«Ночь — день». И. п.: сидя. Сильно зажмурить глаза на 3—5 с, mi крыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
«Соринка в глазу». И. п.: сидя. Быстро моргать глазами. Темп Не снижать. Дозировка 1—1,5 мин.
«Рисуем мячики». И. п.: сидя. Закрыть глаза; массировать веки пяльцами, выполняя круговые движения. Выполнять плавно, не надавливать сильно.
«Муха летит». И. п.: сидя, руки впереди. Смотреть на вытянули указательный палец, медленно приближая его к носу; взгляд с тльца не сводить. Повторить 5—6 раз.
«Глазки устали». И. п.: сидя. Легко дотрагиваться пальцами о верхнего века на 1—2 с. Сильно не нажимать. Повторить 3—4 та.
«Глазки догоняют — никогда не опоздают». И. п.: сидя. Перемогать палец (игрушку) вправо-влево; следить за ним (игрушкой) пазами. Голова неподвижна. Повторить 6—8 раз.
125
«Узнаем фигуры». И. п.: сидя. По контуру крупной плоскостной геометрической фигуры взрослый ведёт карандашом, ребёнок следит взглядом. Затем «рисует» глазами фигуры самостоятельно. Максимальная амплитуда.
«Весёлый комарик». И. п.: сидя. Следить за игрушкой, медленно передвигаемой взрослым вверх-вниз, вправо-влево, вверх-направо, вниз-налево, вниз-направо, вверх-налево. Повторить 8—10 раз.
«Воздушные шарики». И. п.: сидя. Круговые движения глазами в одну и другую стороны (взрослый «рисует» в воздухе воздушным шариком круги). Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.
«Любопытные глазки». И. п.: сидя. Посмотреть на пальцы при вой ноги, левой руки, правой руки, левой ноги. Повторить 5—0
раз.
«На окошке — за окном». И. п.: стоя. К оконному ста клу на уровне лица располагают яркое однотонное изображении (метку) диаметром 3—5 мм. Встать на расстоянии 25—30 см от окна, переводить взгляд на метку и на предмет за окном, нахо дящийся на линии взора, проходящего через метку. Выполняв 2 раза в день, продолжительность увеличивать от 3 мин до 7 мин.
Приложение 4
Рекомендации по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью правильному дыханию
Выполнение дыхательных упражнений направлено на укреплп-ние дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает лёгочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. Она возрастает в упражнениях, где фикс и руется длительный выдох, выдох с преодолением преграды: с полу закрытыми губами, сжатыми зубами, выдох через трубочку в во/г, Специальные дыхательные упражнения вырабатывают правильный ритм дыхания и координируют его в состоянии покоя и при дни' жении, формируют правильный механизм дыхания, компенсируй!» кислородную задолженность после работы.
Обучение правильному дыханию необходимо для адекватной применения детьми навыка при выполнении жизненно важной физической нагрузки. Правильным и полноценным считается nojjl ное диафрагмально-грудное дыхание, в котором участвуют груднв клетка и диафрагма. При умеренной физической нагрузке наибом..
126
благоприятные анатомические условия для вдоха создаются, когда мышцы туловища не напряжены, грудная клетка расправлена.
Формирование навыка правильного дыхания проводится по показу и под контролем педагога. В начале обучения дыхательные упражнения выполняют лёжа на спине, что помогает удерживать правильное положение туловища, при этом диафрагма наиболее под-нижна. Значительное мышечное напряжение целесообразно сочетать с выдохом, а вдох делать в исходном положении. Это объясняется тем, что при значительном мышечном напряжении некоторые дыхательные мышцы переключаются на непосредственно мышечную работу. Выдох усиливает возбуждение двигательного центра коры, и вдох тормозит его. Таким образом, выдох способствует мышечной работе.
В упражнениях детям указывают на необходимость вдоха в исходном положении. По окончании упражнения обязательна пауза. I! этот момент дыхание нормализуется. Мелкие, быстрые движения (пращения кистей рук, стоп) и многократно повторяющиеся с нагрузкой (подскоки) делаются при обычном неглубоком дыхании, мри котором расходуется меньше энергии. Эти упражнения выра-Гштывают способность более полно поглощать кислород, дыхание становится эффективнее.
Темп дыхательных движений должен быть спокойным, неча-тым, а выдох несколько длиннее вдоха. Полный выдох освобождает ёгкие от воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Поэтому при i>учении дыханию нужно обращать внимание на выдох, добивать-л его продолжительности, что нормализует темп и ритм дыхания, репляет дыхательные мышцы. Обеспечить понимание детьми действий при вдохе и выдохе по-ожет оформление упражнений в виде игровых заданий с практи-1СК0Й направленностью: «Согреть руки», «Остудить чай», «Задуть очу», «Сдуть снежинку».
