Дошкольного возраста с интеллектуальной
Недостаточностью
/ этап — формирование предметного взаимодействия (1-й год обучения)
Для овладения предметным взаимодействием необходп мо, чтобы ребёнок умел возить игрушки-каталки, толкать мяч. Для игры с ребёнком используют общий предмет, кого рый можно перекатывать (мяч, тележку, вагончик), а так» ковровую дорожку или скамейку, направляющую движв»1 ние игрушки. Важно, чтобы первоначально взаимодейсткпг двух играющих осуществлялось с одним общим предметом (одна машина, один мяч). Педагог предлагает одному из детей
164
стать у края скамейки, сам становится у другого, поясняет: «Давай вместе поиграем! Будем катать мячик». Взрослый прокатывает мяч по дорожке (скамейке*) к ребёнку и просит его повторить действие: «А теперь ты мне». Для освоения такого взаимодействия педагог играет поочерёдно с каждым ребёнком. Взрослый совершает с каждой игрушкой не менее 4—6 обменов: вначале с мячом, на другом занятии с машинкой и т. д.
Важно стимулировать и закрепить этот способ взаимодействия. Например, если в свободное время ребёнок сидит на ковре, не проявляя интереса к окружающему, взрослый (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог) стимулирует его активность: ставит знакомую игрушку (машинку) рядом с ним. Через короткое время, если предмет остаётся незамеченным, педагог начинает с ней играть. Он катает машинку, привлекая внимание к собственным действиям короткими эмоциональными репликами, затем опять оставляет игрушку. Следующий шаг зависит от ответной реакции ребёнка. Если он возьмёт этот предмет, то взрослый попросит откатить машинку ему. Если машинка по-прежнему стоит, то толкает её по направлению к ребёнку и предлагает словить, :<атем катить обратно к взрослому.
II этап — организация парного предметного
взаимодействия
(1—2-й год обучения)
Формирование игровых умений осуществляется в процессе специально организованной деятельности на занятиях. Для овладения парным взаимодействием необходимо, чтобы ребёнок умел строить башню из кубиков, собирать пирамидку. Учитель-дефектолог и воспитатель формируют интерес к партнёру-сверстнику, привлекают внимание детей эмоциональным показом игры с мячом: «Посмотрите, как мы катаем мяч». Затем предлагают детям сделать тоже и осуществляют необходимую помощь. Используется совместная игра. 1С примеру, постройка из кубиков, сбор пирамидки, педагог
165
предлагает: «Давайте вместе построим башню! Я первый ку бик положила. Ваня, теперь ты клади кубик сверху. А те перь — Настя. Теперь опять Ваня. Вот какая у нас башнл Высо-о-окая!»
В свободное время педагог создаёт ситуации, стимулп рующие взаимодействие детей. Варианты помощи могут быть схожи с вариантами, применяемыми на первом этапе.
III этап — организация сюжетного взаимодействия (2—3-й год обучения)
Для овладения сюжетным взаимодействием ребёнку неоь ходимо овладеть умением парного предметного взаимодействии (например, уметь катать игрушки партнёру). Педагог подготап ливает дорожки, игрушки для катания, затем предлагает детям поиграть, стимулирует их действия в отношении выбора игру шек. Вместе с другими взрослыми подключается к игре: пред лагает игрушку и оформляет взаимодействие детей сюжетным рассказом. Например, дети катают друг другу грузовик. Педагог усаживает куклу возле одного ребёнка, а возле другого ложит несколько кубиков-кирпичиков. «Вот кубики-кирпичики. Их можно нагружать в машину. Миша, ты нагружай. Теперь отправляй машину Кате. У Кати кукла без дома. Катя, разгружай машину. Она снова поедет за кубиками к Мише. Все кубики кирпичики перевезли. Будем строить дом». В ходе такой игры взрослые учат детей действовать в рамках общего сюжета: сти мулируют обращение детей друг к другу с просьбами, помогакл совершать соответствующие сюжету игровые действия.
IV этап — организация ролевого взаимодействия (3—4-й год обучения)
На этом этапе детей учат взаимодействовать друг с другом, знакомя с действиями взрослых, выполняемыми в семье, я также определёнными профессиональными обязанностями, формируют умение отражать наблюдаемые действия в игре, используя разнообразные предметы. Роли разыгрываютем
через понятные действия с использованием яркого отличительного атрибута. Так, например, доктор совершает следующие действия: измеряет температуру, делает уколы, даёт лекарство, а отличительным атрибутом является белая шапочка; шофёр водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы, атрибутом является руль.
