С интеллектуальной недостаточностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа над словом, грамматическими формами, произно­шением является составной частью системы коммуникатив­ных умений и навыков детей с интеллектуальной недостаточ­ностью. При формировании связной речи учитываются два направления. Направление от целого к части помогает разви­вать и закреплять умения и навыки восприятия, понимания речи. Направление от части к целому (от слова к соединению двух или трёх слов, далее — к простой фразе, ещё позже — к сложным предложениям) развивает навыки говорения, ком­бинирования элементов в целое. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развёрнутых предложений.

В дошкольном возрасте дети овладевают двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом. Учитель-дефектолог и воспитатель соблюдают принцип постепенного усложнения речевой деятельности детей, переходя от форми­рования репродуктивных форм речи (с опорой на вербальный образец) к самостоятельным высказываниям с опорой на на­глядность и по собственной инициативе.

Методические рекомендации по обучению детей пересказу

Пересказ — связное выразительное воспроизведение про­слушанного художественного произведения. Литературный текст для пересказа выбирается с учётом определённых тре­бований:

— несложное содержание, близкое опыту детей, неболь­шой объём;

— простой язык изложения с доступным детям словарём; короткими, простыми фразами, отсутствием сложных грам­матических форм;

— чёткая сюжетная композиция, понятная последователь­ность действий, логическая связь между частями произве­дения;


 


48


49


— несложные формы прямой речи, что способствует фор­мированию выразительности речи детей;

— развивающая направленность, т. е. каждое произведе­ние должно учить чему-то полезному, развивать в ребёнке по­ложительные черты (доброту, отзывчивость, толерантность).

Для пересказа целесообразно использовать произведения различных жанров: рассказ, народную и авторскую сказку. Интерес у детей вызывают произведения, содержание которых способствует появлению ярких эмоциональных впечатлениий. Поэтому предпочтение отдаётся тексту, отражающему знако­мые детям жизненные ситуации или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на формирование эмпатийных чувств (сопереживания, проявления сочувствия, заботы о ближних).

Важно обращать внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Детям дошкольного возраста недоступны сложные и длинные фразы, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения. В связи с этим основное внимание уделяется использованию понятных и доступных слов и грамматически правильной речи.

Пересказ относится к одному из видов речевой деятель­ности. Работа по обучению пересказу ведётся систематично (примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия) на занятиях по развитию речи, которые проводит учите ль-дефекте лог.

Это занятие (либо его часть) может включать следующие компоненты.:

— вводная часть — подготовка к восприятию нового про­изведения (актуализация личного опыта детей в беседе, показ картинки и др.);

— словарная работа: незнакомые, сложные по слоговой структуре слова объясняются путём показа соответствующих игрушек, картинок, перефразирования или подбора синони­мов и проговариваются хором и индивидуально;

— первичное чтение (эмоциональное рассказывание) про­изведения;

— повторное чтение с установкой на запоминание и по­
следующим пересказом;

50


X

— подготовительная беседа (анализ произведения) — для мотивизации детей с низким уровнем речевого развития пред-ми гается отдельные ответы проговорить хором, а некоторым цптям — отражённо;

— повторное чтение;

— пауза для подготовки к ответам, для запоминания теста;

— пересказ.

Виды пересказа могут меняться на разных этапах обуче­ния в зависимости от речевых возможностей детей группы:

— пересказ рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

— с использованием фланелеграфа;

— с опорой на сюжетные, предметные картины;

— совместный пересказ — педагог повторяет основное ' одержание текста, а ребёнок добавляет в текст слово, слово­сочетание или предложение (в зависимости от речевых воз­можностей);

— пересказ в лицах по типу простой драматизации;

— по вопросам, что помогает более точно передать содер­жание рассказа и грамматически правильно оформить пред-можение;

— по плану — перед началом пересказа педагог озвучи­вает короткий план рассказа, помогая ребёнку собраться с мыслями и начать повествование;

— по цепочке: один ребёнок начинает рассказ, второй — продолжает, третий — заканчивает. Этот вид помогает вы­работать устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.

