Работа над словом, грамматическими формами, произношением является составной частью системы коммуникативных умений и навыков детей с интеллектуальной недостаточностью. При формировании связной речи учитываются два направления. Направление от целого к части помогает развивать и закреплять умения и навыки восприятия, понимания речи. Направление от части к целому (от слова к соединению двух или трёх слов, далее — к простой фразе, ещё позже — к сложным предложениям) развивает навыки говорения, комбинирования элементов в целое. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развёрнутых предложений.
В дошкольном возрасте дети овладевают двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом. Учитель-дефектолог и воспитатель соблюдают принцип постепенного усложнения речевой деятельности детей, переходя от формирования репродуктивных форм речи (с опорой на вербальный образец) к самостоятельным высказываниям с опорой на наглядность и по собственной инициативе.
Методические рекомендации по обучению детей пересказу
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Литературный текст для пересказа выбирается с учётом определённых требований:
— несложное содержание, близкое опыту детей, небольшой объём;
— простой язык изложения с доступным детям словарём; короткими, простыми фразами, отсутствием сложных грамматических форм;
— чёткая сюжетная композиция, понятная последовательность действий, логическая связь между частями произведения;
48
49
— несложные формы прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей;
— развивающая направленность, т. е. каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребёнке положительные черты (доброту, отзывчивость, толерантность).
Для пересказа целесообразно использовать произведения различных жанров: рассказ, народную и авторскую сказку. Интерес у детей вызывают произведения, содержание которых способствует появлению ярких эмоциональных впечатлениий. Поэтому предпочтение отдаётся тексту, отражающему знакомые детям жизненные ситуации или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на формирование эмпатийных чувств (сопереживания, проявления сочувствия, заботы о ближних).
Важно обращать внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Детям дошкольного возраста недоступны сложные и длинные фразы, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения. В связи с этим основное внимание уделяется использованию понятных и доступных слов и грамматически правильной речи.
Пересказ относится к одному из видов речевой деятельности. Работа по обучению пересказу ведётся систематично (примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия) на занятиях по развитию речи, которые проводит учите ль-дефекте лог.
Это занятие (либо его часть) может включать следующие компоненты.:
— вводная часть — подготовка к восприятию нового произведения (актуализация личного опыта детей в беседе, показ картинки и др.);
— словарная работа: незнакомые, сложные по слоговой структуре слова объясняются путём показа соответствующих игрушек, картинок, перефразирования или подбора синонимов и проговариваются хором и индивидуально;
— первичное чтение (эмоциональное рассказывание) произведения;
— повторное чтение с установкой на запоминание и по
следующим пересказом;
50
X
— подготовительная беседа (анализ произведения) — для мотивизации детей с низким уровнем речевого развития пред-ми гается отдельные ответы проговорить хором, а некоторым цптям — отражённо;
— повторное чтение;
— пауза для подготовки к ответам, для запоминания теста;
— пересказ.
Виды пересказа могут меняться на разных этапах обучения в зависимости от речевых возможностей детей группы:
— пересказ рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
— с использованием фланелеграфа;
— с опорой на сюжетные, предметные картины;
— совместный пересказ — педагог повторяет основное ' одержание текста, а ребёнок добавляет в текст слово, словосочетание или предложение (в зависимости от речевых возможностей);
— пересказ в лицах по типу простой драматизации;
— по вопросам, что помогает более точно передать содержание рассказа и грамматически правильно оформить пред-можение;
— по плану — перед началом пересказа педагог озвучивает короткий план рассказа, помогая ребёнку собраться с мыслями и начать повествование;
— по цепочке: один ребёнок начинает рассказ, второй — продолжает, третий — заканчивает. Этот вид помогает выработать устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.
Приемы обучения пересказу
Обучение пересказу начинают с коротких сказок и рассказов. Дошкольников необходимо к нему подготовить.
Некоторые приёмы носят установочный характер и позволяют подготовить детей к предстоящему пересказу. К ним относятся:
— образец пересказа произведения, который может со
провождаться выборочным прочтением педагогом наиболее
51
значимых отрывков или трудных для восприятия детьми словосочетаний, фраз;
— беседа, которая включает объяснения, указания, вопросы к детям, в том числе о характере взаимоотношений действующих лиц (например, ласково или грубо разговаривал мальчик с дедушкой?);
— упражнения — индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.;
— обращение к личному опыту детей;
— демонстрация наглядного материала (различных картинок, иллюстраций, серий картин, реальных предметов, их макетов), что позволяет уточнить и осмыслить идею произведения, создаёт эмоциональный фон для предстоящего пересказа;
— игра-драматизация, инсценировка произведения.
Большую часть этих приёмов используют при разборе
произведения во вводной беседе. По мере необходимости они повторяются во время занятия- В подготовительной беседе не следует досконально (по кайсдой фразе) разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только простого воспроизведения содержания. Беседа должна быть непродолжительной, направленной на понимание смысла, установление последовательности событий рассказа.
Другие приёмы имеют тренировочную и оценочную направленность. Они необходимы для того, чтобы обеспечить полное воспроизведение детьми текста. Для этого наиболее уместна подсказка слова или фразы педагогом. Она целесообразна также для исправления грамматической или смысловой ошибки ребёнка.