Педагоги подготавливают несколько комплектов игрушек и игровых атрибутов и постепенно вносят их в группу. Каждый набор обыгрывается педагогами в присутствии детей поочерёдно, соответственно плану.
Игра «Доктор»
Педагог вносит коробку с медицинскими принадлежностями, привлекая внимание детей, надевает белую шапочку, начинает играть, принимая на себя роль доктора.
«Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас измерим тебе температуру. (Ставит мишке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина». Затем учитель-дефектолог и воспитатель инсценируют диалог врача и мамы больного ребёнка, где роль больного возлагается на игрушку. После этого взрослые вовлекают в игру детей: «Надя, твоя дочка заболела? Веди её в больницу. Я доктор, её полечу». Так доктор лечит две-три игрушки (куклы), которых приводят в больницу дети. Затем взрослый предлагает некоторым ребятам стать пациентами: «Маша, как будто бы ты заболела и тоже пришла в больницу. Что у тебя (юлит? Сейчас доктор тебя вылечит». Во время игры педагог неоднократно называет свою роль, связывая её со специфическими игровыми действиями: «Я доктор. Буду лечить больную куклу Таню. Сделаю укол».
После нескольких таких игр педагог предоставляет детям игрушки и ролевые атрибуты: «Кто теперь хочет быть доктором? Катя? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей». Педагог помогает детям развёртывать цепочки ролевых действий, повторяя образец взрослого, осуществляет поддержку в развитии игры.
166
167
Осознанному принятию роли будет способствовать прием подведения итогов, когда завершённую ребёнком цепочку ро левых действий взрослый связывает с названием роли: «Ты, как шофёр, ехал на машине», «Ты, как мама, укладывала дочку спать».
V этап — организация совместной ролевой игры (3—4-й год обучения)
'■.:,■■:■. • ■:■, '■,:■<■ ■'.< ' ■ '■'"..■■ ■ • '■■:■ ■■:' • ■''**" У . >.: , " i -. г ' '■■;■" • ■'■ ■:■■"■
Для овладения совместной со взрослым ролевой игрой ре бёнку необходимо уметь в неё включаться и самостоятельно осуществлять специфичные для роли игровые действия.
Педагог учит детей обозначать свою игровую роль дли сверстника, понимать, какую роль взял на себя игровой партнёр, разворачивать с ним ролевой диалог. Основным при ёмом формирования этих умений является совместная игра педагога с двумя детьми. Педагог разворачивает сюжеты, отталкиваясь от наиболее доступных и понятных парных взаимодополнительных ролей, в которых основная (доктор, продавец, шофёр) составляет смысловое единство с дополни тельной (больной, покупатель, пассажир).
Педагог приглашает двоих детей поиграть вместе с ним. Одному предлагается основная роль (продавец). Взрослый берёт себе дополнительную (покупатель) и предлагает такую же роль второму ребёнку: «Маша, мы будем с тобой покупп телями. Мы пришли в магазин». Развёртывая игру, педагог вступает в диалог с ребёнком, выполняющим основную рол i., т. е. воссоздаёт в игре разговор покупателя с продавцом. За тем по сюжету уступает место второму ребёнку, выполняюще му дополнительную роль: «Я уже всё купила, теперь очередь следующего покупателя. Маша, теперь твоя очередь». При необходимости взрослый оказывает ребёнку поддержку — п1 могает реализовать ему собственную роль. Таким же образом разыгрываются диалоги «доктор — пациент», «шофёр пае сажир». Это поможет стимулировать необходимость взаимо действия детей друг с другом.
VI этап — формирование ролевого диалога (4-й год обучения)
Формирование ролевого диалога является обязательным условием совместной игры. Для этого необходимо учить детей осуществлять речевое взаимодействие персонажей. В ходе совместной игры педагог использует приёмы для активизации ролевой речи партнёра-ребёнка: вопрос, совет, реплику, эпизодическое вхождение в игру. Ролевые высказывания взрослого служат образцом для второго ребёнка, участвующего в игре.
На этапе формирования ролевого диалога используется ограниченное число сюжетных игрушек, что необходимо для смещения акцента с предметных действий детей на их речевое взаимодействие. Это происходит путём осуществления ролевых действий с предметами-заместителями или воображаемыми предметами. Проведение такой игры целесообразно на прогулке, когда ограничение числа игрушек является естественным.