Формированию длительного выдоха детей способствует произне-иие звуков и звукоподражаний. Для этого подбираются образные ражнения, в которых на выдохе произносятся гласные звуки, коподражания, односложные слова, включающие определённые мсные и согласные. Наиболее удобными являются: у-у-у — гуде-с, ту-у-у — звук трубы, ух-х-х — колка дров, ау-у-у — заблудился, у у-р-рр — журавль курлычет; ка-а-ар — ворона, га-га-га — гуси, (/ а-а-ква-а-а — лягушки, ба-а-ах — собьём кеглю; вни-и-и-из, и-и-х, ч х — дети танцуют; ш-ш-ш — кипит каша, шипит змея, ш-ша — '»тц косит; ж-ж-ж — жук летит, пчела жужжит; ф-ф-фу — гили, тс-с-с — тихо пройдём, з-з-з — звенит комар, в-в-в — дует нр и другие. Выдох должен быть полным, не прерываться для
127
коротких вдохов. Совершить глубокий вдох помогут задания типа
«Понюхать цветок».
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать определённые требования:
1. Обучение правильному дыханию и его регуляцию следует на
чинать со статических дыхательных упражнений; нужно научить
ребёнка сознательно усиливать и углублять вдох и выдох, задержи
вать дыхание на полувыдохе и полном выдохе. Следует начинать за
держку выдоха на 3—5 с, постепенно увеличивать время задержки,
прибавляя в день по 1 с, и доводить до 20—30 с. Нужно учить после
задержки дыхания не делать глубокий вдох.
2. Занятия по освоению правильного дыхания проводятся инди
видуально. При диафрагмальном дыхании нужно строго следить за
правильным выполнением: и. п. — лёжа на спине, ноги согнуты в
коленях, правая рука контролирует опускание диафрагмы: на вдохе
живот выпячивается вперёд как можно сильнее (диафрагма уплоща
ется, «массирует» печень, желудок, кишечник), а левая — подъём
грудной клетки: на выдохе максимально втянуть живот (диафрагма
стоит куполообразно, сокращаются мышцы брюшного пресса).
В комплекс дыхательных упражнений могут быть включены упражнения для верхнего плечевого пояса, в ходьбе, наклоны, си< ловые упражнения. Для улучшения лёгочной вентиляции упражнения выполняют в различных исходных положениях (стоя, лёжа на спине, боку, животе и пр.).
Примерные дыхательные упражнения
«Крестики». И. п.: основная стойка (сидя). Наклонить голову вперёд, выдохнуть через нос; наклонить голову назад, вдохнуть че» рез нос; то же с наклоном вправо-влево. Выполнять медленно (3—4 раза), следить за дыханием.
«Насос». И. п.: основная стойка. Вдох и выдох правой половиной носа, левую прижать пальцами; то же выполнить другой половиной носа. Медленное, глубокое дыхание; рот закрыт. Повторить 4—5 рнп каждой половиной носа.
«Кто дольше». И. п.: основная стойка. Зажать нос пальцами, считать вслух до 4—6; сделать вдох-выдох. Постепенно увеличивать продолжительность до 10; рот закрыт. Повторить 4—5 раз.
«Потянись». И. п.: основная стойка. 1—2 — руки через стороны вверх, вдохнуть носом; 3—6 — руки вниз, выдохнуть носом. Мед1 ленно; подниматься на носки, тянуться вверх; следить за счётом, Повторить 3—4 раза.
«Кто выше». И. п.: основная стойка. 1—3 — руки через сторомм вверх, вдох носом; 4 — присесть, обхватить руками колени, накло
128
нить голову вперёд, выдох носом. Следить за дыханием; удерживать равновесие. Повторить 2—3 раза.
«Пузырь». И. п.: основная стойка. «Надуть» живот на вдохе; втянуть — на выдохе. Максимальная амплитуда; дышать через нос. Повторить 3—4 раза.
Бег на месте. И. п.: в беге. Дышать через нос. Темп средний; активно работать руками. Дозировка 1—1,5 мин.
Обычная ходьба. И. п.: в ходьбе. На 2 шага — вдохнуть, на 4 шага — выдохнуть. Дыхание через нос; постепенно удлинять фазу выдоха до 8, 10 шагов. Дозировка до 2 мин.
«Наклони ниже». И. п.: узкая стойка, руки за головой. 1—3 — наклонить голову вперёд, прерывисто выдохнуть носом; 4 — и. п., соединить лопатки, вдохнуть носом. Наклоняться с усилием; мощные выдохи, рот закрыт. Повторить 3—4 раза.
«Посмотри назад». И. п.: стойка, руки на поясе. 1 — отвести иравую руку назад и вверх, вдох; 2—4 — и. п., выдохнуть носом; то же в другую сторону. Максимальная амплитуда; дыхание через нос; следить за ритмом дыхания. Повторить 3—5 раз.
