В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детского калечества.
Детский травматизм - это "внезапно возникшие повреждения, вызванные внешним воздействием и встречающиеся среди детей разного возраста в аналогичных условиях быта, проведения досуга, обучения и воспитания", рассчитанные на 1000 детского населения. В Санкт-Петербурге в 1999 г. частота травм у детей составила 145,4%. Среди пострадавших преобладали мальчики - 62,3%.
Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. Дети 5-6 месячного возраста тянут в рот любой предмет, который способны удержать в руке, этим объясняется частые попадания инородных тел в дыхательные пути. Для детей конца первого года жизни характерны падения с кровати, диванов, стульев, т.к. в этом возрасте они начинают проявлять инициативу и вести более активный образ жизни при несформировавшейся координации движений. У детей 1-3 лет движения становятся увереннее, увеличивается подвижность и, как следствие, чаще встречаются падения с высоты (подоконников, лестниц) и ожоги. В дошкольном и младшем школьном возрастах дети много времени проводят во дворе и на улице, появляется много источников новых травм: падения в ямы, люки, со строительных лесов, драки и особенно дорожно-транспортные травмы.
Анатомо-физиологические особенности детского организма обусловливают и особенности в характере повреждений по сравнению с взрослыми.
Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение их причин, которые в значительной мере определяются видом травматизма.
К бытовым относятся травмы, полученные детьми в квартирах и других помещениях жилого дома (на лестнице, в ванне, в коридоре), во дворе, в саду, парке, на берегу водоема и т.д. Это наиболее часто встречающиеся травмы, на их долю приходится 39,3% всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей.
Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины, раны; переломы составили 17,3%, ожоги - 6,8%.
Основными факторами, определяющими бытовой травматизм, являются:
− отсутствие надзора за детьми в часы их досуга,
− недостаточная воспитательная работа среди детей,
− недостаток оборудованных мест для игр детей
− технические погрешности в устройстве ограждений на высотах.
Меры профилактики бытовых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направленной на привитие им навыков поведения в местах общего пользования и безопасного образа жизни, а также в улучшении работы домоуправлений.
К уличным травмам относятся повреждения, полученные при пешеходном движении и при занятиях неорганизованным спортом на улице. Они составляют 34,8% всех травм.
В профилактике уличного травматизма ведущую роль играет организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц особенно в период гололеда и листопада.
Третье место - 15,9% - занимает школьный травматизм. Большинство травм происходит во внеучебное время: на переменах, при самообслуживании, при выполнении общественно-полезного труда. Они нередко связаны с нарушением дисциплины учащимися. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки.
К спортивной травме относятся повреждения, полученные при занятиях организованным спортом. На их долю приходится 5,6%.
На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2%, однако, этот вид является наиболее тяжелым, т.к. повреждения черепа составляют при нем 15,4%, переломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадавшего, множественные и сочетанные травмы отмечены у 10 - 15% пострадавших, погибают от 26% до 35% пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школьный возраст, особенно на 1 – 4 - классы. Больше всего эти травмы происходят весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов.
В профилактике ДТТ большая роль принадлежит ГИБДД в работе, которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место случаях дорожно-транспортных происшествиях.
Таким образом, мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев у детей должны складываться из трех моментов:
- активного проведения санитарно-просветительной работы среди родителей, воспитателей и педагогов для ознакомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и значения правильного ухода, надзора и воспитания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах:
− воспитания у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению установленных норм поведения и правил личной безопасности;
− улучшения организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки:
− проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 301.