Обогащение словарного состава языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в ак­тивный словарь. Это происходит в том случае, если оно за­креплено и используется им в общении. Ребёнку необходимо не только слышать речь окружающих его людей, но и вос­производить её. В восприятии участвует в основном слуховой анализатор, а в общении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический. Новое слово должно войти в словарь в со­четании с другими, чтобы дети привыкали употреблять его в конкретных социально-бытовых ситуациях.

В процессе коррекционно-развивающей работы происхо­дит обогащение словаря детей, первоначально складывает­ся словарный запас, обозначающий элементы присваивае­мой ребёнком культуры. Обогащение словаря создаётся за счёт изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно-ласкательными, степенями сравнения и пр.

В ходе ознакомления с окружающим миром дети усваи­вают:

— бытовой словарь (названия частей тела, лица, игрушек,

предметов посуды, мебели, одежды и т. д.);

— природоведческий словарь (названия объектов и явле­ний живой и неживой природы);

— обществоведческий словарь — слова, обозначающие явления общественной жизни (город, страна, республика и

ДР-);

— эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначаю­
щие эмоции, переживания, чувства;

— качественную оценку предметов (хороший, плохой), их внешние признаки (чистый, грязный);

— характеристики действий, поступков (дружно, забот­ливо);

— словарь безопасности (стой, нельзя, опасно);

— слова, обозначающие пространственно-временные от­ношения, количество.

Активный словарный запас пополняется не только назва­ниями предметов, но и определением их состояний, призна­ков (цвет, форма, величина, вкус), действий людей и живот-

24


пых (идёт, бежит, спит); словами, выражающими видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда), отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло), местоимения (я, ты, мой) и предлоги (в, на, с, под) и др.

Появление нового слова в активной лексике обусловлено следующими требованиями:

— коммуникативная целесообразность: необходимость об­щения с другими, усвоения знаний и умений, рекомендован­ных программой для специальных дошкольных учреждений;

— отнесённость того или иного слова к общеупотребитель­ной лексике, его доступность детям (лексические, фонетиче­ские, грамматические особенности);

— подбор слов, относящихся к разным частям речи;

— учёт уровня овладения речью детьми данной группы;

— значимость слова для понимания детьми дошкольного мозраста смысла литературных произведений и др.

Работа по обогащению словарного запаса проводится в каждой группе индивидуально, с учётом возможностей ре-иёнка и его психического развития в целом. На протяже­нии нескольких лет обучения в специальном дошкольном учреждении (учреждении, создавшем условия для получения пГфазования лицами с особенностями психофизического раз-пития) накопление словарного запаса осуществляется в трёх направлениях:

— расширение словарного запаса ребёнка на основе озна­комления с новыми предметами и явлениями;

— знакомство со словами, которые называют качества, гпойства, отношения, на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях окружающего мира;

— появление новых слов, обозначающих простые понятия, на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти направления работы присутствуют во всех возрастных группах и прослеживаются в содержании образовательных оиластей при условии реализации принципа межпредметных i низей.

Обогащение словарного запаса существительными на заня-и\)[х по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром пикет происходить следующим образом:

25


— показ и называние объекта;

— знакомство с назначением того или иного предмета;

— неоднократное называние предмета во время игры; — его поиск по названию среди других предметов;

— нахождение предмета по просьбе при возможности вы­бора из большего количества предметов;

— выбор аналогичных, но отличающихся по цвету, вели­
чине и другим признакам предметов и их изображений;

'•т закрепление названия предмета в дидактических играх, стихотворениях, рассказах, сказках, общении в повседневных бытовых ситуациях.

Обогащение словарного запаса ребёнка глаголами предпо­лагает:

— знакомство с действием;

— называние действия и объекта, который его выполняет

(спит Маша);

— организацию игр, упражнений, во время которых дей­
ствие многократно обыгрывается (спит мальчик, девочка,

кукла, мишка);

— выбор одного из двух действий по простым сюжетным

картинкам;

— выбор нужного действия из нескольких вариантов (мальчик спит, делает зарядку, завтракает и т. д.);

— включение названия действия в бытовые ситуации,

игры, упражнения.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми могут использоваться следующие приёмы словарной работы:

—- называние (образец произношения) нового слова;

— объяснение его значения;

— повторение слова (хоровое и индивидуальное);

— включение слова в словосочетание, предложение;

— вопрос, сопровождающийся подсказывающей мими­кой;

— загадки; сравнение предметов;

— декламация и пение с музыкальным сопровождением.
Условия обогащения словарного запаса:

— организация наблюдений за реальными объектами бли­
жайшего окружения;
26


- предметно-практическая деятельность, предоставление ребёнку различного наглядного материала для активных об­следовательских действий, способствующих развитию анали­зирующего восприятия, сравнения;

— точные указания педагога к руководству обследова­тельской деятельностью ребёнка, адекватные выполняемому действию (например, надави — для выделения твёрдости; погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверх­ности; сомни — для выделения мягкости);

— определение качеств и свойств предмета на основе срав­нения с противоположным (тяжёлый — лёгкий, твёрдый — мягкий);

— знакомство детей с литературными произведениями различных жанров (сказками, стихами, рассказами и т. д.);

Общаясь с ребёнком в течение дня, педагог обогащает его жизненный опыт, знакомит с признаками и функциями изуча­емых объектов, организует деятельность, направленную на ак­тивное чувственное познание предметного и природного мира, и обучает способам взаимодействия с окружающими людьми.










Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.