По развитию импрессивной стороны речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детей дошкольного возраста

С интеллектуальной недостаточностью

Речь — сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их фор­мирование и развитие, регулирует поведение человека, фор­мирует его личность. Речь, осуществляя функцию «сообщения социальной связи, воздействия на окружающих» (Л. С. Выгот­ский), является вместе с тем способом формирования мысли.

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов при определённых условиях: эмоционального контакта, сотрудни­чества между ребёнком и взрослым, насыщенностью общения речью и др. [7].

Во время первого (довербального) этапа создаются усло­вия, которые способствуют овладению речью — формируют избирательную восприимчивость к речи окружающих и уме­ния выделять её среди других звуков, различать неречевые и речевые звуки. Этот этап можно считать завершённым после того, как ребёнок начинает понимать простейшие высказыва­ния: замирает, вглядываясь в лицо взрослых, когда к нему обращаются, читают, поют или рассказывают.

Второй этап — это переход к активной речи. Он характе­ризуется тем, что ребёнок воспринимает и различает слова на слух, начинает произносить первые слова и простые фразы, что обусловливает необходимость целенаправленного разви­тия слухового внимания, речевого и фонематического слуха, п ртикуляционной моторики и других важных составляющих речевого развития дошкольника.

Третий этап — совершенствование речи как средства обще­ния: происходят обогащение и активизация лексики ребёнка на основе предметной соотнесённости знаний, усвоение им грамматических конструкций, овладение связной речью (диа­логом и монологом), совершенствование произносительной стороны речи.

11


Коммуникативная компетенция формируется с раннего возраста. Мы воздействуем на развивающуюся речевую функ­цию в её сензитивном периоде. На всех этапах развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеются осо­бенности, которые проявляются в разном темпе накопления словарного запаса, времени появления первых фраз и пере­хода к развёрнутой самостоятельной речи.

Формирование этапов речевого развития находится в за­висимости от структуры имеющегося нарушения, пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько рань­ше мальчиков), специфики социального окружения, усло­вий психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Влияние общения на психическое развитие и формирование коммуникативной компетенции ребёнка происходит благо­даря позитивным качествам взрослого как собеседника; по­становке им задач, требующих от ребёнка овладения новы­ми знаниями, умениями и способностями. Психическому и социально-эмоциональному развитию детей способствуют одобрение действий и их положительная оценка, образцы поведения, создание благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом

(Л. М. Шипицына).

Важная роль в формировании коммуникативной компе­тенции детей с интеллектуальной недостаточностью отво­дится речи педагога дошкольного учреждения. Требования к ней сформулированы Е. И. Тихеевой: «Его речь должна быть грамотна и литературна. Необходимо следить за темпом своей речи, регулировать силу своего голоса. Речь всегда должна быть культурна, вежлива. Структуру речи следует согласо­вывать с возрастом детей. Содержание речи должно строго соответствовать развитию и интересам детей.

Речь должна быть по возможности образна, выразительна, отражать интерес и внимание к ребёнку. Люди с ярко вы­раженными и неисправимыми недостатками речи не имеют права руководить развитием речи детей».




Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.