Детей дошкольного возраста
С интеллектуальной недостаточностью
Речь — сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их формирование и развитие, регулирует поведение человека, формирует его личность. Речь, осуществляя функцию «сообщения социальной связи, воздействия на окружающих» (Л. С. Выготский), является вместе с тем способом формирования мысли.
Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов при определённых условиях: эмоционального контакта, сотрудничества между ребёнком и взрослым, насыщенностью общения речью и др. [7].
Во время первого (довербального) этапа создаются условия, которые способствуют овладению речью — формируют избирательную восприимчивость к речи окружающих и умения выделять её среди других звуков, различать неречевые и речевые звуки. Этот этап можно считать завершённым после того, как ребёнок начинает понимать простейшие высказывания: замирает, вглядываясь в лицо взрослых, когда к нему обращаются, читают, поют или рассказывают.
Второй этап — это переход к активной речи. Он характеризуется тем, что ребёнок воспринимает и различает слова на слух, начинает произносить первые слова и простые фразы, что обусловливает необходимость целенаправленного развития слухового внимания, речевого и фонематического слуха, п ртикуляционной моторики и других важных составляющих речевого развития дошкольника.
Третий этап — совершенствование речи как средства общения: происходят обогащение и активизация лексики ребёнка на основе предметной соотнесённости знаний, усвоение им грамматических конструкций, овладение связной речью (диалогом и монологом), совершенствование произносительной стороны речи.
11
Коммуникативная компетенция формируется с раннего возраста. Мы воздействуем на развивающуюся речевую функцию в её сензитивном периоде. На всех этапах развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеются особенности, которые проявляются в разном темпе накопления словарного запаса, времени появления первых фраз и перехода к развёрнутой самостоятельной речи.
Формирование этапов речевого развития находится в зависимости от структуры имеющегося нарушения, пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), специфики социального окружения, условий психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Влияние общения на психическое развитие и формирование коммуникативной компетенции ребёнка происходит благодаря позитивным качествам взрослого как собеседника; постановке им задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и способностями. Психическому и социально-эмоциональному развитию детей способствуют одобрение действий и их положительная оценка, образцы поведения, создание благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом
(Л. М. Шипицына).
Важная роль в формировании коммуникативной компетенции детей с интеллектуальной недостаточностью отводится речи педагога дошкольного учреждения. Требования к ней сформулированы Е. И. Тихеевой: «Его речь должна быть грамотна и литературна. Необходимо следить за темпом своей речи, регулировать силу своего голоса. Речь всегда должна быть культурна, вежлива. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Содержание речи должно строго соответствовать развитию и интересам детей.
Речь должна быть по возможности образна, выразительна, отражать интерес и внимание к ребёнку. Люди с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не имеют права руководить развитием речи детей».
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.