Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию коммуникативной компетенции в специальном дошкольном учреждении (учреждении, создавшем условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития). Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения умением общаться ребёнком с интеллектуальной недостаточностью. Освоение разных сторон речи — необходимое условие развития диалогической речи. В то же время развитие диалогической речи способствует тому, что ребёнок самостоятельно использует отдельные слова и синтаксические конструкции. Связная речь демонстрирует достижения ребёнка в овладении родным языком (фонетикой, лексикой, грамматикой).
Дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития диалогической формы речи, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Диалог выступает первичной естественной формой языкового общения и происходит в конкретной ситуации, сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Главной особенностью диалога является поочерёдный разговор собеседников. Для диалога характерны:
— разговорная лексика, эмоциональная непосредственность;
— краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения;
— интонационная и образная выразительность;
— непроизвольность, быстрое обдумывание;
— использование речевых шаблонов и клише, устойчивых выражений, привычных, часто употребляемых и как бы прикреплённых к определённым бытовым ситуациям и темам разговора (Л. П. Якубинский).
38
Умение общаться в диалоге обусловливается спецификой социального окружения, индивидуальными особенностями личности, познавательной активностью ребёнка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного формирования диамонологической компетенции детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Успешность овладения ребёнком диалогической речью обусловлена условиями социального благополучия, которое подразумевает, что взрослые (в первую очередь семья) относятся if ребёнку с любовью и уважением, чутко прислушиваются к его мнению, интересам, потребностям, умеют слушать, занимая позицию тактичного собеседника.
Часто проблемы в общении ребёнка начинаются в семье. I Гежелание (из-за недооценки возможностей ребёнка, нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чём разговаривать с ребёнком, как строить общение с ним) отрицательно влияют на его деятельность и эмоциональное состояние. Отсутствие или дефицит общения иедёт к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем во взаимодействии с окружающими людьми, появлению серьёзных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Диалог как вид общения предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с окружающими шодьми. В любом высказывании проявляется ряд умений: пмстрая ориентировка в условиях общения, умение планировать свою речь и выбирать её содержание, находить вербальные средства для речевого контакта и обеспечения обратной гннзи. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, со взаимным пониманием и уважением.
Диалог детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей:
— ограниченный опыт социальных отношений, что прояв-1,н"гся в трудности восприятия нового человека как объекта или взаимодействия;
39
— сложность установления зрительного контакта с собеседником;
— недостаточное умение ориентироваться в ситуации общения, выбирать варианты для налаживания, поддержания и завершения эмоционально-коммуникативных отношений;
— трудность актуализации и самостоятельного использования вежливых слов, выражений и невербальных средств в ситуациях приветствия, прощания, выражения просьбы и
благодарности;
— неуверенность в собственных силах, произнесение слов
шёпотом.
В процессе общения дети с интеллектуальной недостаточностью могут проявлять двигательное беспокойство. Типичным является блуждающий взгляд, в некоторых случаях проявляется речевой негативизм. Особенность детского диалога состоит в том, что ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, все говорят одновременно. Поэтому дети нуждаются в помощи педагога при диалоге со сверстниками.
Вышеназванные характеристики диалогической речи детей с интеллектуальной недостаточностью говорят о необходимости целенаправленной работы по формированию у детей диа-монологической компетенции, расширению опыта социально значимых контактов в процессе общения в естественных и специально организованных ситуациях.
Овладение диалогической речью — одна из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Требования раздела «Развитие речи» программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» в части обучения не] сводятся только к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развёрнутый рассказ. Эти требования реализуются главным образом в специально организованных видах деятельности. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет общение детей друг с другом и со значимыми взрослыми (родителями, педагогами) в повседневной жизни.
40
Педагогический коллектив специального дошкольного учреждения направляет свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих, а общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъ-инляемым к поведению человека в обществе.
