В отличие от других отраслей народного хозяйства, результаты тех или иных мероприятий здравоохранения, его служб и программ анализируются с позиций социальной, медицинской и экономической эффективности, между которыми приоритетными являются медицинская и социальная эффективность. Без оценки результатов медицинской и социальной эффективности не может быть определена и экономическая эффективность.
Существует взаимосвязь и взаимообусловленность между медицинской, социальной и экономической эффективностью.
Под понятием "эффективность" понимается степень достижения конкретных результатов при определённых затратах
Социальная эффективность – это степень достижения социального результата. В отношении конкретного больного – это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли – это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидизации, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи.
Социальная эффективность может рассчитываться по формуле:
Кс | = | Число случав удовлетворенности пациентов мед. помощью | |
Число оцениваемых случаев |
Анализ социальной эффективности системы здравоохранения основывается на выборе эмпирических индикаторов, позволяющих оценивать функционирование здравоохранения в социальной сфере общественной жизни.
Государства с развитой экономикой ориентируют здравоохранение на предоставление
различным социальным группам и слоям населения равного доступа к качественной медицин-
ской помощи в объеме социальных гарантий, предусмотренных законодательством. В таком
случае одним из основных критериев социальной эффективности выступает показатель дос-
тупности медицинской помощи.
Объективными индикаторами доступности здравоохранения в случае, например, с сель-
ским населением, могут служить показатели средней удаленности местных учреждений здравоохранения от получателей медицинской помощи или среднего времени, затрачиваемого сельскими жителями на получение медицинской помощи. Причем, это время должно включать в себя не только проезд, но и вынужденное ожидание пациентов в очередях медицинских учреждений.
Субъективным, но оттого не менее значимым, индикатором доступности медицинской
помощи является состояние общественного мнения, которое может репрезентативно оцени-
ваться в масштабе локального сообщества (населения муниципального района, городского ок-
руга, субъекта РФ) или конкретной социальной группы.
в качестве инструмента эмпирического исследования удовлетворенности доступностью и
качеством медицинской помощи также может выступать анкетирование граждан.
К основным задачам опроса (анкетирования) могут быть отнесены:
- определение уровня удовлетворенности медицинскими услугами, предоставляемыми за счет
средств системы ОМС;
- оценка уровня доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых за счет средств системы ОМС;
- определение объема финансовых расходов населения на оплату различных видов медицин-
ских услуг.
Опрос может проводиться:
— в медицинских организациях (МО);
— в СМО (представительствах СМО);
— по месту работы застрахованных определенного СМО;
— по месту жительства участников опроса.
Опрос (анкетирование) может проводиться в виде анкетирования (опроса) с использова-
нием «открытых вопросов», определяемых инициаторами их проведения и содержит ответы
респондентов в свободной форме.
Анкетирование (опрос) с использованием «закрытых вопросов» носит характер форма-
лизованного интервью, ответы на вопросы в котором определены заранее.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 316.