Формирование игровой деятельности возможно в условиях целенаправленного педагогического руководства и поддержки детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, в основе которого лежат следующие принципы.
1. Принцип комплексности. Формирование игровой деятельности осуществляется с учётом содержания всех разделов программы, которые создают основу для овладения игровыми умениями. Обучение игре включает взаимосвязанные компоненты: стимулирование познавательной и двигательной активности детей, организацию предметно-игровой среды, формирование мотивации общения. Каждое занятие важно завершать игрой, в которой необходимо учить детей реализо-
пывать полученные знания и умения на практике, показывать возможные пути переноса и использования их в повседневной
.'1СИЗНИ.
2. Принцип планомерности, последовательности и повто
ряемости. Обучение осуществляется в соответствии с тематиче
ским планом. Тема занятия по ознакомлению с окружающим
миром определяет темы игр, проводимых на других занятиях.
I [аглядно-действенный характер обучения при ведущей роли
изрослого заключается в последовательном формировании спо
собов решения игровых задач, игровых действий, а также их
закреплении, обогащении, усложнении с учётом продвижений
и индивидуальном развитии каждого ребёнка.
Преодолению типичных особенностей в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать повтор программных задач, который реализуется в разных вариантах занятий, использовании нового материала в дополнение к уже известному. Это поможет обеспечить овладение игровыми умениями, вырабатывать и закреплять адекватные действия с предметами.
Формирование сюжетных игр у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется на материале разнообразных по форме и содержанию игр: «Семья», «Магазин», «Больница», «Стройка», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа». Реализация этого принципа состоит в систематически повторяющихся игровых сюжетах, постепенном и последовательном усвоении способов решения игровых задач в процессе естественного общения со взрослым, что необходимо для приобретения детьми игрового опыта, овладения способами отображения действительности, умением построения сюжета игры.
3. Принцип социальной направленности. Обучение игре
предполагает формирование представлений о себе, ближайшем
социальном окружении; развитие восприятия сверстника как
объекта взаимодействия на положительной эмоциональной
основе. Развитие игры как совместной деятельности обеспе
чивает формирование жизненно значимых знаний, умений,
навыков, необходимых для успешной ранней социализации
детей.
140
141
4. Принцип активности и посильной самостоятель ности. Педагог стимулирует активность каждого ребёнка, поддерживает её не только на протяжении занятия, но и в повседневной жизни. Это важно для приобретения и расшире ния практического опыта детей, формирования у них потреб ности воспроизводить и отображать в игре знакомые и часто повторяющиеся социально-бытовые ситуации при ведущей роли взрослого.
5. Принцип положительной эмоциональности. Особое эмоционально-положительное поведение взрослого является необходимым условием формирования потребности в игре, иы тереса к ней, уверенности ребёнка в своих силах, успешного преодоления возникающих трудностей.
6. Принцип индивидуального и дифференцированного not) хода. При обучении игре детям оказываются различные виды помощи: одним педагог помогает начать игру («Давай по кормим мишку»), другим помогает её продолжить («На улице стемнело, нашим дочкам-куклам пора спать»), третьим показывает новые способы игры, использование предмета заместителя, диалога с куклой или с другим ребёнком, четвёр тым демонстрирует образец взаимодействия в игре («Я сяду за руль — я шофёр, а Колю и Серёжу повезу на машине»).
Создание благоприятных условий обучения возможно при учёте познавательных возможностей и индивидуальных осо бенностей каждого ребёнка в отдельности и группы детей п
целом.
7. Принцип вариативности требует от педагога разнообразия используемых форм, методов взаимодействия, основанных на личностно ориентированном подходе к каждому ребёнку.
8. Принцип педагогического оптимизма. Его реализацию и коррекционно-образовательном процессе обеспечивает учёт до стижений каждого ребёнка, ориентировка на его позитивный потенциал с учётом его особенностей и возможностей. При этом под способностью к обучению понимают способность к освоении! доступных ребёнку, социально и личностно значимых навыком жизненной компетенции. Это будет способствовать его адаптации в окружающей среде и формированию самостоятельности.
142
Содержание работы по обучению игровой
Деятельности дошкольников
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.