ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО B03RPACTA С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В работе специальных дошкольных учре:еждений для де­тей} с интеллектуальной недостаточностью ) и учреждений, созвавших условия для получения образов>вания лицами с особенностями психофизического развития, с особое место за-1 ниимает физическое воспитание. Физическое с состояние и дви­гательные возможности ребёнка во многом i определяют его активность и самостоятельность, компенсататорные резервы оргганизма в преодолении нарушений развиития. Движения спсособствуют развитию мозга в целом, а тгтакже таких его фущкций, как речь и мышление. Отличителельной особенно-стьью дошкольного периода является непреэерывный рост и раэзвитие, которые проявляются в количест:твенных и каче­ственных изменениях, происходящих в орггганизме ребёнка. Hai разных этапах дошкольного возраста i процессы роста прсотекают неравномерно: периоды быстрого р роста сменяются замедленным развитием.

Адаптивное физическое воспитание (от j лат. adaptare — приспособлять) — это коррекционно-педагогигический процесс, обееспечивающий физическое развитие детейй, нормализацию сосстояния двигательной сферы, повышенное общей вынос лщвости организма и сопротивляемости к ншеблагоприятным фа:торам внешней среды, что необходимо л для эффективно­го освоения окружающей действительности^ детьми с ocol бегнностями психофизического развития. Си<истематические ■ многократные воздействия физических нагрусузок способствуют формированию жизненно необходимых двигагательных умении и 1навыков, нормализации двигательной реагакции детей.

I


У детей с интеллектуальной недостаточностью физическое развитие своеобразно. Сниженная психическая активность определяет харакгер взаимодействия детей с окружающим миром, во многом обусловливает недостаточную двигательную деятельность. Тесяая взаимосвязь мышечной системы с глав­ными регуляторн?1Ми механизмами в условиях сниженной потребности в движении ведёт к затруднению функциониро-нания жизненно важных систем организма ребёнка: нервной, апдокринной и др. В раннем возрасте у детей с интеллектуаль­ной недостаточностью отмечается более позднее в сравнении с нормальным раввитием формирование моторных навыков. Жизненно важные движения — ходьба, бег, прыжки и др. — отличаются слабой дифференцированностью и неточностью. Простыми движениями дети овладевают с трудом.

Организация адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальней недостаточностью требует учёта индиви­дуальных особенностей их физического развития. У многих детей дошкольного возраста отмечаются диспропорция частей тела, отставание в длине и массе, нарушения осанки, плоско­стопие, недоразвитие мышечной системы и костного аппара­та. Для детей характерны:

— качественное своеобразие в формировании основных движений: неловкость, хаотичность, замедленность, скован­ность, вялость, напряжённость, угловатость; затруднение переключения с одного движения на другое;

— нарушения в развитии физических качеств — силы, оыстроты, ловкости;

— несогласованность между движением и его словесным опо­средованием, затруднения в осуществлении движений, самокон­троля при выполнении; нарушение статики, локомоции и др.;

— отставание в развитии координации: точности, ритмич­ности движений, сохранении равновесия; координации про­стых двигательных актов;

— трудность овладения пространственно-временными пред­ставлениями.

Нарушения в физическом развитии детей с интеллекту­альной недостаточностью часто носят неоднородный харак­тер, различную степень выраженности, выступают в разных

81


сочетаниях. Особенности физического развития выявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправ ленных двигательных актов. Органическое поражение цен­тральной нервной системы в определённой мере обусловли­вает нарушение нервной регуляции мышечной деятельности. В результате своевременно не вырабатывается контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании движений, их целенаправленности, координированности. При этом нарушаются моторные компоненты речи, тесно связан ные с развитием общей и мелкой моторики.

Система адаптивного физического воспитания в специаль ном дошкольном учреждении объединена целями, задачами, средствами, формами и методами работы, направленными на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Двигатель­ная активность — биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависят здоровье и развитии детей. Эффективное решение задач адаптивного физического воспитания возможно при следующих условиях:

— соблюдении двигательного режима, отвечающего им дивидуальным потребностям и особенностям двигательной активности каждого ребёнка;

— систематичности занятий, постепенном увеличении на грузки и комплексном использовании разнообразных средстп и форм адаптивного физического воспитания;

— создании благоприятных условий окружающей среды во время занятий и других форм адаптивного физического воспитания.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.