Развитие диалогической речи у детей предполагает формирование:
1) собственно речевых умений:
— вступать в общение (начать разговор с собеседником);
— поддерживать и завершать диалог (учитывать условия И ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; про-иилять инициативу в беседе; выражать отношение к теме раз-i опора, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать);
— говорить в нормальном темпе и выразительно, улавли-нпть интонацию диалога;
2) умений речевого этикета, обеспечивающих соблюдение правил поведения, касающихся проявления отношения к шодям: обращение, знакомство, приветствие, привлечение шшмания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.;
3) умения общаться в паре, группе из 3—5 человек для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения;
4) неречевых умений — уместного использования мимики, жестов и др.
Формирование диалога осуществляется при общении педагога с детьми. Оно оказывает развивающее влияние на них и случае, если в группе превалирует личностно ориентиро-ианная модель взаимодействия взрослого и ребёнка, создана доброжелательная атмосфера, обеспечивающая эмоциональное олагополучие воспитанников. Главным в общении являются понимание и признание в ребёнке личности. Ребёнок охотно иетупает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность, комфортность и защищённость. Важно, чтобы общение способствовало идентификации ребёнком образа «я» с определённой социальной ролью (воспитанника, сына и т. д.).
41
Умение общаться формируется в основном в реальных жизненных ситуациях, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Важно установить эмоциональный контакт с ним, расположить к себе, приласкать и заинтересовать. В распоряжении педагога должны быть предметы, которые могут заинтересовать ребёнка и вызвать у него первые реплики («дай», «что это» и др.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащие, движущиеся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д.
Педагог выступает инициатором диалога (называет свои имя и отчество, имена воспитателей, учителя-дефектолога, помощника воспитателя, некоторых детей в группе). Если в первые дни пребывания в дошкольном учреждении ребёнок молчит, педагог должен быть особенно настойчивым в реализации коррекционно-развивающих задач: общаться, играть с ним, называть предметы, действия.
В организации общения принимает участие и помощник воспитателя. Речевым образцом для детей является диалог педагогов друг с другом, способы выражения ими приветствия, прощания, благодарности.
В течение дня педагог находит возможность общаться с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в дошкольное учреждение, режимные моменты и т. д.
Не следует избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям, уточняет, вкусно ли, не остыло ли блюдо и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, вместе с тем подчёркивает: никогда не говорят с пищей во рту.
Наблюдая за детьми в группе, их взаимодействием, педагог определяет:
— совершенствуется ли понимание ими речи взрослых;
— как реагирует каждый воспитанник на общение со взрослыми и детьми: стремится установить контакт либо выжидает, или не проявляет ответной реакции; развивается ли собственная активная речь.
Критерии оценки коммуникативных умений детей могут быть следующие:
— ребёнок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета;
— ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание и др.
Рассмотрим особенности коррекционно-развивающей pa-йоты по формированию диалогической речи на каждом году обучения.
На первом году обучения решается задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи (■нерстников как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (кто это? что делает?) Развивая инициативную речь ребёнка, его побуждают обращаться к взрослому и детям но различным поводам. В процессе формирования речевого общения дети учатся употреблять глаголы преимущественно || форме повелительного наклонения и инфинитива («Спать!», «Играть!»). В последующем акцент в обучении делается на формирование умения обращаться друг к другу, используя глаголы в форме императива: «Давай играть! Давай строить!», заключающие в себе приглашение к совместной деятельности, элементы её мотивации и планирования.
На втором году обучения педагоги побуждают детей вступать в общение со взрослыми и сверстниками, учат их выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Воспитывается потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл и т. п. Детей учат употреблять вежливые слова (здороваться, прощаться), поощряют их попытки задавать вопросы по поводу олижайшего окружения (кто? что? где? что делает? зачем?). В процессе коррекционно-развивающей работы педагоги большое внимание уделяют качеству ответов детей, приучают отвечать короткими предложениями по существу вопроса. Обучение умению вести диалог, участвовать в беседе сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно
42
43
слушать того, кто говорит, отвечать только тогда, когда спрашивают, не отвлекаться, не перебивать собеседника. В рам-icax специально организованных видов детской деятельности, режимных моментов педагоги направляют и поддерживаю речевую активность детей, побуждают их к диалогу.
