В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации действуют две
экономические формы оказания гражданам медицинских услуг. Первая – бесплатная, в рамках
«Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помо-
щи». Вторая – платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников в частной
системе здравоохранения, а также в государственных и муниципальных ЛПУ в виде платных
медицинских услуг.
Бесплатные медицинские услуги оказываются населению в рамках «Программы госу-
дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Программа состоит из шести разделов и включает: общие положения; виды и условия оказания медицинской помощи; источники финансового обеспечения медицинской помощи; нормативы объема медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь; критерии доступности и качество медицинской помощи.
Основными задачами Программы являются:
— создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;
— обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.
В соответствии с Программой гражданам бесплатно оказываются следующие виды медицинской помощи:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
- специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
- скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
- паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Все эти виды помощи населению РФ предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Для разработки Программы используются следующие группы нормативов:
— нормативы объемов медицинской помощи (норматив амбулаторно-поликлинической помощи; норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов; норматив стационарной помощи; норматив скорой медицинской помощи).
— нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на 1 посещение в АПУ; норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре; норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре; норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи). Учебник 2012г стр 238 !!
Кроме того, в рамках Программы устанавливается подушевой норматив финансирования Программы, отражающий размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
Программа утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством РФ, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках Программы устанавливаются:
- перечень форм и условий медицинской помощи, осуществляемой бесплатно;
- перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
- категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
- базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законода-
тельством РФ об обязательном медицинском страховании;
- средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирова-
ния, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и
способы ее оплаты.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения,уровня и структуры заболеваемости населения РФ, основанных на данных медицинской статистики.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают соответствующие территориальные программы. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Подушевые нормативы финансирования территориальной программы формируются исходя из вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат с учетом соответствующих районных коэффициентов.Федеральная Программа устанавливает требования к территориальным программам в
части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев её дос-
тупности.
Основными задачами территориальной программы являются:
- консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
-обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
В рамках территориальной программы устанавливаются:
- целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с крите-
риями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи;
- перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхо-
вания;
- порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания
медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
- порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, на-
ходящихся на территории субъекта РФ;
- перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарст-
венные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей
бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лече-
нии которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипро-
центной скидкой;
- перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной про-
граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответст-
вии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании;
- объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
- перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гаран-
тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При формировании территориальной программы учитываются:
- порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
- особенности половозрастного состава населения;
- уровень и структура заболеваемости населения субъекта РФ, основанные на данных ме-
дицинской статистики;
- климатические и географические особенности региона и транспортная доступность меди-
цинских организаций;
- сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том
числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработаю-
щего населения в порядке, установленном законодательством РФ об обязательном меди-
цинском страховании.
Муниципальные задания утверждаются одновременно с бюджетами муниципальных районов и городских округов и являются составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В планировании здравоохранения на всех уровнях управления, помимо программ государственных гарантий, разрабатываются целевые медико-социальные программы на основе выбранных приоритетов в охране здоровья населения.
Примерами таких программ на федеральном уровне служат программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Скорая медицинская помощь», «Программа модернизации здравоохранения» и др.
Источником финансирования таких программ являются средства бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд ОМС, Фонд социального страхования РФ), других источников, не запрещенных законодательством РФ. Как правило, финансовое обеспечение целевых программ осуществляется из разных источников (на условиях софинансирования) в рамках заключенных договоров или соглашений.
8. Экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации действуют две
экономические формы оказания гражданам медицинских услуг. Первая – бесплатная, в рамках
«Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помо-
щи». Вторая – платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников в частной
системе здравоохранения, а также в государственных и муниципальных ЛПУ в виде платных
медицинских услуг.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в
РФ" и статьей 39 Закона РФ "О защите прав потребителей" граждане имеют право на получение
платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской
помощи. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицин-
ских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время этот порядок
определен постановление Правительства РФ от 2012 года "Об утверждении Правил предостав-
ления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", вступившими в
силу с 1 января 2013 года.
