Игровой деятельности дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С интеллектуальной недостаточностью

На втором году обучения

Формирование сюжетно-отобразительной игры на втором году обучения тесно связано с жизненным опытом ребёнка, ого знаниями о назначении предметов-игрушек, отношением И умением адекватно действовать с ними.

Содержание сюжетно-отобразительной игры составляют действия с игрушками, которые идентичны реальным, прак­тическим действиям с предметами. В отобразительной ситуа­ции игрушки заменяют ребёнку предметы и становятся носи­телями определённых отношений между людьми. Ребёнок не берёт на себя роль, но выполняет её, совершая по отношению К игрушкам те действия, которые свойственны определённому субъекту. Таким образом, дети начинают передавать в игре

149


не только отдельные действия, но и элементы поведения тех людей, которые совершали эти действия в жизни. Основным способом решения игровых задач является игра с игрушками в специально созданной взрослым ситуации.

При обучении игре значимые для ребёнка взрослые (учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, помощ ник воспитателя) формируют игровой опыт детей в процессе естественного общения. Они демонстрируют игровое поведе ние, учат ориентироваться на игровую цель, решать игровыо задачи. При этом осуществляются эмоциональное приобщение детей к происходящему, подражание действиям педагога. Не обходимым условием при обучении является показ образдм игровых действий, затем игровых эпизодов.

При планировании занятий педагогу важно учитывать, какие игровые действия сформированы у детей и какими они должны последовательно овладевать, чтобы игра развивалась На втором году обучения педагог учит детей, которые усвоили способы решения простых игровых задач, постепенно услож нять задание, объединять 2—3 эпизода (например, умывании, кормление, укладывание куклы; погрузка кубиков, строитель ство домика для собачки). Перед ребёнком ставится задача не просто напоить куклу из чашки, которую держал взрослый, и посадить её за стол, затем не только накормить куклу за сто лом, но и сначала приготовить для неё обед. Игровые эпизодi.i содержат в себе элементы дидактических игр, направленный на уточнение названия и назначения некоторых предметов, их свойств. Важно, чтобы один эпизод был связан по смыслу с другим. Предметы называются полным словом, открываю» новые свойства в знакомом предмете (куклу можно не только ставить, но и усадить за стол; перед прогулкой надеть на ни* платок, шапочку).

На втором году обучения у детей закрепляют умение вы поднять одно и то же действие, но уже с разными игру!и ками: «Саша, покорми собачку. Скажи: "На, собачка, епи.1" Птичка тоже хочет кушать. Покорми птичку. Скажи: "Ни птичка, ешь!"».

На занятиях по обучению игре педагог учитывает особен­ности развития детей и заботится о посильной активности,

150


участии каждого ребёнка в разыгрываемых игровых событи­ях (при показе игрового образца). Занятие по обучению игре начинают с показа игрушек, пояснения их свойств, действий с ними. Затем можно предложить детям игровую задачу: «Кукла испачкалась. Стала грязная. Будем Машу купать»; «У мишки праздник, нарядим его».

В процессе обучения педагог формирует умение детей играть одновременно с двумя игрушками. Сначала даёт ре­бёнку или просит его самостоятельно взять два разных пред­мета: «Серёжа, возьми куклу Таню, возьми шапку. Вот наша Таня. Неси её сюда. Вот её шапка. Неси её сюда. Таня пойдёт гулять. Оденем шапочку. Вот как Таня надела шапку. Тане будет тепло». В последующем педагог при выборе второго предмета для игры побуждает ребёнка проявить самостоятель­ность: «Аня устала. На чем ей посидеть? Надо построить стул. Наташа, построй стул для куклы Ани. Садись, Аня, отдохни. Кукла Аня посидела на стуле. Посмотри, кто ещё хочет по­сидеть на стуле, отдохнуть? Вот зайка. Вот мишка...» Если ребёнок не стремится продолжить игру самостоятельно, не бе­рёт игрушку, то взрослый производит необходимые действия совместно с ним: «У зайки ножки устали. Иди к нам, зайка (берёт игрушку). Садись на стул». И, обращаясь к ребёнку, произносит: «Помоги зайке сесть на стул», даёт игрушку, помогает усадить зайца.. Все вместе радуются: «Как удобно на стуле. Спасибо!» Можно продолжить занятие, обыграв по­тешку «Зайка серенький сидит».