Педагог использует приёмы, отвлекающие детей от предметных действий, и переключает участников игры на речевое взаимодействие персонажей.
Одним из таких приёмов является использование игровой (■итуации «Телефонный разговор» с применением игрушечных телефонов.
Ввести детей в такую ситуацию поможет групповая игра но мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Педагог вносит три телефона и предлагает поиграть воспитателю. Взрослые разворачивают ролевой диалог: со «слоном», затем поочерёдно со всеми персонажами адаптированного текста, подключая детей и помогая им озвучивать роли. Затем педагог предлагает каждому участнику игры поиграть с воображаемым предметом-телефоном, прижав кулачок к уху, как оудто он держит телефонную трубку. Через несколько дней эту игру можно повторить, внимательно наблюдая за игровым поведением детей, их стремлением участвовать, предлагая и поддерживая их относительную самостоятельность, более активное поведение. После серии подобных игр-диалогов учитель-дефектолог определяет возможность организации игры «Телефонный разговор» с парами детей.
168
169
Для этого используются известные сюжеты «Дочки матери», «Больница», «Магазин» с парными взаимодопол няющими ролями. Первоначально, чтобы помочь детям вклю читься в «телефонные разговоры», взрослый распределяет ро ли: себе берёт основную роль (доктор), а воспитателю и детям предлагает одинаковые дополнительные роли (пациенты).
Начиная игру, педагог обозначает условное игровое про странство, оформляя его соответствующим образом; вводит смысловую ситуацию и на первых порах предлагает рот. одному ребёнку, постепенно подключая ещё нескольких.
«Это больница. Вот мой кабинет. Это мой стул. Это мой стол. Это лекарства. Я — врач. Я на работе, буду лечить детей. Вот мой телефон. Вы дома. Ты, Петя, как будто заболел. Что у тебя болит? Мамы дома нет. Надо звонить врачу. Вот твой телефон. Ты как будто заболел. Ох! Высокая температура. Вызывай ври ча. Дзынь-дзынь... Это мой телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Что случилось? Заболели? Что болит. Минуточку... Записываю: фамилия, имя, где живёте? Какая температура? Что у Вас болит? Ждите, скоро к Вам придёт врач».
Педагог разворачивает ролевой диалог с каждым ребёнком поочерёдно. Остальные взрослые помогают детям воплощай, свои роли. Содержание бесед вначале может быть идентичным, постепенно вопросы, реплики можно немного измо нять. Завершение игры предваряет смысловое обоснованно для окончания: у врача обед, закончилась смена, пора идти на визиты. Игру необходимо продолжить, если можно обновить состав играющих (рядом находятся дети-наблюдатели).
VII этап — формирование ролевого диалога
между детьми
(4-й год обучения)
На этом этапе необходимо формировать умения называть игровую роль, обращаться к сверстнику в соответствии с em ролью, развёртывать (поддерживать) ролевой диалог.
Для появления ролевых диалогов, формирования способно сти называть свою роль и роли партнёра при совершении игр! вых действий с игрушками в начале обучения целесообразно
использовать простые сказки «Репка», «Теремок», затем Пол ее сложные «Колобок», «Три поросёнка», «Волк и козлята». Не дагог берёт на себя роль первого появляющегося в скалке пли центрального персонажа и последовательно вовлекает н игру взрослых и детей. Действия персонажей по сюжету ограпичи ваются речевой и двигательной активностью (называть себя, разговаривать с «волком», прятаться в теремок или убегать от него), не содержат предметных действий. Не требуется также и точного воспроизведения текста сказки, достаточно носеолда иия примерного смысла диалога персонажей.
Усложнением является использование набора следующих «семейных» ролей: папа — мама — дочка; папа — мама сын; мама — дочка — бабушка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который приглашает к ролевым диалогам ребят. Остальные взрослые помогают детям откликнуться в атом ситуации, адекватно её поддержать, используя подсказки, реплики, поддерживающие взаимодействие.
Ситуация 1. Мама звонит папе и просит зайти после ряПо ты в магазин. Папа звонит сыну и договаривается о встрече и магазине для совершения покупок.
Ситуация 2. Мама просит по телефону дочку навестить бабушку. Дочка звонит бабушке и предлагает ей свою помощь.