Указанный документ определяет основные понятия:
"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной
основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании
договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования;
"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее плат-
ные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий плат-
ные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Феде-
рального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ";
"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести)
либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором
в пользу потребителя;
"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские ус-
луги потребителям.
Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказа-
ния, определяются по соглашению сторон на основании договора. В случае если при предос-
тавлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе допол-
нительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупре-
дить об этом потребителя (заказчика). В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
До заключения договора Правила предоставления услуг в наглядной и доступной форме
доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).
Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской орга-
низации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации
информацию, содержащую следующие сведения:
а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование; для индивиду-
ального предпринимателя - фамилия, имя и отчество;
б) адрес места нахождения юридического лица (для индивидуального предпринимателя -
адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности), данные до-
кумента, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата ре-
гистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской ор-
ганизации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон вы-
давшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях,
порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с програм-
мой и территориальной программой (бесплатной);
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных меди-
цинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников,
участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны вышестоящих органов управления.
Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступ-
на неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации,
предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располага-
ются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было
свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Исполнитель обязан предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или)
заказчика и другие документы (копию учредительного документа, копию лицензии и т.д.). При
заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информа-
ция о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без
взимания платы в рамках программы госгарантий.
Медицинские организации, участвующие в реализации программ госгарантий, имеют
право предоставлять платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено про-
граммами госгарантий и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика),
включая:
- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях
стационара;
- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жиз-
ненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных
препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, ле-
чебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не преду-
смотренных стандартами медицинской помощи;
- при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотрен-
ных законодательством РФ;
- гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахо-
ванных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являю-
щимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случа-
ев и порядка, предусмотренных ст. 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", и слу-
чаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и меди-
цинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказа-
ния медицинской помощи, утвержденные МЗ РФ.
Платные медицинские услуги предоставляются только при наличии информированного
добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в поряд-
ке, установленном законодательством РФ об охране здоровья граждан. Исполнитель предостав-
ляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной
для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обсле-
дования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и послед-
ствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при
предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских издели-
ях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к
применению.
До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (за-
казчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работ-
ника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима ле-
чения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой
невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потре-
бителя.
Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством РФ выдается документ,
подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-
кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).
Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному предста-
вителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из
медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных ме-
дицинских услуг.
В соответствии с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" не подлежат оплате
за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, вклю-
ченных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, меди-
цинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных
продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами
медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не
входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в
случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпиде-
миологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом ис-
полнительной власти;
- создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спаль-
ного места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи
или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с
ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста
при наличии медицинских показаний;
- транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находяще-
гося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицин-
ской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения тако-
му пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения
медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
- транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического ма-
териала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация
биологического материала.
Медицинское страхование. Виды медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование (ОМС). Субъекты и объекты ОМС. Страховые медицинские организации, их задачи, права и обязанности. Принципы обязательного медицинского страхования
Страхование – это система экономических отношений, включающая образование специальных фондов, используемых для возмещения имущественного ущерба, обусловленного воздействием непредвиденных природных, хозяйственных или социальных явлений, а также для оказания помощи гражданам и их семьям при наступлении различных событий в их жизни (достижение пенсионного возраста, болезнь, утрата трудоспособности, смерть).
23 июня 1912 г. в России был принят закон, который впервые в стране ввел страхование на случай болезни. С этого момента в стране начала действовать система страхования рабочих промышленных предприятий. Она распространялась только на крупных предприятиях. Под ее действие не подпадали рабочие, занятые в строительстве, на транспорте, в торговле, в сельском хозяйстве, а также прислуга и временные рабочие. Закон не распространялся на Сибирь и Среднюю Азию.
Больничные кассы выдавали своим участникам денежные пособия в трех случаях:
- по болезни или несчастному случаю, связанному с утратой трудоспособности (от 1/2 до 2/3 заработка для семейных и от 1/4 до 1/2 для остальных);
- по случаю родов (от 10% до 50% заработка работницы);
- на погребение (от 20-кратного до 30-кратного дневного заработка умершего).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 521.