На начальных этапах практикуется совместный пересказ педагога и ребёнка (договариваяие им начатой фразы и про-говаривание последовательных предложений по очереди), а также отражённый пересказ (повторение сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Среди прочих используются: вопросы, подсказки, указания, деление текста на логические части, пересказ по частям
(причём сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребёнка после окончания части и иногда подчёркивая это обстоятельство); пересказ по ролям; игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
Педагог обращает внимание на качество пересказа детей. Во-первых, это вызывает у ребёнка желание рассказать как можно лучше, а во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи и какой.
Руководить пересказом можно при помощи интонации, а также сделав замечание или задав вопрос. Иногда достаточно повторить последнюю фразу ребёнка, чтобы он продолжил рассказ. Такой приём чаще всего помогает рассеянным и невнимательным детям. Поощрять продолжение рассказа можно по-разному: улыбкой, кивком головы, одобрительным словом, жестом и др.
В процессе пересказа дети учатся осмысливать и соотносить сюжетную линию со знакомой жизненной ситуацией, слушать друг друга. Это способствует обогащению их опыта, развитию речи. Дети начинают активно овладевать родным языком, в результате чего их словарный запас становится богаче, а грамматические ошибки встречаются реже. Внимание постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, речь более связной, что позволяет судить о динамике развития детей в процессе формирования диамонологической компетенции.
Методические рекомендации по обучению детей рассказу
Рассказ — самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта, события. Чтобы что-то рассказать, необходимо представлять объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать отношения между предметами, владеть навыками построения текста. По форме рассказы могут быть сюжетными и описательными.
Сюжетный рассказ — это передача событий, происходящих в определённой временной последовательности с каким-либо героем. В зависимости от того, на какой психический
52
53
процесс происходит опора, выделяют рассказ по восприятию (о том, что ребёнок видит в этот момент), по памяти (о том, что. воспринимал до момента рассказа), по воображению.
В коррекционно-образовательном процессе с детьми с интеллектуальной недостаточностью могут использоваться различные варианты составления рассказов по серии сюжетных
картин.
1. Педагог демонстрирует серию сюжетных картин и предлагает детям их рассмотреть. Затем знакомит с содержанием рассказа. После этого раздаёт каждому ребёнку по одной картинке-эпизоду, повторяет рассказ, а дети находят соответствующую картинку, показывают и называют действующих
лиц.
2. Педагог расставляет на наборном полотне картинки, описывает сюжет каждой из них и устанавливает логическую взаимосвязь. Затем раздаёт картинки детям и, повторяя рассказ по частям, просит показать нужную и воспроизвести сюжет по наводящим вопросам.
3. На наборном полотне расставляют картинки. Педагог задаёт детям вопросы, помогая установить причинно-следственные связи. Затем воспроизводится содержание рассказа вначале педагогом, потом ребёнком.
4. Детям вручают картинки одной серии в любой последо
вательности. Педагог предлагает план, по которому дети рас
кладывают картинки в определённом порядке и составляют
по ним рассказ.
5. Ребятам раздают картинки и предлагают самостоятель
но определить их последовательность. Педагог начинает рас
сказ по первой, дети продолжают его с опорой на другие кар
тинки.
6. Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что на ней нарисовано. Педагог (или ребёнок) в за* ключение рассказывает обо всех картинках. Затем дети придумывают имена персонажей.
7. Каждый ребёнок получает серию картинок. Его задача — определить самостоятельно их последовательность и передать содержание каждой, составив связный рассказ (с помощь: педагога).
54
В процессе формирования умения составлять рассказы по серии картинок осуществляется коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений детей. Так, формированию связного высказывания способствуют такие 1шды работ, как составление предложений по выполняемому действию, по картинке, распространение предложений: «Дай. Дай мне. Дай мне, пожалуйста. Дай мне, пожалуйста, игрушку».
Широко используются задания, позволяющие проявлять умение детей оценивать свой внешний вид, анализировать различные типы поведения в наблюдаемых ситуациях (реальных и изображённых на картинке). Так, при анализе содержания сюжетных картинок к рассказу «Разбилась чашка» предлагается придумать предшествующие события (например, кто налил чай в чашку, кто позвал мальчика к столу, как мальчика пригласили пить чай); прогнозировать последующие события (кого позовёт на помощь, как мальчик будет убирать осколки чашки); обсудить варианты поведения героя рассказа (признается ли маме, что разбил чашку; что мальчик скажет маме, какое вежливое слово использует).
Рассказ-описание — изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Примерная структура рассказа-описания:
— называние предмета;
— выделение характерных признаков;
— определение назначения, действия с ним.
Разновидностью рассказа-описания выступает сравнитель
ный рассказ.
В специальном дошкольном учреждении детей с интеллектуальной недостаточностью учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении признаков, заданных педагогом (по величине, цвету, материалу и т. д.).
Приёмы работы по формированию умения составлять рассказ:
— договаривание слов в незаконченном предложении
(Медведь живёт в... лесу; под кустом дрожал от страха...
.<аяц);
55
— образец рассказа (предназначенный для подражания);
— частичный образец, план рассказа;
— разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания;
— составление рассказа по частям;
— окончание рассказа, начатого педагогом;
— воспроизведение последовательности событий в рассказе с опорой на вопросы педагога, иллюстрации;
— указания, подсказка слова, предложения, сюжета;
— исправление допущенной ошибки; оценка рассказа.
Особенностью коррекционно-образовательной работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала по принципу одной трудности. Специфика познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливает необходимость постепенного усложнения материала, разложения задачи на её составляющие. Одно и то же задание выполняется вначале на простом речевом материале, затем на более сложном в зависимости от возможностей детей.
Приложения
Приложение 1
Дата: 2019-05-29, просмотров: 232.