Ситуация 3. Папа просит по телефону дочку забрать бра гика из детского сада. Дочка звонит бабушке и предлагает ей имеете сходить за братом.
Таким образом, формирование совместной игры у детей с интеллектуальной недостаточностью может осуществляться при соблюдении следующих условий:
— знании формируемого этапа взаимодействия у кон
кретной группы детей каждым участником коррекционно-
недагогического процесса, определении собственного актив
ного положительного влияния на него;
— закреплении способов взаимодействия в свободное время детей;
— подготовке стимулирующих ситуаций для проявления способов взаимодействия детьми;
— использовании необходимой пошаговой помощи детям для перехода на следующий этап.
170
171
Приложения
Приложение I
Примерное планирование коррекционно-развивающей работы по образовательной области «Игра»
Программа для специальных дошкольных учреждений «Вое питание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» определяет примерное содержание материала на занятиях по обучг нию игре. Определение содержания образовательной области «Игрм» основывается на данных психолого-педагогических исследовании, раскрывающих особенности сенсорного, умственного, речевого, моторно-двигательного развития детей с интеллектуальной недп статочностью.
Коррекционная направленность процесса обучения игре обеспечи вается максимальным использованием предметно-практической дол тельности детей, действиями на полисенсорной основе. На занятии;. они овладевают умениями оперировать материалом в предметно практической деятельности, что не только содействует обогащении! представлений, но и развивает способность воспринимать и пони мать окружающую действительность. Это является важным дли адаптации каждого ребёнка в социуме.
Планировать занятия по обучению игровой деятельности неов ходимо во взаимосвязи и взаимодополняемости со всеми разделами программы. Учитель-дефектолог учитывает возможности каждою ребёнка, «зону его ближайшего развития», тему, задачи всех рпи делов программы на данном этапе обучения, осуществляет преем ственность в работе с воспитателем, музыкальным руководителем инструктором по физическому воспитанию, распределение игр щ кварталам (их названия являются примерными). Таким образом, из предложенных игр педагог выбирает подходящие (возможно, ■ других кварталов), в зависимости от темы и цели занятия можя изменить, дополнить перечень другой игрой (дидактической, поп вижной, сюжетно-отобразительной, сюжетно-ролевой), если ОМ наиболее соответствует реализации поставленных задач. Важш.ш в процессе планирования является учёт возможных достижении каждого ребёнка.
Формирование игровой деятельности на протяжении первого года обучения проходит путь от манипулятивных к предметно-игровым действиям, которые совершаются на разном уровне помощи взрослого ребёнку (совместно, по подражанию, по образцу, самостоятельно).
Первый год обучения
Месяц | Неделя | Тема и цель игр |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 1 | Изучение состояния игровой деятельности у детей |
| 2 | Изучение состояния игровой деятельности у детей |
3 | Я и люди вокруг | |
Оформление фото-стенда «Здравствуйте! Это я (Меня | ||
зовут Катя)». | ||
«Кто в зеркальце? Кто на фото?» | ||
Цель: учить узнавать себя в зеркале, на фото; | ||
эмоционально выражать радость. | ||
«Прятки» (с цветными платками) | ||
Цель: вызывать положительно-эмоциональное отно- | ||
шение к игровым действиям. | ||
«Иди (беги) ко мне» | ||
Цель: формировать эмоциональный контакт со | ||
взрослым; учить понимать, выполнять простые | ||
инструкции. | ||
«У нас в гостях кукла Таня» | ||
Цель: привлекать внимание к игрушке, игровым | ||
действиям с ней (поздороваться-дотронуться до | ||
куклы); формировать отношение к кукле как к | ||
игровому заместителю человека: вызывать желание | ||
посмотреть в глаза, дотронуться, погладить, | ||
| улыбнуться | |
4 | «Дай ручку» | |
Цель: формировать эмоциональный контакт со | ||
взрослым. |
172
173
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Октябрь
174
«Возьми игрушку (шарик)»
Цель: привлекать внимание к игрушке; учить ни ходить игрушки по просьбе взрослого, различать их. «У нас в гостях кукла Таня»
Цель: вызывать интерес и положительно-эмоцио нальное отношение к игрушке; учить сосредотачивать внимание, удерживать взгляд, наблюдать за дей ствиями педагога с игрушкой; продолжать стимули ровать желание посмотреть в глаза, дотронуться, погладить, улыбнуться, подержать куклу за ручку, попрощаться (помахать рукой). «Кукла Таня танцует и поёт» (музыкальный зал) Цель: учить рассматривать и следить за перс двигающимся предметом; наблюдать за действиями взрослого, включаться в игру: воспроизводить дви жения совместно со взрослым согласно тексту по тешки (песенки); продолжать формировать отно шение к кукле как игровому заместителю человека
Игрушки
«Делай, как я»
Цель: учить выполнять простые действия: побуждать ребёнка брать игрушку, удерживать её, понимать и выполнять простые инструкции; формировать действия с игрушками по подражанию (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком, стучать молоточком).