Приемы обучения пересказу

Обучение пересказу начинают с коротких сказок и расска­зов. Дошкольников необходимо к нему подготовить.

Некоторые приёмы носят установочный характер и по­зволяют подготовить детей к предстоящему пересказу. К ним относятся:

— образец пересказа произведения, который может со­
провождаться выборочным прочтением педагогом наиболее

51


 


значимых отрывков или трудных для восприятия детьми словосочетаний, фраз;

— беседа, которая включает объяснения, указания, во­просы к детям, в том числе о характере взаимоотношений действующих лиц (например, ласково или грубо разговаривал мальчик с дедушкой?);

— упражнения — индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подхо­дящей интонации и др.;

— обращение к личному опыту детей;

— демонстрация наглядного материала (различных кар­тинок, иллюстраций, серий картин, реальных предметов, их макетов), что позволяет уточнить и осмыслить идею произ­ведения, создаёт эмоциональный фон для предстоящего пере­сказа;

— игра-драматизация, инсценировка произведения.
Большую часть этих приёмов используют при разборе

произведения во вводной беседе. По мере необходимости они повторяются во время занятия- В подготовительной беседе не следует досконально (по кайсдой фразе) разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только простого вос­произведения содержания. Беседа должна быть непродолжи­тельной, направленной на понимание смысла, установление последовательности событий рассказа.

Другие приёмы имеют тренировочную и оценочную на­правленность. Они необходимы для того, чтобы обеспечить полное воспроизведение детьми текста. Для этого наиболее уместна подсказка слова или фразы педагогом. Она целесо­образна также для исправления грамматической или смысло­вой ошибки ребёнка.

На начальных этапах практикуется совместный пересказ педагога и ребёнка (договариваяие им начатой фразы и про-говаривание последовательных предложений по очереди), а также отражённый пересказ (повторение сказанного педаго­гом, особенно начальных фраз).

Среди прочих используются: вопросы, подсказки, указа­ния, деление текста на логические части, пересказ по частям


(причём сменой рассказчиков руководит педагог, останавли­вая ребёнка после окончания части и иногда подчёркивая это обстоятельство); пересказ по ролям; игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

Педагог обращает внимание на качество пересказа детей. Во-первых, это вызывает у ребёнка желание рассказать как можно лучше, а во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи и какой.

Руководить пересказом можно при помощи интонации, а также сделав замечание или задав вопрос. Иногда достаточно повторить последнюю фразу ребёнка, чтобы он продолжил рассказ. Такой приём чаще всего помогает рассеянным и не­внимательным детям. Поощрять продолжение рассказа можно по-разному: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом, жестом и др.

В процессе пересказа дети учатся осмысливать и соотно­сить сюжетную линию со знакомой жизненной ситуацией, слушать друг друга. Это способствует обогащению их опыта, развитию речи. Дети начинают активно овладевать родным языком, в результате чего их словарный запас становится бо­гаче, а грамматические ошибки встречаются реже. Внимание постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, речь более связной, что позволяет судить о динамике раз­вития детей в процессе формирования диамонологической компетенции.

Методические рекомендации по обучению детей рассказу

Рассказ — самостоятельно составленное развёрнутое изло­жение какого-либо факта, события. Чтобы что-то рассказать, необходимо представлять объект рассказа, уметь анализиро­вать, устанавливать отношения между предметами, владеть навыками построения текста. По форме рассказы могут быть сюжетными и описательными.

Сюжетный рассказ — это передача событий, происходя­щих в определённой временной последовательности с каким-либо героем. В зависимости от того, на какой психический


 


52


53


процесс происходит опора, выделяют рассказ по восприятию (о том, что ребёнок видит в этот момент), по памяти (о том, что. воспринимал до момента рассказа), по воображению.

В коррекционно-образовательном процессе с детьми с ин­теллектуальной недостаточностью могут использоваться раз­личные варианты составления рассказов по серии сюжетных

картин.

