К организации занятий по обучению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игре детей с интеллектуальной

Недостаточностью

Демонстрация первых игровых действий

Обучение игре происходит в форме небольших показон-инсценировок. При демонстрации первых игровых действий взрослый обращается к одному из детей и предлагает рас­смотреть игрушку, затем называет её и выделяет основным признаки. Педагог заинтересовывает ребёнка предметом, при­влекает внимание к нему, стремится вызвать положительны»

146


реакции. Важно, чтобы дети видели, как взрослый относится к игрушке. Это достигается педагогом при помощи коммен­тария, жестов, соответствующей мимики. Взрослый пока­зывает игрушку, выполняет с ней игровые действия, затем вкладывает её в руку ребёнка. Затем с помощью совместных действий (удерживая кисть ребёнка своей рукой на пред­мете) или по подражанию производит движения, связанные с обследованием. Так, вместе с педагогом выявляя свойства предмета, ребёнок учится обследовать его, познавать воз­можности использования. Постепенно формируется умение совершать самостоятельные действия. Полученную в резуль­тате обследования предмета информацию учат использовать в последующей игре.

Таким образом, взрослый показывает и поясняет несколь­ко понятных действий с игрушкой: например кукла ходит, пляшет; петушок поёт, клюёт зёрнышки. При этом предметы и действия называют обычными словами и одновременно про­износят звукоподражания: «Кукла поёт: ля-ля-ля», «Машина гудит: би-би-би». Важно вызывать интерес ребёнка и к другим предметам и игрушкам: машина быстро едет, везёт груз; на стуле кукле удобно сидеть, на кровати — спать. Затем по­вторно показывают знакомые действия, но уже с другими игрушками (кормление куклы, мишки, зайца), при этом эмоционально подчёркивается главное — смысл действия, его результат (зайчик вкусно поел). Педагог фиксирует внимание детей на том, в чём отличие процесса кормления птички, со­бачки; куклы. Когда дети узнают назначение большего числа предметов, им предлагают не единичные игрушки, а несколь­ко объединённых по смыслу предметов (кукла, стол, тарелка). Постепенно увеличивается количество Действий. Они взаи­мосвязаны и направлены на подготовку к решению игровой задачи (прежде чем выкупать куклу, её раздевают, наливают из крана воду). Так педагог расширяет возможности детей в действиях с игрушками.

Первые игровые задачи можно предложить, если у детей накоплен достаточный познавательный опыт и они понимают назначение простых предметов. Сначала предлагают не более двух понятных ребёнку игрушек. Взрослый показывает и эмоционально называет игровые действия («Ляля пьёт, ест»,

147


«Уложим Лялю спать»), подчёркивает результат («Как вкусно Ляля поела!»). Затем передаёт ребёнку игрушки, обращаясь к нему: «Дай Ляле попить». Ребёнку удаётся решить задачу при условии, если он активен, узнаёт куклу, чашку, понимает смысл слов взрослого.

На занятиях по обучению игре учитель-дефектолог эмо ционально приобщает детей к смысловому содержанию игро вых задач. Важно, чтобы они отражали личный опыт детей. Демонстрируя игровые действия, взрослый учит детей пере водить реальный опыт в игровой условный план. Для это го педагог предварительно рассматривает игрушки вместе I ребёнком, после чего формулирует простую игровую задачу, При этом, обращаясь к кукле, игрушечному животному, он говорит с ними ласково, участливо, как с живыми существа ми: «Катя пить хочет. Дадим Кате пить?»

Эмоционально-положительное отношение взрослого к игрун i кам поможет научить детей принимать и понимать игровую задачу. Важно, чтобы взрослый показывал и называл игровым действия, направленные на решение игровой задачи, предлагал ребёнку самому дать кукле попить, уложить её спать, в случаи необходимости осуществляя игровые действия вместе с ним.

Показателем умения решать игровую задачу является по­ведение ребёнка в подсказывающей сюжетной ситуации, когда две знакомые, связанные по смыслу игрушки (кукла, чашка) кладут рядом. Ребёнку предлагают обратить на них внима ние и воспроизвести известные игровые действия. Повторяя действия, ребёнок лучше усваивает их смысл. Одну и ту ж« игровую задачу можно предлагать не только по отношению к игрушкам, но и к самому ребёнку, взрослому, другим детям («Дай попить Серёже», «Дай мне попить»). Эмоциональный отклик на воображаемый результат («Ох, как вкусно!») си о собствуют постепенному осознанию ребёнком значимости вы полняемых действий и желанию их повторить.

Дидактические игры

Дидактические игры специально разрабатываются взрос лыми и служат целям организации деятельности ребёнка и

148


необходимом направлении. Тема игры соответствует тематике недели. Дидактическая игра имеет определённую структуру: дидактическая и игровая задачи, игровые действия и прави­ла, а также правила, регулирующие ход игры и результат. Обучение при этом происходит в игровой форме: ребёнок усваивает знания, овладевает умениями, навыками, реализуя игровые задачи при помощи игровых правил и действий, ко­торые стимулируют его активность.

На начальном этапе коррекционно-развивающей работы основное внимание уделяется играм с дидактическими обу­чающими сборно-разборными игрушками: матрёшками, ба­шенками, грибочками, пирамидками. Игровое и обучающее начало заложено в их конструкции. Дети, действуя с игруш­ками, закрепляют знания о форме, величине, цвете, учатся анализировать предметы, сравнивать их, осуществлять дей­ствия сериации, классификации, оперировать полученными знаниями, использовать их при решении новых задач.




Содержание работы по обучению

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.