В специально организованных видах деятельности пе­дагог учит детей создавать условия для игры, побуждая к активному участию в ней: «Будем кормить зайчика. Что нам надо взять?», «У собачки нет дома. Нужно его построить. Что мы для этого возьмём?» Одна и та же знакомая детям лсизненная ситуация (например, укладывание куклы спать) может успешно использоваться с учётом усложнения игро­вых действий. Например, укладывать куклу можно в разных условиях: когда все игрушки подготовил взрослый или когда необходимые предметы находят дети.

Формирование игровых умений происходит в совместных играх со взрослым. Педагог начинает игру («Давай покормим

151


мишку»), предлагает совершить посильные действия само стоятельно, затем, своевременно подключаясь к игре, помп гает её продолжить («Вкусно поел мишка, весь перемазался. Надо его умыть»). На следующих годах обучения усложнение может состоять в показе новых способов игры с использок;! нием предмета-заместителя, диалога с куклой или другим

ребёнком.

Постепенно показ знакомой игры дополняется новыми элементами и заменяется новым сюжетом с дополнительными игрушками, применением новых способов решения игровой задачи. На первом и втором годах обучения одну и ту же игру повторяют не менее 3—4 раз с интервалом во времени не более 1—2 дней. На третьем и четвёртом годах обучения в зп висимости от особенностей развития детей одну и ту же игру можно провести 2—3 раза, затем усложнить её содержание и

провести снова.

Взрослый подчёркивает воображаемые состояния кукол и игрушечных животных: «Зайка весёлый. Он улыбается. Как улыбается зайка?», «Мишка плачет, потерял маму», что по могает обозначить игровую задачу, эмоционально настроить детей на вовлечение в игру.

Педагог в процессе обучения обязательно учитывает жи:г ненный опыт детей. Эффективными приёмами организации занятий являются те, благодаря которым дети эмоциональ* но приобщаются к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым участвуют в постановке интересной цели, совместно планируют ход деятельности, используя различный способы и средства для её реализации.

В зависимости от состояния развития общей и мелкой моторики в игру полезно включать действия, воспитывающие аккуратность, закрепляющие навыки самообслуживания: «Посадим зайчика в машинку и повезём его медленно, чтобы он не упал» или, обращаясь к кукле: «Кушай, Таня, не об лейся» (подносит ложку ко рту куклы, неторопливо повторян действие несколько раз). Затем предлагает ребёнку воспрои.ч вести то же действие.

Особое внимание при обучении игре на втором году обуче ния уделяется формированию следующих умений:

152


- подбирать несколько предметов для игры;

— убирать игрушки на место;

— обмениваться и делиться игрушками, играть рядом, не мешая друг другу;

— воспроизводить в игре ряд взаимовязанных игровых действий: поставить на стол посуду, посадить куклу за стол, покормить её, помыть посуду;

— воспроизводить в игре простые жизненные ситуации, включающие ряд последовательных действий, известных де­тям ранее по отдельности: покормить куклу, положить спать, покачать, спеть песню, помочь встать с кроватки, умыться, одеть её и повести гулять.

Приёмами активизации игровой деятельности детей вы­ступают:

— показ и объяснение назначения игрушек;

— сюрпризный момент: «Зайчик спрятался. Где он?»;

— обращение игрового персонажа к детям: «Я кукла Ма­ша. Я пришла к вам в гости»;

— создание подсказывающих игровых ситуаций: новую чашку поставить перед куклой, рядом с мишкой и собачкой поместить миски для кормления;

— использование уточняющих вопросов: «Поела ли собач­ка?», «Катя попила воды. Может Таня хочет пить?»;

— обращение к детям с просьбой показать игровые дей­ствия («Как ест котик?», «Как бегает собачка?»);

— игры-поручения типа «Принеси мишку. Мишка хочет ехать на машинке. Покатай его»;

— беседы с опорой на игрушки-предметы, находящиеся в поле зрения ребёнка: «Куда кукла сядет? Из чего будет пить?»;

— совместное решение игровой проблемной ситуации «Мишка заболел. Что будем делать?», «Машинка сломалась. Что будем делать?»;

— решение знакомых игровых задач по подражанию или самостоятельно: кукла устала, хочет спать; кукла проснулась, хочет есть, гулять;

— диалог взрослого с игрушкой: «Таня, ты хочешь спать? Надо снять одежду. Вот твоя кроватка»;

153


посильное участие детей в игре — подать, принести нужную игрушку или предмет (полотенце), вместе "со взрос лым выполнить игровое действие (вытираем кукле руки);

— стимулирование игровой активности детей в свободное время.

