а) Д Р… М… Т Р … /ель/ Ц. . . Щ . . . Я Г . . . | б) В.. Г.. Д.. /ол/ П. . У Г .. У К . . | в) А Т.. Б Р.. Г Н .. \ом\ К . . Х Р . . Ф . . |
Дети должны подобрать одинаковое окончание ко всем словам столбика.
Объясни, что обозначает каждое слово. Придумай с ним предложение.
Эту работу выполняем коллективно. Задание написано на доске. Жетоном оценивается самый активный ученик.
г) В . . . . Ч . . . . Ж . . . . Л . . . . /есть/ Ш . . . М . . . . | д) Б . . . . Г . . . . Л . . . . М . . . . /айка/ П . . . . С Т . . . . | е) В . . . Г Л. . . Д. . . ДЛ . . . /ина/ М . . . О С . . . |
Это задание выполняем в паре, но даю возможность работать индивидуально тем, кто пожелает. Проверяю одиночек, решил правильно – консультант. Консультант идет на помощь тем, кто поднял руку. Он может объяснять слово, изображать его, но не называть его.
Индивидуальная работа.
ж) В Ж И М П Ц
. . . /ена/
з) Б Г Р Д Е Н К Л М
. . /от/
Закончи слово, запиши полученные слова в тетрадь. Проверяет учитель, помогают те, кто решил быстрее остальных.
Подведение итогов занятия. Выбор эрудита.
Занятие № 5
Тема: Словообразование.
Цель: Развивать творческий потенциал, логическое мышление, наблюдательность. Обогащать словарный запас.
1. Сообщение темы и цели занятия.
Объяснение нового упражнения.
СВИР … НИК /ель/
Дано начало первого слова и конец второго слова, ваша задача подобрать три буквы так, чтобы они закончили первое слово и стали началом второго.
Тренировочное упражнение.
РО … ЕХА /пот/ | РАС … ОС /кол/ | ГО … КОТ /бой/ |
Ребята объясняют на доске, почему вставили эту часть, объясняют смысл слов. /Возможны разные варианты./
4. Игра “ОБГОНЯЛКИ”
Даю каждому ученику карточку с заданиями. Задания у всех одинаковые. Кто быстрее разгадает все слова.
КАРТОЧКА
СНА … ОВОЙ /ряд/ | ТА … АТ /пир/ | БАЛ … ЕДА /бес/ |
ПЕ … ОЛ /сок/ | ДИК … ЕЦ /образ/ | СА … ОН /рай/ |
КАБ … ОШКО /лук/ | С … ОКНО /тол/ | ГА … РЕЛЬ /мак/ |
Время выполнения работы ограничиваю 10 – 15 минутами. Первые 5 работ проверяю сама. Ученик, выполнивший работу верно, становится консультантом, консультант может только задавать наводящие вопросы, либо показывать слова мимикой и жестами.
Все слова обязательно проговариваем и объясняем коллективно.
Подведение итогов.
Занятие №6
Тема: Словообразование.
Цель: Продолжить работу над словообразованием, обогащением словарного запаса. Тренировать логическое мышление, наблюдательность.
Сообщение темы занятия.
Как я получила среднее слово?
БАГОР /роса/ ТЕСАК
ГАРАЖ /ЖАБА/ ТАБАК
Дети предлагают различные варианты, доказывая свою точку зрения. Правильный ответ: взять те же по счёту буквы, что и в первой тройке слов.
3. Тренировочное задание.
Закрепление.
ПИРОГ /ПОЛЕ/ СЛЕЗА ПАРК /краб/ ПОЛБА
РЫНОК /…. / ОСАДА ТОРТ /…. / МЕТЛА
Самостоятельная работа: “Самый внимательный”.
ПАРУС /сажа/ САРЖА АНОНС /…. / ОГРЕХ | ВОСК / соха/ ФРАХТ СКОТ /…. / ФРОНТ |
КАНВА /внук/ УЛИКА ХОЛСТ / …. / ОЛЕНЬ | ГАММА /гимн/ ДИВАН ПЕРЕЦ /…. / КЛОУН |
ТОРГ /грач/ ЧАЙКА ГОРБ /…. / СУДАК | ПЛАН /ранг/ МОРГ СЕНО /…. / СПАД |
Проверка работ. Объяснение получившихся слов.
Итог занятия.
Занятие №7
Тема: Игры со словами.
Цель: Развивать умения анализировать слова и находить общее в значении слов, тренировать мыслительные операции.
Сообщение темы занятия.
Знакомство с новым видом упражнений.
Определите, что может связывать эти два слова?
ТКАНЬ … СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА
/газ/
Помогаю наводящими вопросами.
- В каком состоянии бывают вещества? Какое из этих состояний как-то связано с тканью?
ЖИВОТНОЕ …. МОНАХ | БИТВА ….. РУГАНЬ |
/лама/ | /брань/ |
Знакомлю ребят с понятием “синонимы”. Учу пользоваться словарём для кроссвордов.
Работа в парах.
РЫБА … НАКЛОННАЯ | ПЛОСКОСТЬ ЖИВОТНОЕ ….. НЕЖНОСТЬ |
/скат/ | /ласка/ |
НАСЫПЬ … ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ | МЕТАЛЛ … КОЖА |
/вал/ | /хром/ |
Трудные значения слов находим в словаре. Стараюсь показать предмет, о котором идет речь. Выясняем, кто раньше слышал эти слова.
Игра “ЭРУДИТ”.
Кто за 10 минут подберет больше нужных слов? Все слова объясняем коллективно, находим и исправляем ошибки.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ ….. ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ МЕХАНИЗМ | |
/ворот/ | |
ПРЕДЛОГ ….. РЕМЕНЬ УЗДЫ | РОДНИК …. ОТМЫЧКА |
/повод/ | /ключ/ |
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ….. МОЛОДАЯ ВЕТКА | |
/побег/ | |
ШУМ …… БОЛЬШОЕ РЕШЕТО | |
/грохот/ |
Значение многих слов ребятам незнакомо. Мы прибегаем к помощи словарей.
После таких занятий легко работать на уроках русского языка и литературного чтения.
Дети свободно пользуются словарями и быстро объясняют смысл слов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 247.