Каждое слово обозначает определённый предмет, действие, пиление. Ребёнка важно научить употреблению необходимых слов и тем самым помочь ему лучшее ориентироваться в окружающем мире, в общении со сверстниками и взрослыми.
Активизация словарного запаса определяется готовностью ребёнка к взаимодействию со взрослым, состоянием сформиро-панности навыков звукоподражания, копирования жестов, слов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости.
Недостаточный запас слов у детей с интеллектуальной недостаточностью длительное время не позволяет им активно шелючаться в общение. Поэтому параллельно с развитием понимания речи решается задача формирования умения пользоваться доступными способами общения.
Развитие коммуникативной функции речи осуществляется путём постепенного перехода от ситуативной к контекстной её форме. На начальных этапах обучения развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого — сотрудничество со взрослым. На первом году обучения, формируя активную речь, детей с интеллектуальной недостаточностью учат подражать словам, использовать облегчённые и анукоподражательные слова. Привлечение внимания ребёнка и звуковой стороне речи оказывает положительное влияние На развитие произносительных умений. В содержание различных занятий могут включаться упражнения для развития речевого дыхания, элементы комплексов артикуляционной, мимической гимнастики, звукоподражания, произносимые с различной громкостью, соответствующей интонацией (например, игра «Кошка и котята»).
Формированию первичных произносительных умений де-|сй содействует выполнение пассивных или активных дви-кений органов артикуляции, способствующих включению в шетивный процесс ряда мышц, что создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Польшую роль играет формирование способности подражать и осваивать общение доступными средствами (выразительный
30
31
взгляд, указательный жест, облегчённые слова, звукоподражание).
На начальном этапе обучения подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Самостоятельная речь в общении детей может возникнуть непроизвольно. Поэтому необходимо поощрять импульсивные детские высказывания, в какой бы форме они не проявлялись: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение; учить детей пользоваться звукоподражаниями для тренировки артикуляционного аппарата, стимулирования голосовой активности. Постепенно следует отказываться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы окружающего мира (собака вместо ав-ав, машина вместо би-би и т. д.), постепенно усложнять слова. По мере появления активной речи у детей формируется самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в общении.
Приёмами активизации словарного запаса выступают:
— побуждение ребёнка к подражанию речи взрослого («Скажи: мяу-мяу»), к выражению своих чувств желаний («Что дать тебе? Мяч? Скажи сам: дай мяч»);
— воспроизведение ребёнком ударного слога, интонационно-ритмического рисунка односложных и двухсложных слов;
— повторение звуковых комплексов, слогов, слов с различными интонациями (громко, тихо, спокойно, быстро);
— «наращивание», договаривание слогов в конце слова или слов в фразе из потешки, стихотворения, сказки, хорошо знакомых и понятных ребёнку;
— побуждение детей к замене звукоподражательных слов общеупотребительными («тик-так» — часы, «ав-ав» — собачка), поощрение их желания строить фразы, состоящие из 2—3 слов («Маша моет руки. Маша спит»);
— организация действий с предметами, разыгрывание простых сюжетов со знакомыми предметами и игрушками;
— рассматривание сюжетных картин, отражающих понятные детям ситуации, с называнием изображённых предметов и действий;
32
— побуждение к использованию в речи слов, относящихся к различным частям речи (мяч — большой мяч, катится мяч и т. д.);
— побуждение к обращению с просьбой (дай пить), поменяться игрушкой с другим ребёнком (дай машинку);
— комментирование своих действий ребёнком. Желательно, чтобы о себе он говорил в первом лице: «Я мою, я иду»;
— повторение фраз с перестановкой слов в ней («Машенька сама сняла шапку. Сама Mania шапку сняла» и т. д.);
— повторение вслед за педагогом отдельных слов и выражений из знакомых потешек, стихотворений, сказок;
— напевание под музыку (например, под любимую песен-i,y из мультфильма);
— произнесение слов нараспев;
— совместное, отражённое произнесение слова;
— вопрос, поручение, просьба;
— объяснение, беседа, рассказ.
В процессе формирования у ребёнка потребности в общении важную роль играют значимые взрослые, побуждающие детей обращаться с вопросами. Многое зависит от умения педагога активизировать ребёнка, заинтересовать его, найти доступную и значимую для него тему разговора. В общении пиленое место занимает побуждение ребёнка к выполнению I'.китообразных действий («на», «дай», «покажи», «принеси», • помоги»). При этом необходимо установить обратную связь: | ючнить у ребёнка, что он принёс, взял, показал и т. д.
Формируя потребность в общении, разговаривая с детьми II различных социально-бытовых ситуациях в течение дня, и [рослый использует короткие стихи, песенки, потешки, ча->ю называет ребёнка по имени, подчёркивает его достижения, i п'к'ство выполнения действия.
