Усвоенные ребёнком слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер. Совершенствуются, поднимаются на более высокий уровень наблюдение за окружающим, действие с предметами, мышление [6]. На-лиания предметов окружающей действительности, как и слона, обозначающие их признаки и действия, закрепляются н специально организованных видах детской деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной), в повседневном общении. Например, в процессе реализации содержания образовательной области «Игра» словарный запас детей закрепляется и активизируется в различных дидактических, пальчиковых играх, играх-забавах с заводными,
27
сюжетно-образными игрушками, строительным материалом и т. д. Можно использовать имитационные упражнения, игры-упражнения, подвижные игры-занятия с предметами-орудиями (учим брать еду из тарелки ложкой). Это позволяет формировать опыт практических действий и играет важную роль в развитии познавательной сферы ребёнка на основе знакомства со свойствами предмета, осознания его назначения и способа действия с ним.
Условия закрепления и уточнения словарного запаса:
1. Предметная соотнесённость знаний (соотнесение слова и предмета, который оно обозначает).
2. Чувственное познание объектов окружающего мира:
— с опорой на зрительный и слуховой анализаторы ребёнок узнаёт информацию о форме, величине, цвете, назначении предметов;
— с помощью тактильных ощущений ребёнок учится определять разнообразные признаки предметов: форму (круглый, квадратный), размер (большой — маленький), температуру (холодно, тепло, горячо), состояние поверхности (твёрдый — мягкий, гладкий — шершавый), весовые характеристики (тяжёлый — лёгкий) и др.
— при помощи вкусового анализатора ребёнок узнаёт признаки продуктов питания: сладкий — кислый, солёный, горький, холодный — горячий и др.;
— при помощи обоняния знакомится с запахами продуктов питания: овощей, фруктов, кофе, чая и др., а также с приятными и неприятными запахами, характеризующими качество продукта, что позволяет определить возможность его безопасного употребления.
3. Употребление окружающими значимыми взрослыми слов в их точном значении (например, не называть чашку — кружкой, блюдце — тарелкой, блузку — кофтой);
4. Использование естественных и создание специальных социально-бытовых ситуаций для закрепления словарного
запаса.
Приёмы уточнения словаря:
— введение в лексикон лепетных слов в сочетании с общеупотребительными: например «дай би-би — машинку», что
28
позволяет уточнить значение слова, связать его с определённой ситуацией, активизировать его воспроизведение ребёнком;
— организация обследовательских действий, направленных на определение признаков предмета;
— уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления близких по значению (твёрдый — мягкий);
— словоизменение при помощи вопросов: кому? где? куда? чем?;
— рассматривание изображений знакомых предметов на предметных и сюжетных рисунках, картинах (узнавание, показ, называние);
—■ простейшее экспериментирование;
— инсценирование, игры-драматизации, различные роле-иые игры;
— усвоение оттенков значений слов (дом — домик — домище);
— «незнайкины вопросы» (например, спрашивая, покапать на мяч: «Это часики, тик-так? Послушай, они тикают: тик-так» (Несколько раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока.) Да?» При этом желательно добиться от детей употребления слова «нет», любого отрицательного жеста рунами, отрицательного движения головой или называния пра-иильного слова, что свидетельствует о понимании вопроса;
— незавершённые фразы, которые ребёнок может закончить;
— целенаправленное и замедленное выполнение наиболее частых движений, практических действий с целью проверки понимания значений наиболее распространённых глаголов днижения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий (вперёд, назад);
— пояснение и др.
Предмет и слово, его обозначающее, воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии самого предмета. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира происходит развитие речи путём обогащения словарного запаса, уточнения лексических и грамматических значений слов.
29
Схема ознакомления ребёнка с предметом может быть
следующей:
1) привлечение внимания ребёнка к предмету, действию с ним (его неожиданное появление и исчезновение);
2) называние предмета, действия (при условии, что на нём сосредоточено внимание ребёнка);
3) многократное повторение названия;
4) организация игровой поисковой ситуации с использованием нового слова в качестве сигнала, знака данного предмета
(где котик?);
5) показ и последующее называние предмета ребёнком.
Изучение предметов на занятии предполагает определённую последовательность. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, они их рассматривают, анализируют, определяют их назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по заданным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, делают простые выводы, обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы с графическим изображением (цветными, чёрно-белыми, силуэтными картинками), составлять предложения, рассказы об изучаемом объекте.
На занятиях учитель-дефектолог и воспитатель упражняют детей в назывании предметов при их предъявлении; нахождении (выборе, показе) среди группы разнородных, затем однородных предметов; классификации их по группам, исключении лишнего, аргументации ответа; использовании различных видов работ (наложение, приложение на образец, закрашивание или штриховка рисунка, дорисовывание, обведение по точкам, складывание разрезных картин и т. д.).
В процессе практической деятельности у детей постепенно образуются связи слов с предметами и их признаками. Интерес способствует усвоению новых знаний, их закреплению через слово и активному использованию в процессе общения с окружающими людьми.
i
Дата: 2019-05-29, просмотров: 241.