«Определи запах». «Принюхивание» — прерывистый вдох и выдох носом. Короткие, резкие вдохи; длинные выдохи. Повторить 5—6 раз.
«Насос». И. п.: стойка руки перед собой. Вдохнуть правой поло-ниной носа, выдохнуть, другая половина прикрыта пальцами; то же другой половиной носа. Медленно, дыхание глубокое, рот закрыт. Повторить 4—5 раз.
«Дудочка». И. п.: стойка руки перед собой. Глубоко вдохнуть носом; на выдохе похлопывать пальцами по крыльям носа и произносить носовой звук «м-м-м». Дыхание не задерживать; выдох как можно дольше; рот закрыт. Повторить 3—4 раза.
«Пузырь». И. п.: стойка руки перед собой. «Надуть» живот на идохе; втянуть — на выдохе. Повторить 3—4 раза.
«Посмотри на потолок». И. п.: лёжа на животе, руки перед грудью. 1—2 — прогнуться, выпрямить руки, вдохнуть носом; 3—4 — нпдержать дыхание; 5—6 — и. п., выдохнуть носом. Вдох глубокий; удерживать статическое напряжение; максимально расслабиться. Повторить 5—6 раз.
«Массаж крыльев носа». И. п.: произвольное (сидя). Поглажи-пнть, похлопывать, растирать. Все движения проводить от кончика носа к переносице. Дозировка 1—1,5 мин.
«Игра с пушинкой». И. п.: произвольное. Сдувать пушинку с 1шдони и ловить её. Дышать только носом. Дозировка 1,5—2 мин. «Самомассаж шеи». И. п.: сед. Руки за головой, ладонями ""I наживать шею сверху вниз до подмышечных впадин. Медленно, ■• задерживать дыхание, дышать носом. Повторить 15—20 раз.
129
Примерные упражнения по обучению носовому дыханию
«Гуляем на полянке». И. п.: в ходьбе с активными движения ми рук. Глубокие вдохи-выдохи носом. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени «с кочки на кочку», перешагивать через предметы). Дозировка до 1—2 мин.
«Птички летят». И. п.: основная стойка. 1—2 — через стороны руки вверх, вдох носом; 3—4 — руки вниз, выдох носом. Следить за дыханием; выполнять по возможной амплитуде. Повторить 6—
раз.
«Ветер качает деревья». И. п.: стоя, руки вверху. Поочерёдно наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки), Дыхание глубокое носом. Повторить 6—8 раз.
«Ветер гудит». И. п.: сед. 1—4 — глубокий вдох носом; 5—8 похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, прош носить «м-м-м»; то же с другой половиной. Постепенно увеличивать силу похлопывания; произносить звуки как можно дольше. Повто рить 4—6 раз.
«Каша кипит». И. п.: широкая стойка, руки на поясе. 1 — па клон назад, вдох носом, задержать дыхание на 5—6 с; 2—3—4 прерывистый выдох через сомкнутые губы, произносить звук «пф-ф ф-ф». постепенно увеличивать время задержки дыхания. Повторить 3—4 раза.
«Сдуй лепесток». И. п.: сед (стоя), на ладони (на столе) нарп-занная бумага (пушинки, лепестки и др.). Глубокий вдох носом, задержать дыхание на 2—3 с. Выдохи прерывистые носом; старатыи сдувать несколько «лепестков». Повторить 2—3 раза.
«Надуем шар». И. п.: сед. На вдохе носом выпятить живот; пн выдохе — втянуть. Выполнять по возможной амплитуде. Повторить 3—4 раз.
«Спокойный сон». И. п.: лёжа на спине. 1—4 — медленный вдох носом; 5—10 — медленный выдох тоже носом. Добиваться полного расслабления мышц тела; увеличивать длительность дыхания. По вторить 4—5 раз.
«Змейка». И. п.: сед на коленях. Медленный глубокий вдох но сом; задержка дыхания на 4—5 с — «змейка затаилась»; медленны» выдох носом. Повторить 3—4 раза.
«Барабанчик». И. п.: сед. Вдох носом; на выдохе произноситй носовой звук «м-м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльим носа. Постепенно удлинять выдох. Дозировка 1—1,5 мин.
«Чистые трубочки». И. п.: сед. Вдох правой половиной носа левая прижата пальцем; выдох левой — правая прижата. Пот-пенно увеличивать длительность выдоха; менять плавность выдохи Повторить 3—4 раза. 130
«Коровка». И. п.: стоя на коленях. Глубокий вдох носом; продолжительный выдох с произнесением «му-у-у-у». Увеличивать продолжительность выдоха; менять силу и громкость выдоха (4—5 раз).
«Нарисуй линию». И. п.: сед. Поворот головы вправо, глубокий идох носом; медленно повернуть голову по возможной амплитуде R продолжительным выдохом носом — «рисуем линию»; то же в ДРУГУЮ сторону. По возможной амплитуде, выполнять медленно. Повторить 3—4 раза.
