безо пасные, удобные для того, чтобы их взять и удерживать.
Приёмы народной педагогики (потешки, игры-шутки, разговор с предметами, животными, явлениями природы) помогут педагогам создавать эмоционально-положительное настроение у детей, привлекать и удерживать внимание пи предлагаемом материале, расширять и развивать понимание речи, вызывать желание подражать взрослому.
Учитель-дефектолог, воспитатели, а также помощник воспитателя умело используют их не только на занятиях, при наблюдениях, во время экскурсий, но и в быту, на прогулке, в повторяющихся знакомых ситуациях (во время одевания, кормления, умывания).
Методические рекомендации
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.