1. Педагог демонстрирует серию сюжетных картин и пред­лагает детям их рассмотреть. Затем знакомит с содержанием рассказа. После этого раздаёт каждому ребёнку по одной картинке-эпизоду, повторяет рассказ, а дети находят соответ­ствующую картинку, показывают и называют действующих

лиц.

2. Педагог расставляет на наборном полотне картинки, описывает сюжет каждой из них и устанавливает логическую взаимосвязь. Затем раздаёт картинки детям и, повторяя рас­сказ по частям, просит показать нужную и воспроизвести сюжет по наводящим вопросам.

3. На наборном полотне расставляют картинки. Педа­гог задаёт детям вопросы, помогая установить причинно-следственные связи. Затем воспроизводится содержание рас­сказа вначале педагогом, потом ребёнком.

4. Детям вручают картинки одной серии в любой последо­
вательности. Педагог предлагает план, по которому дети рас­
кладывают картинки в определённом порядке и составляют

по ним рассказ.

5. Ребятам раздают картинки и предлагают самостоятель­
но определить их последовательность. Педагог начинает рас­
сказ по первой, дети продолжают его с опорой на другие кар­
тинки.

6. Дети получают по одной картинке, и каждый расска­зывает, что на ней нарисовано. Педагог (или ребёнок) в за* ключение рассказывает обо всех картинках. Затем дети при­думывают имена персонажей.

7. Каждый ребёнок получает серию картинок. Его задача — определить самостоятельно их последовательность и передать содержание каждой, составив связный рассказ (с помощь: педагога).

54


В процессе формирования умения составлять рассказы по серии картинок осуществляется коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений детей. Так, формированию связного высказывания способствуют такие 1шды работ, как составление предложений по выполняемо­му действию, по картинке, распространение предложений: «Дай. Дай мне. Дай мне, пожалуйста. Дай мне, пожалуйста, игрушку».

Широко используются задания, позволяющие проявлять умение детей оценивать свой внешний вид, анализировать различные типы поведения в наблюдаемых ситуациях (ре­альных и изображённых на картинке). Так, при анализе со­держания сюжетных картинок к рассказу «Разбилась чашка» предлагается придумать предшествующие события (например, кто налил чай в чашку, кто позвал мальчика к столу, как мальчика пригласили пить чай); прогнозировать последующие события (кого позовёт на помощь, как мальчик будет убирать осколки чашки); обсудить варианты поведения героя рассказа (признается ли маме, что разбил чашку; что мальчик скажет маме, какое вежливое слово использует).

Рассказ-описание — изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.

Примерная структура рассказа-описания:

— называние предмета;

— выделение характерных признаков;

—  определение назначения, действия с ним.
Разновидностью рассказа-описания выступает сравнитель­
ный рассказ.

В специальном дошкольном учреждении детей с интел­лектуальной недостаточностью учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтап­ном сопоставлении признаков, заданных педагогом (по вели­чине, цвету, материалу и т. д.).

Приёмы работы по формированию умения составлять рассказ:

— договаривание слов в незаконченном предложении
(Медведь живёт в... лесу; под кустом дрожал от страха...
.<аяц);

55


— образец рассказа (предназначенный для подражания);

— частичный образец, план рассказа;

— разбор образца рассказа, который подводит к вычлене­нию плана высказывания;

— составление рассказа по частям;

— окончание рассказа, начатого педагогом;

— воспроизведение последовательности событий в рассказе с опорой на вопросы педагога, иллюстрации;

 

— указания, подсказка слова, предложения, сюжета;

— исправление допущенной ошибки; оценка рассказа.

Особенностью коррекционно-образовательной работы яв­ляется тщательная дозировка заданий и речевого материала по принципу одной трудности. Специфика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливает необходимость постепенного усложнения ма­териала, разложения задачи на её составляющие. Одно и то же задание выполняется вначале на простом речевом материале, затем на более сложном в зависимости от воз­можностей детей.





























Приложения

 

Приложение 1

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.