Важная роль отводится индивидуальному общению взрос-["in с ребёнком. На первом-втором году обучения педагог показывает и называет объекты окружающего мира и эмоционально обыгрывает ситуацию их использования, задаёт I»'и рос, даёт образец ответа, затем отвечает за ребёнка («Кто к ним пришёл? Кукла Таня пришла»). В определённой ситуации
33
слова взрослого доступны для восприятия и понятны детям, так как наглядно подкреплены демонстрацией. Постепенно педагог побуждает детей к речевому подражанию: отчётливо, выразительно произносит слово или фразу, направляет и поддерживает желание детей общаться с помощью вопросов «Что делаешь?», «Что будешь делать?»
Основополагающим фактором в развитии речи является практическая деятельность ребёнка как средство познания окружающего мира. В результате практических действий с предметами, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов, что способствует формированию умения подражать действиям и словам.
Если педагог не называет предметы в новых взаимосвязях, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребёнка возникает пассивное отношение к происходящему. Овладевая действием с предметом, ребёнок привыкает обходиться без речевого общения со взрослым. Он пассивно участвует в режимном моменте, подчиняясь установленному порядку. По этой причине необходимо поддерживать ориентировочную активность ребёнка при наблюдении в социально-бытовых ситуациях, чтобы каждая из них носила развивающий характер. Одним из приёмов активизации является раскрытие не только способов действия с предметами, их обследования и называния, но и мотивации этих действий: «Наденем варежки — согреем наши руки, пальчики».
Планируя познавательную практическую деятельность, важно помнить о принципе взаимосвязи сенсомоторного и речевого развития. В сознании ребёнка фиксируются названия только тех предметов, которые он может потрогать, сжать, с которыми может поиграть и т. д. Ребёнка необходимо научить видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность действий взрослых, усваивать причину и следствие собственных действий. Результат этой работы состоит в том, что ребёнок понимает: все предметы имеют название и для чего-то предназначены. Показателем развития познавательной активности детей могут быть вопросы «Кто это?»,
«Что это?» и др., которые не только направлены на уточнение названия предмета или действия, но и обусловлены желанием узнать, что с этим предметом можно сделать.
Ребёнок дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционно-развивающей работы знакомится с предметами бытового назначения, учится пользоваться предметами быта, повторяет в игре усвоенные действия.
Постепенно пополняется словарный запас ребёнка, что в дальнейшем обеспечивает его максимально возможную самостоятельную деятельность. В процессе оказания коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важно помнить, что ребёнок стремится к повторению тех действий, которые подкрепляются положительными эмоциями.
Речевая активность связана не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Они, как и речь в целом, усваиваются детьми постепенно: сначала через восприятие речи взрослого, затем путём по-иторения за взрослыми и, наконец, в самостоятельном применении.
Для развития речевого общения необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать свою просьбу или предложение одним словом (дай, помоги, надень, лавяжи, пойдём), затем — словосочетанием (давай играть, дай чяч, куклу, мишку, машину и т. д.) и предложением. Например, когда ребёнок уходит с мамой домой, педагог предлагает ому обратиться к маме с вопросом: «Спроси маму, где она ныла. Скажи: мама, где ты была?»
В процессе коррекционно-развивающей работы широко используются игровые приёмы, элементы неожиданности, способствующие активизации внимания детей и позволяющие псмысленно использовать слова в речи. Интерес у детей вы-п.тает приход сказочного персонажа, который демонстрирует неправильные формы поведения, произносит слова, разыгрывает смешные сценки. При этом дети выступают в роли учителя, обучая сказочного персонажа этикету, что также
34
35
активизирует их речь. Контроль за речью детей в повседневной жизни позволяет своевременно исправлять ошибки в употреблении слов, давать правильный речевой образец и стараться, чтобы дети произносили его осознанно. Условиями активизации речи выступают:
— создание условий для получения ярких впечатлений при наблюдении реальных объектов или из рассказов взрослого, экскурсий, а также при чтении художественных произведений, их драматизации и др.;
— планирование игр и упражнений с использованием слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, их признаки и действия с ними в рамках изучаемой темы;
— разнообразная наглядность: реальные предметы, игрушки, муляжи, картинки, фотографии, динамические карты;
— полисенсорная основа изучения объекта;
— координация речи с движением;
— широкое использование игровой деятельности, естественных и специально созданных обучающих ситуаций;
— обязательное повторение правильно произносимых слов, усложнение материала и разнообразие форм проведения занятий, упражнений, игр;
— обеспечение понимания и осмысления речи детьми;
— положительная мотивация деятельности ребёнка, направленная на успех;
— соблюдение межпредметных связей, тематическое единство образовательного процесса;
— преемственность работы воспитателя, учителя-дефек-
толога, родителей.
Развитие умения детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдать за объектами ближайшего окружения, систематизировать опыт использования предметов, усваивать социальные отношения людей в окружающем мире способствует активизации речи. В любой ситуации необходимо дать понять ребёнку, что общение с ним приятно.
Методические рекомендации
Дата: 2019-05-29, просмотров: 242.