Введение
В работе специальных дошкольных учре:еждений для детей} с интеллектуальной недостаточностью ) и учреждений, созвавших условия для получения образов>вания лицами с особенностями психофизического развития, с особое место за-1 ниимает физическое воспитание. Физическое с состояние и двигательные возможности ребёнка во многом i определяют его активность и самостоятельность, компенсататорные резервы оргганизма в преодолении нарушений развиития. Движения спсособствуют развитию мозга в целом, а тгтакже таких его фущкций, как речь и мышление. Отличителельной особенно-стьью дошкольного периода является непреэерывный рост и раэзвитие, которые проявляются в количест:твенных и качественных изменениях, происходящих в орггганизме ребёнка. Hai разных этапах дошкольного возраста i процессы роста прсотекают неравномерно: периоды быстрого р роста сменяются замедленным развитием.
Адаптивное физическое воспитание (от j лат. adaptare — приспособлять) — это коррекционно-педагогигический процесс, обееспечивающий физическое развитие детейй, нормализацию сосстояния двигательной сферы, повышенное общей вынос лщвости организма и сопротивляемости к ншеблагоприятным фа:1Кторам внешней среды, что необходимо л для эффективного освоения окружающей действительности^ детьми с ocol бегнностями психофизического развития. Си<истематические ■ многократные воздействия физических нагрусузок способствуют формированию жизненно необходимых двигагательных умении и 1навыков, нормализации двигательной реагакции детей.
I
У детей с интеллектуальной недостаточностью физическое развитие своеобразно. Сниженная психическая активность определяет харакгер взаимодействия детей с окружающим миром, во многом обусловливает недостаточную двигательную деятельность. Тесяая взаимосвязь мышечной системы с главными регуляторн?1Ми механизмами в условиях сниженной потребности в движении ведёт к затруднению функциониро-нания жизненно важных систем организма ребёнка: нервной, апдокринной и др. В раннем возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается более позднее в сравнении с нормальным раввитием формирование моторных навыков. Жизненно важные движения — ходьба, бег, прыжки и др. — отличаются слабой дифференцированностью и неточностью. Простыми движениями дети овладевают с трудом.
Организация адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальней недостаточностью требует учёта индивидуальных особенностей их физического развития. У многих детей дошкольного возраста отмечаются диспропорция частей тела, отставание в длине и массе, нарушения осанки, плоскостопие, недоразвитие мышечной системы и костного аппарата. Для детей характерны:
— качественное своеобразие в формировании основных движений: неловкость, хаотичность, замедленность, скованность, вялость, напряжённость, угловатость; затруднение переключения с одного движения на другое;
— нарушения в развитии физических качеств — силы, оыстроты, ловкости;
— несогласованность между движением и его словесным опосредованием, затруднения в осуществлении движений, самоконтроля при выполнении; нарушение статики, локомоции и др.;
— отставание в развитии координации: точности, ритмичности движений, сохранении равновесия; координации простых двигательных актов;
— трудность овладения пространственно-временными представлениями.
Нарушения в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью часто носят неоднородный характер, различную степень выраженности, выступают в разных
81
сочетаниях. Особенности физического развития выявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправ ленных двигательных актов. Органическое поражение центральной нервной системы в определённой мере обусловливает нарушение нервной регуляции мышечной деятельности. В результате своевременно не вырабатывается контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании движений, их целенаправленности, координированности. При этом нарушаются моторные компоненты речи, тесно связан ные с развитием общей и мелкой моторики.
Система адаптивного физического воспитания в специаль ном дошкольном учреждении объединена целями, задачами, средствами, формами и методами работы, направленными на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависят здоровье и развитии детей. Эффективное решение задач адаптивного физического воспитания возможно при следующих условиях:
— соблюдении двигательного режима, отвечающего им дивидуальным потребностям и особенностям двигательной активности каждого ребёнка;
— систематичности занятий, постепенном увеличении на грузки и комплексном использовании разнообразных средстп и форм адаптивного физического воспитания;
— создании благоприятных условий окружающей среды во время занятий и других форм адаптивного физического воспитания.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 225.