На третьем году обучения необходимо поощрять стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях и продолжать формирование умения вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на их вопросы и задавать свои. Педагоги много внимания уделяют качеству ответов детей: учат общаться их в форме простых и распространённых предложений по теме беседы. Постепенно приобщают детей к участию в коллективных беседах, где требуется говорить только тогда, когда спрашивает педагог, выслушивать высказывания сверстников. Заодно продолжается воспитание культуры общения: формирование умения приветствовать взрослых, детей, используя при этом синонимические формулы этикета («Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Привет!», «Добрая ранщы!»), умений отвечать по телефону, не перебивать, когда говорят другие, встречать гостя, общаться, вежливо заканчивать диалог.
На четвёртом году обучения акцент делают уже на формировании умения более точно отвечать на вопросы и давать разные ответы, выбирать и использовать различные слова и конструкции, наиболее подходящие к ситуации общения. Закрепляется умение участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Установлению доброжелательных контактов способствует разнообразная динамичная форма организации деятельности детей. Приветствуя педагога и друг друга, дети выходят из-i за столов, что позволяет им проявлять как речевую, так и двигательную активность.
Проявление речевой активности тесно связано с практической деятельностью ребёнка, игрой и наглядной ситуацией. Взрослый побуждает его включиться в диалог различным образом (вокализациями, движениями, мимикой, жестами, словами) и использует другие приёмы работы:
44
- регулярное обращение к детям по имени;
— индивидуальное общение ребёнка со взрослым на основе (■овместной деятельности (рассматривание картинок, детских рисунков, книг, игры и др.);
— объяснение и рассказ педагога (что он видел в транспорте, на улице) с актуализацией опыта ребёнка;
— побуждение ребёнка к задаванию вопросов (кто? что? что делает?);
— повторение и совместное проговаривание слов и дополнение ответов ребёнка;
— вопросно-ответная форма заданий;
— разнообразные действия с предметами, правильное и чёткое их называние ребёнком, их частей, характеристика их признаков, действий с ними (во время режимных моментов — одевания, умывания, на прогулке, в игре и др.);
— игровые приёмы с использованием сказочного персонажа;
— беседа (коллективная и индивидуальная), содержание которой связано с жизнедеятельностью детей в семье, дошкольном учреждении;
— несложные словесные поручения, при этом даётся образец просьбы, иногда ребёнку предлагается повторить её;
— комментирование (сопровождению речью) своих предметно-практических действий и постепенное упражнение и умении их планировать (проговаривать вслух последующие действия);
— совместное обсуждение и моделирование повторяющихся социально-бытовых ситуаций (поздравление именинника, ш-/греча ребёнка после его длительного отсутствия, совместная деятельность);
— объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы и общения, в процессе которого «гости» pi испрашивают об игрушках, книгах;
— использование средств невербальной коммуникации — илгляда, жеста, улыбки и др., тактильных приёмов (поглаживания по голове, похлопывания по плечу, рукопожатия).
45
Основной формой общения на протяжении четырёх лет обучения в дошкольном учреждении является диалог, содержание которого непосредственно связано с определённой социально-бытовой ситуацией. Коррекционно-педагогическая работа направлена на формирование умения начать разговор и продолжить общение. Первоначально устанавливается лич-ностно ориентированный контакт в диаде «педагог — ребёнок», затем в диаде «ребёнок — ребёнок». Индивидуальное личностно ориентированное обращение («Олег, подойди, пожалуйста, ко мне»), сюрпризное преподнесение изучаемого предмета вызывают положительные эмоции и подготавливают к интересному диалогу.
Помимо разговоров в естественных ситуациях общения педагог планирует беседы (индивидуальные и коллективные) в специально созданных ситуациях. Коллективные беседы помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового видели на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путём обращения к ним («Ваня, и ты ходил?»), подсказывающего вопроса, поощрения.
В дошкольном учреждении организуются беседы на темы, связанные с конкретной социально-бытовой ситуацией (как поступить, если за обедом тебе не дали ложку), несколько позже — на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации на основе личного опыта (например, как можно утолить жажду). Тематика и содержание беседы с детьми определяются опытом, событиями в их жизни.
