В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит в том случае, если оно закреплено и используется им в общении. Ребёнку необходимо не только слышать речь окружающих его людей, но и воспроизводить её. В восприятии участвует в основном слуховой анализатор, а в общении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими, чтобы дети привыкали употреблять его в конкретных социально-бытовых ситуациях.
В процессе коррекционно-развивающей работы происходит обогащение словаря детей, первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребёнком культуры. Обогащение словаря создаётся за счёт изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно-ласкательными, степенями сравнения и пр.
В ходе ознакомления с окружающим миром дети усваивают:
— бытовой словарь (названия частей тела, лица, игрушек,
предметов посуды, мебели, одежды и т. д.);
— природоведческий словарь (названия объектов и явлений живой и неживой природы);
— обществоведческий словарь — слова, обозначающие явления общественной жизни (город, страна, республика и
ДР-);
— эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначаю
щие эмоции, переживания, чувства;
— качественную оценку предметов (хороший, плохой), их внешние признаки (чистый, грязный);
— характеристики действий, поступков (дружно, заботливо);
— словарь безопасности (стой, нельзя, опасно);
— слова, обозначающие пространственно-временные отношения, количество.
Активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), действий людей и живот-
24
пых (идёт, бежит, спит); словами, выражающими видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда), отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло), местоимения (я, ты, мой) и предлоги (в, на, с, под) и др.
Появление нового слова в активной лексике обусловлено следующими требованиями:
— коммуникативная целесообразность: необходимость общения с другими, усвоения знаний и умений, рекомендованных программой для специальных дошкольных учреждений;
— отнесённость того или иного слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям (лексические, фонетические, грамматические особенности);
— подбор слов, относящихся к разным частям речи;
— учёт уровня овладения речью детьми данной группы;
— значимость слова для понимания детьми дошкольного мозраста смысла литературных произведений и др.
Работа по обогащению словарного запаса проводится в каждой группе индивидуально, с учётом возможностей ре-иёнка и его психического развития в целом. На протяжении нескольких лет обучения в специальном дошкольном учреждении (учреждении, создавшем условия для получения пГфазования лицами с особенностями психофизического раз-пития) накопление словарного запаса осуществляется в трёх направлениях:
— расширение словарного запаса ребёнка на основе ознакомления с новыми предметами и явлениями;
— знакомство со словами, которые называют качества, гпойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
— появление новых слов, обозначающих простые понятия, на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти направления работы присутствуют во всех возрастных группах и прослеживаются в содержании образовательных оиластей при условии реализации принципа межпредметных i низей.
Обогащение словарного запаса существительными на заня-и\)[х по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром пикет происходить следующим образом:
25
— показ и называние объекта;
— знакомство с назначением того или иного предмета;
— неоднократное называние предмета во время игры; — его поиск по названию среди других предметов;
— нахождение предмета по просьбе при возможности выбора из большего количества предметов;
— выбор аналогичных, но отличающихся по цвету, вели
чине и другим признакам предметов и их изображений;
'•т закрепление названия предмета в дидактических играх, стихотворениях, рассказах, сказках, общении в повседневных бытовых ситуациях.
Обогащение словарного запаса ребёнка глаголами предполагает:
— знакомство с действием;
— называние действия и объекта, который его выполняет
(спит Маша);
— организацию игр, упражнений, во время которых дей
ствие многократно обыгрывается (спит мальчик, девочка,
кукла, мишка);
— выбор одного из двух действий по простым сюжетным
картинкам;
— выбор нужного действия из нескольких вариантов (мальчик спит, делает зарядку, завтракает и т. д.);
— включение названия действия в бытовые ситуации,
игры, упражнения.
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми могут использоваться следующие приёмы словарной работы:
—- называние (образец произношения) нового слова;
— объяснение его значения;
— повторение слова (хоровое и индивидуальное);
— включение слова в словосочетание, предложение;
— вопрос, сопровождающийся подсказывающей мимикой;
— загадки; сравнение предметов;
— декламация и пение с музыкальным сопровождением.
Условия обогащения словарного запаса:
— организация наблюдений за реальными объектами бли
жайшего окружения;
26
- предметно-практическая деятельность, предоставление ребёнку различного наглядного материала для активных обследовательских действий, способствующих развитию анализирующего восприятия, сравнения;
— точные указания педагога к руководству обследовательской деятельностью ребёнка, адекватные выполняемому действию (например, надави — для выделения твёрдости; погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверхности; сомни — для выделения мягкости);
— определение качеств и свойств предмета на основе сравнения с противоположным (тяжёлый — лёгкий, твёрдый — мягкий);
— знакомство детей с литературными произведениями различных жанров (сказками, стихами, рассказами и т. д.);
Общаясь с ребёнком в течение дня, педагог обогащает его жизненный опыт, знакомит с признаками и функциями изучаемых объектов, организует деятельность, направленную на активное чувственное познание предметного и природного мира, и обучает способам взаимодействия с окружающими людьми.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.