«Поздоровайся с куклой Машей»
Цель: вызывать положительно-эмоциональное отно шение к игровым действиям; учить находить сред" других игрушек куклу; продолжать вызывать желание посмотреть ей в глаза, дотронуться, погладить, улыбнуться, подержать за ручку, попрощаться (помахать рукой). «Медвежонок и котёнок»
Цель: расширять представления об игрушках, разли чать их; побуждать рассматривать, взять игрушку, удерживать, смотреть на неё; учить наблюда'п игровые действия, показанные педагогом; побуждай совместно со взрослым выполнять действия < игрушкой
.
Ноябрь
Игрушки
«Кати мячик»
Цель: учить подражать действиям взрослого; вызывать интерес к игровым действиям. «Собери шарики» («Спрячь шарик в ладошки» ) Цель: учить действовать в соответствии со свойствами предметов; формировать умение захватывать, удерживать предмет; учить следить взглядом за движением рук и предметом. «Катаем машины (по дорожке)»
Цель: учить наблюдать за движущимися предметами; вызывать желание подражать; выполнять совместно со взрослым простые действия с игрушкой; воспитывать бережное отношение к ней
Осень
Наблюдение за деревьями (ветер дует, листья летят, падают). Рассматривание одежды. «Одежда куклы Тани» {«Одеваем куклу на прогулку» ).
Цель: продолжать учить рассматривать куклу, понимать игровую задачу, совершать знакомые действия в игровой ситуации совместно со взрослым (по подражанию): положить, взять, подать
Сбор листьев для составления осенних букетов. Рассматривание одежды (на сверстниках на прогулке, в раздевалке).
«Одежда куклы Мити» («Одеваем куклу на прогулку» )
Цель: продолжать учить понимать, решать игровую задачу по отношению к другой игрушке; совершать знакомые действия в игровой ситуации совместно со взрослым (по подражанию)
Овощи
Экскурсия в магазин «Овощи». Рассматривание овощей, их раскладывание (группировка) по корзинам; мытьё овощей. «Соберём урожай»
Цель: учить играть рядом, не мешая друг другу; принимать игровую задачу, выполнять предметно-игровые действия совместно со взрослым (по подражанию, по образцу); воспитывать интерес к игровой ситуации
175
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Декабрь
176
«Покорми куклу» («Завтрак куклы») Цель: продолжать учить находить куклу среди других предметов, рассматривать её; учить выпол нять предметно-игровое действие (совместно, по подражанию, по образцу); воспитывать бережное отношение к кукле, желание заботиться о ней. «Кукла Таня и кукла Митя» («Угощаем кукол овощами»)
Цель: учить находить среди игрушек куклы, разные
по оформлению, понимать игровую задачу, совер
шать предметно-игровые действия совместно со
взрослым (по подражанию)__________________________
Фрукты
Экскурсия в магазин «Фрукты», раскладывание
фруктов по коробкам и их, мытьё.
«Соберём урожай»
Цель: учить играть рядом, не мешая друг другу;
выполнять предметно-игровые действия совместно СО
взрослым (по подражанию, по образцу); воспитывать
интерес к игровой ситуации___________________________
«Покорми куклу (мишку, зайку)»
Цель: продолжать отыскивать игрушки среди других,
рассматривать их; учить выполнять предметно
игровое действие, переносить знакомые действия О
одного предмета на другой; формировать бережное
отношение к кукле, желание заботиться о ней.
«Кукла Таня и кукла Митя» («Угощаем кукол
фруктами»)
Цель: учить совершать предметно-игровые действия,
отображать уже знакомые в игре совместно СО
взрослым (по подражанию)___________________________
Семья
«Покачай куклу»
Цель: продолжать учить понимать игровую ситуи цию, выполнять предметно-игровое действие (по под ражанию, по образцу^; воспитывать стремление заботиться о кукле.