Усложнение содержания общения заключается в постепенном переходе от тем, связанных с непосредственным восприятием предметов, фактов, явлений, событий окружающей жизни (например, на прогулке определить сезон по одежде, осадкам, состоянию природы), к темам, основанным на знаниях и впечатлениях, которые были получены опосредованным путём (как мы с мамой в магазине покупали игрушки). При определении темы беседы акцент делается на значимом для ребёнка предмете общения с учётом его интересов. Широко
46
используются репродуктивные (кто? как? когда?), поисковые и проблемные вопросы (где? почему? зачем?), поощряется ответ как словами, так и предложениями. Педагог помогает детям начать разговор по поводу отдельных предметов, ситуаций, впечатлений («Как вы думаете, в чашке горячий или холодный чай?»). В разговоре ребёнок учится быть собеседником, понимать обращенные к нему вопросы и отвечать в соответствии с их содержанием. В процессе выполнения детьми действий педагог задаёт вопросы, демонстрируя образец фразы (кто это? что это? что делает?), и побуждает ребёнка повторять их. В процессе социального взаимодействия у детей формируются коммуникативные качества (вежливость, выдержанность), закрепляются умения устанавливать зрительный контакт с собеседником, разговаривать в спокойном тоне, использовать различные неречевые средства общения.
В конкретных социально-бытовых ситуациях (при выполнении гигиенических процедур, приёме пищи и др.) педагог учит детей пользоваться словами для выражения желаний и для того, чтобы налаживать взаимоотношения.
Дети учатся обращаться друг к другу с вопросами, например такими: «Что ты пьёшь?», «Где ты взял?» Используется помощь, позволяющая детям начать разговор. Например: «Скажи — Дима, дай мыло», «Помоги мне открыть кран». Поддержание интереса и установление контакта со сверстниками осуществляются также в процессе совместных действий детей в естественных социально-бытовых ситуациях, выполняемых по указанию взрослого: «Угости Дашу конфетой», «Дай Диме машинку», «Возьми Олю за руку, помоги ей сойти с лестницы», «Поменяйся местом с Денисом».
Выполнение практических действий способствует взаимодействию, взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого ребёнка задач. Усвоенные формы речевого этикета закрепляются в процессе общения детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими людьми: родителями, работниками дошкольного учреждения (музыкальным руководителем, медицинской сестрой, поваром и др.) но время экскурсий, выполнения поручений, с педагогами (воспитателем, учителем-дефектологом) и т. д.
47
На индивидуальных и подгрупповых занятиях детям предлагаются задания и упражнения на закрепление правильных речевых умений, отрабатывается умение пользоваться речью в знакомых и незнакомых социально-бытовых ситуациях. В процессе коррекционно-образовательной работы используются речевые игры («Как сказать по-другому», «Скажи наоборот»), этюды и инсценировки («Приезд бабушки»), логические задачи («Почему у Веры Ивановны плохое настроение?»), проблемные ситуации, побуждающие детей устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи.
Таким образом, условиями развития диалога выступают:
— содержательность жизни детей, обеспечивающая накопление наблюдений, впечатлений, переживаний, расширение кругозора (организация игровой и трудовой деятельности — игр-диалогов, сюжетно-ролевых игр, моделирование ситуаций);
— обеспечение речевой среды — организация общения с ребёнком в различных ситуациях повседневной жизни как в рамках дошкольного учреждения, так и в семье (взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом);
— организация совместной деятельности;
— создание и обновление образовательной среды.
В процессе формирования диалогической речи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается расширение социальных контактов и освоение лексико-грамматического минимума, связанного с содержанием эмоционального, социально-бытового, предметного опыта, необходимого для общения с окружающими людьми. Умение осуществлять социальное взаимодействие формируется на основе мотивов социального сотрудничества, что обеспечивает усвоение способов взаимодействия с окружающими людьми, утверждение себя и своей позиции в группе.
Особенности формирования
Монологической речи детей
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.