«Воздушный шарик». И. п.: упор — присев. 1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох носом — «шарик взлетел»; 2 —6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе; 7—8 — и. п., выдох носом — «шарик улетел». Удержи-пать равновесие; дыхание глубокое. Повторить 3—4 раза.
«Головой кивает слон». И. п.: стоя на коленях. Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-иидохами носом. По возможной амплитуде; дыхание глубокое. По-мторить 6—8 раз.
«Собака берёт след». И. п.: стоя на коленях. «Принюхивание» прерывистые вдохи носом; выдох произвольный, постепенно увеличивать количество вдохов-выдохов. Повторить 4—б раз.
«Ёжики». И. п.: сед. 1 — глубокий вдох носом; 2—4 — прерывистые выдохи — «пофыркивание» носом. Постепенно увеличивать количество выдохов. Повторить 6—8 раз.
«Бабочка». И. п.: стоя, руки на поясе. 1 — отвести локти на-1П1Д, вдох носом, прогнуться; 2—3 — задержать дыхание; 4 — И. п., выдох носом. Выполнять упражнение по возможной амплитуде; следить за согласованностью дыхания и движений. Повторить 4—5 раз.
«Незнайка». И. п.: основная стойка. Поднять плечи, вдох носом; опустить плечи, выдох носом. Плечи поднимать выше; на выдохе расслаблять мышцы плеч и спины. Повторить 5—6 раз.
«За ракушкой». И. п.: основная стойка. Вдох носом, присесть, ыдержать дыхание (6—8 с); и. п. — выдох носом. Повторить 5—6 раз.
«Прищепка». И. п.: основная стойка. Вдох носом, на выдохе за-тать пальцами нос (2—3 с), полный выдох носом. Выдох выполнять как можно дольше. Повторить 3—4 раза.
«По лесенке». И. п.: Сидя (стоя). Прерывистый вдох носом, 5—6 идохов; прерывистый выдох носом, 5—8 выдохов. Увеличивать ко-■шчество вдохов. Повторить 2—3 раза.
131
Рекомендуемая литература
1. Барков, В. А. Педагогическая помощь детям с интеллек туальной недостаточностью средствами физической культуры / В. А. Барков, А. М. Полещук, Д. В. Тихон // Дэфекталопя. — 2002.— № 3. — С. 28—36.
2. Буцинская, П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада / П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. — М. : Просвещение, 1990. -
175 с.
3. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, лазать, метать / Е. Н. Ва
вилова. — М. : Просвещение, 1983. — С. 79—106.
4. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 годи
«О физической культуре и спорте» в редакции от 29 ноября
2003 года.
5. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 годи «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в ре дакции от 23 мая 2000 года.
6. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 годи «Об образовании» в редакции от 19 марта 2002 года.
7. Инструкция «О физическом воспитании детей в учреж дениях, обеспечивающих получение дошкольного образова ния», утверждённая постановлением Министерства образо вания Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.06.2006 № 63/15.
8. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учебник для студ. пед. вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребс лева. — М. : ВЛАДОС, 1998. — С. 103—109.
9. Кинаш, Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях
специализированного дошкольного учреждения / Е. А. Ки
наш. — Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 50.
10. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие
функций мозга / М. М. Кольцова. — М. : Педагогика, 1973. -
144 с.
11. Лебедева, Н. Т. Профилактическая физкультура дли
детей : пособие / Н. Т. Лебедева, Т. Ю. Логвина. — Минск :
Выш. шк., 2004. — 190 с.
132
12. Логвина, Т. Ю. Физкультура, которая лечит : пособие / Т. Ю. Логвина. — Мозырь : Белый ветер, 2003. — 172 с.
13. Мащенко, М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? : пособие для педагогов дошк. учр. / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. — Минск : НМЦентр, 1998.
14. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. — Минск, 2001. — 69 с.
15. Огородников, С. С. Руководство физическим воспитанием в дошкольном учреждении : пособие / С. С. Огородников, Е. Г. Патрубейко. — Минск : БГПУ, 2007. — 94 с.
16. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утверждённые постанов-пением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2009 № 42.
17. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / 'Г. И. Осокина. — М. : Просвещение, 1986. — 304 с.
18. Страковская, В. Л. Подвижные игры в терапии боль-пых и ослабленных детей / В. Л. Страковская. — М. : Медицина, 1987. — 240 с.
19. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова, ('. П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2001.
20. Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, II. Н. Ермак. — Минск : Ушверсгтэцкае, 1998.
21. Шишкина, В. А. Движение + движения : кн. для воспитателя дет. сада / В. А. Шишкина. — М. : Просвещение, 1992. — 96 с.
-...■■■■■
133
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.