«Малыши катаются на колясках (на машинах)»
Цель: продолжать учить находить игрушки по просьбе
взрослого, наблюдать за его действиями с игрушкой,
использовать игрушки в соответствии с их функцио
нальным значением; понимать, решать игровую задачу;
выполнять предметно-игровое действие__________________
1 | 2 | ----------------------------------------- _ 3 |
| 2 | «Покачай мишку (зайку)» Цель: продолжать учить понимать игровую ситуацию, выполнять игровое действие, переносить знакомые действия с одного предмета на другой самостоятельно; воспитывать бережное отношение к игрушкам. «Малыши катаются на колясках (на машинах)» Цель: продолжать учить различать игрушки и находить их по просьбе; учить использовать предметы в соответствии с функциональным назначением |
3 | Зима. Новый год «Большой шарик — в большую коробку» «Куклы наряжают ёлку» Цель: продолжать учить играть рядом, не мешая друг другу; учить организовывать место вместе со взрослым, выполнять предметно-игровые действия совместно со взрослым (по подражанию, по просьбе взрослого), различать игрушки по цвету, размеру | |
4 | «Соберём игрушки» «У кукол новогодний праздник» Цель: продолжать учить организовывать место для игры вместе со взрослым, выполнять предметно-игровые действия совместно (по подражанию, по просьбе взрослого), различать игрушки по цвету, размеру | |
Январь | 1 | Зимние каникулы. Повторение |
2 | Части тела «Мокрый и сухой» «Купание малышей-голышей» Цель: учить организовывать место для игры вместе со взрослым, понимать игровую задачу, совершать предметно-игровые действия | |
3 | «Вымоем кукле руки» Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровое действие; формировать бережное отношение к игрушке. «Купание малышей-голышей» Цель: продолжать учить организовывать место для игры вместе со взрослым, понимать и принимать игровую задачу, совершать соответствующие действия |
177
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Февраль
Март
Предметы гигиены
«Помой кукле руки»
Цель: продолжать учить выполнять игровое действие.
формировать бережное отношение к игрушке; предло
жить детям умыться.
«Купаем малыша»
Цель: продолжать учить организовывать место для
игры вместе со взрослым; принимать игровую задачу,
совершать игровые действия
«Купаем малыша»
Цель: закреплять умение организовывать место дл>
игры вместе со взрослым; учить принимать игровук
задачу, совершать игровые действия.
Игровые ситуации:
• шуточное умывание (игра взрослого с новым игро вым материалом);
• предложить детям умыться: спросить, что делат1. если у куклы Зины грязные руки, а мишка запачши нос
Одежда, обувь
«Оденем куклу»
Цель: учить использовать предметы одежды п соответствии с их назначением; закреплять знание о частях тела; воспитывать умение доводить действие до конца
«Оденем куклу»
Цель: продолжать учить использовать предметы и соответствии с их назначением; закреплять после довательность одевания; воспитывать самостоятел!. ность в выполнении действий
«Прогулка кукол»
Цель: продолжать учить решать игровую задачу пи отношению к другой игрушке, совершать знакомые действия в игровой ситуации по подражанию, п<> образцу (самостоятельно)
Весна. Праздник 8 Марта
Наблюдение изменений в природе (на прогулке). «К нам в гости пришли матрёшки»
1 | 2 | 3 |
| - | Цель: учить рассматривать матрёшек, принимать игровую задачу, совершать знакомые действия в игровой ситуации по подражанию (по образцу) |
2 | Посуда «Закрой коробочки разной формы» «Угощение матрёшек чаем» Цель: учить решать игровую задачу, выполнять знакомые действия в изменённой игровой ситуации по подражанию (по образцу, самостоятельно) | |
3 | «Угощение кукол чаем» Цель: продолжать учить принимать игровую задачу, выполнять уже известные предметно-игровые действия с другой игрушкой | |
4 | Продукты питания «Сладкий — горький» «Кукла ест кашу» Цель: продолжать учить принимать игровую задачу, решать её в измененной ситуации по подражанию (по образцу, самостоятельно) | |
Апрель | 1 | «Горячий — холодный» «Кукла ест суп» Цель: продолжать учить принимать игровую задачу, выполнять известные предметно-игровые действия с другой уже игрушкой по подражанию (по образцу, самостоятельно) |
2 | Мебель «Стул для Мити» Цель: учить выделять стул среди других предметов, принимать, решать игровую задачу, совершать предметно-игровые действия (посадить куклу на стул) совместно со взрослым (по подражанию) | |
3 | «Стол для куклы» Цель: учить выделять стол среди других предметов, решать игровую задачу, совершать предметно-игровые действия (посадить куклу за стол) совместно со взрослым (по подражанию, по образцу) |
178
179
Окончание таблиц!.