В процессе формирования сюжетной игры как совместно)! деятельности детей учат выделять сверстника как партнёра по игре.

Приёмами обучения выступают:

— действия детей с общим игровым предметом (например, мячом);

— дидактические игры, в основе которых лежат прострап ственные пробы на зеркальное отражение;

— инсценировки небольших текстов с бытовым содержа­нием (выполнение последовательных действий);

— игры-драматизации.

Стимулированию активности ребёнка способствует рацио нальный подбор игрушек, который обусловлен новизной объ­екта, запасом необходимых игровых свойств, возможностью разнообразно действовать с предметом. Игровой материал должен быть доступен по содержанию и практическому вы­полнению. В процессе работы детей учат избирательно реаги­ровать на предмет, видеть новизну информации, удерживать и поле зрения поставленную задачу. Педагог побуждает ребёнка к действиям, ведёт к достижению положительного результата путём неоднократного обращения к предмету, игрушке, вы полнения вариативных действий с ними.

При выполнении игровых действий целесообразно сти мулировать у детей активную речь («Скажи: "На, птичка, ешь!"»), некоторые звукоподражания («Птичка клюёт: клю клю-клю»), закреплять подходящие к сюжету артикуляцп онные движения («Как собачка ест: язычок вперёд-назад»), упражнения для развития мелкой и общей моторики (скла* дывание пальцев рук «Птичка клюёт»). Необходимо давать детям предметы разных цветов, размеров (большие и малеш. кие), обращать внимание на их различие, учить подмечать специфические особенности той или иной игрушки, изобра-

154


жающей животное или птицу. Постепенно в процессе обу­чения игре дети усваивают и закрепляют способы действий, упражняются в произнесении различных слов. Обращаясь к игровым персонажам, педагог побуждает детей к речевым высказываниям: «Скажем мишке: "Спи, закрой глазки"», «До свидания, зайчик, приходи к нам ещё, мы тебя морков­кой угостим». Так куклы, игрушечные животные с помощью взрослого становятся партнёрами детей по игре.

Такой образец может стать действенным средством форми­рования игры в том случае, если его основное содержание со­ставляет жизненный опыт ребёнка. Отрыв демонстрируемого образца от реального жизненного опыта ведёт к механическо­му обучению игре. Следовательно, игра не окажет положи­тельного воздействия на ребёнка и не повлияет благоприятно на его развитие.

Главным при обучении игре являются понимание деть­ми смысла демонстрируемой взрослым игровой ситуации, формирование умения использовать игровые возможности в свободной деятельности. Демонстрируемый педагогом игровой образец ценен в том случае, если взрослый на основе личного опыта ребёнка вводит его в воображаемую ситуацию, понимая и переживая смысл которой ребёнок усваивает новые игровые способы.

На каждом занятии педагог вызывает интерес и эмоцио­нальный отклик детей. Новая информация должна основы -паться на знакомых для них фактах, событиях, на знании назначения предметов, их свойств; должна быть связана со способами решения игровых задач: с постановкой игровой цели, использованием средств для её реализации, постепенно иозрастающей самостоятельностью детей в игре. Один и тот же показ, совместная игра повторяются до тех пор, пока дети но овладеют необходимыми способами решения игровых задач (в совместных действиях — по подражанию — по образцу).

Педагог умело использует возможности детей для раз-пития игры. Так, по окончании совместной игры (уклады-иание куклы спать) ребёнку можно предложить совершить самостоятельные игровые действия. Например: «Тихо-тихо,

155


Катя спит... Ой! Проснулась! Кого это она зовёт? Таню зовёт. Иди, Таня, покачай Катю. Баю-бай, Катя». Речь взрослого нетороплива, понятна детям. Педагог называет игрушки, их свойства, действия, выражает отношение к ним, следит реакцией детей, побуждает их к высказываниям.

Таким образом, правильно организованные занятия не только склоняют детей к игре, но и постепенно формируют, обогащают их игровой опыт. Взрослый постепенно расширяет возможности решения игровых задач в наглядно-действенном плане, приобщает детей к планированию игровых действии, направленных на решение игровой задачи.








Содержание работы по обучению игровой

Деятельности дошкольников

Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.