1 | 2 | 3 |
4 | Животные Наблюдение за выгулом собаки на прогулке. «Собака» Цель: учить совершать предметно-игровые действия (кормить, гладить, совместно со взрослым, ПО подражанию) | |
Май | 1 | «Собака» Цель: учить совершать предметно-игровые действии по подражанию (по образцу, самостоятельно) |
2 | Наблюдение за кошкой. «Кошка» Цель: учить выполнять знакомые предметно-игровые действия с другой игрушкой (по подражанию; ПО образцу) | |
3 | Транспорт Наблюдение за автобусом. «Покатаем Таню на автобусе» Цель: учить принимать игровую задачу и совершат!, предметно-игровые действия в игровой ситуации по подражанию и образцу | |
4 | «Покатаем Митю на автобусе» Цель: продолжать учить принимать игровую задачу; выполнять знакомое действие с другой игрушкой совершать предметно-игровые действия в игровой ситуации по образцу (самостоятельно) | |
Июнь | 1 | Лето. Растения |
Июль | 2 | Лето. Растения |
Август | 3 | Игры с водой |
4 | Игры с песком |
Приложение 2
Примерное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию игры у детей первого года обучения
(фрагмент)
Тема «Игрушки»
1. Организация наблюдения за собакой на улице (выгул собаки хозяином), комментирование действий педагогом: бегает, лает, сидит, играет.
2. Знакомство детей с игрушкой (собака): демонстрация рассматривание, выделение особенностей внешнего вида, присвоение клички.
3. Игра взрослого с новой игрушкой, комментирование выполняемых ею действий (собака бегает, лает). Педагог гладит собаку, поясняет свои ощущения: «У собаки пушистая, мягкая шерсть» и предлагает детям погладить игрушку.
4. Актуализация знаний детей о совершаемых собакой действиях, как она бегает, сидит, лает; погладить её (дети выполняют это совместно со взрослым, по подражанию или самостоятельно), назвать по кличке.
5. Создание игровой ситуации: «Собачка сидит, смотрит на вас. Сейчас она будет просить есть: ав-ав-ав (тихо — громко). Как собачка просит есть?» Дети повторяют самостоятельно или совместно со взрослым.
6. Выполнение детьми предметно-игрового действия «покормить собаку». Условия для игры готовит взрослый (собака, миска).
7. Рассматривание и обследование различных видов игрушечных собак (отличающихся по размеру, цвету, материалу), узнавание их на ощупь.
8. Дифференциация игрушек по размеру (большие — маленькие), воспроизведение лая большой и маленькой собаки (громко — тихо).
9. Выполнение предметно-игровых действий «покорми», «погуляй с собакой», «позови», «приласкай».
10. Создание ситуации, при которой дети сами выбрают в игрушечном уголке собаку, ласкають её, кормят.
11. Чтение стихотворения Н. Комиссаровой «К нам пришла собачка».
180
181
12.
Подвижная игра «Догони мяч». Взрослый обращается к ребёнку: «Петя, догони мяч», катит мяч, за которым бежит ребёнок, и приносит его педагогу. Затем взрослый обращается к другому ребёнку.
13. Дидактическая игра «Косточки для большой и маленькой собаки ».
14. Узнавание собак на картинках.
15. Лепка «Мяч для собаки».
16. Аппликация «Коврик для собаки».
17. Конструирование «Будка (домик) для собаки» из двух эл| ментов.
18. Рисование «Собачка идёт по дорожке, оставляет следы», «Со бачка пробежала: топ-топ».
19. Адаптивное физическое воспитание «Собачка хочет есть». Ребёнок на коленях, садиться на пятки и поднимается. «Собачки» гуляет (ходит по дорожке), спит; ходит на четвереньках в заданном направлении.
20.Складывание разрезных картинок из двух частей «Веселий песик», «Будка (домик) для собаки».
Приложение I
Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.