Финансы в системе здравоохранения. Источники финансирования здравоохранения. Одноканальное финансирование. Современная система финансирования поликлиник и стационаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовая система – совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансо-

вую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя:

финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую

системы, а также фондовый рынок.

Финансирование – обеспечение физического или юридического лица финансовыми

средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйствен-

ные, бытовые, управленческие и др.

В соответствии со ст. 82 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-

рации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются:

- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных

бюджетов;

- средства обязательного медицинского страхования;

- средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических

лиц, в том числе добровольные пожертвования;

- иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

 

Основные источники финансирования:

- средства бюджетов всех уровней;

- средства ОМС;

- средства государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

- средства ДМС;

- доходы организаций от предпринимательской деятельности;

- добровольные взносы и пожертвования

- и другие не запрещенные законом поступления

 

Согласно действующему законодательству в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций здравоохранения выделяют четыре вида внебюджетных средств: 1. Средства от оказания платных услуг - основной источник внебюджетных средств бюджетных организаций, включает доходы, получаемые от производства и реализации медицинских товаров и платных медицинских услуг. По этим средствам составляется смета доходов и расходов, которая подписывается руководителем и главным бухгалте-ром бюджетной организации здравоохранения. 2. Депозитные - денежные средства, поступающие во временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся за-логи (при проведении аукционов), денежные средства больных, находящихся на стацио-нарном лечении в больничных учреждениях, заработная плата работников, находящихся в командировке и т.д. 3. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, от международ-ных организаций и правительств иностранных государств, в том числе доброволь-ные пожертвования – к ним относятся денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций. Например, суммы благотво-рительной помощи, добровольные пожертвования, стоимость имущества, безвозмездно переданного учреждениям здравоохранения и др. 4. Средства от иной приносящей доход деятельности - денежные средства, не входя-щие в предыдущие группы (плата за больничное общежитие, пансионат, оплата за сер-висные услуги, не относящиеся к платным медицинским услугам и др.).

 

Одноканальное финансирование – это когда все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, в нашем случае – через систему обязательного медицинского страхования. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» определяет, что все здравоохранение страны будет работать по принципу одноканального финансирования с 2013 года.

 

При этом все средства в медицинское учреждение поступают из одного источника –

фонда ОМС. Из других средств оплачивается только высокотехнологичная медицинская по-

мощь (ВМП) в федеральных учреждениях, закупка дорогостоящего оборудования, капремонт

зданий и реализация целевых госпрограмм. Одноканальное финансирование учреждений здра-

воохранения позволяет максимально консолидировать финансовые средства в одном источнике

– системе ОМС, повысить эффективность деятельности ЛПУ и, в конечном итоге, повысить ка-

чество и доступность медицинской помощи населению. Система финансирования учреждений

здравоохранения зависит от их типа.

Все поликлиники финансируются по так называемому «подушевому» принципу, то есть

сумма средств, выделяемых из фондов ОМС, зависит от численности обслуживаемого населе-

ния. За каждого прикрепленного пациента, вне зависимости от того, как часто и с какими про-

блемами он обращался в поликлинику или вообще не обращается, раз в год поступит фиксиро-

ванная сумма средств, при этом менять поликлинику можно не чаще одного раза в год. При та-

кой системе финансирования каждое ЛПУ заинтересовано в том, чтобы «удержать» пациента, а

для этого улучшать качество своей работы.

 

Стационарная медицинская помощь финансируется методом клинико-статистических

групп (КСГ). КСГ — это классификация законченных случаев лечения в стационаре, объедине-

ние их в однородные группы с точки зрения клинической картины, а также затратоемкости или

ресурсоемкости на проведение необходимого лечения. Для каждой КСГ определяется коэффи-

циент затратоемкости (КЗ), который показывает, во сколько раз случай, попадающий в каждую

группу, стоит дороже, чем средняя стоимость стационарного лечения в России. Так, например,

согласно программе государственной гарантии на 2015 год, норматив финансирования за слу-

чай стационарного лечения составляет около 22 тыс. руб. Коэффициент затратоемкости при

проведении химиотерапии злокачественных новообразований (кроме лимфоидной и кроветвор-

ной тканей, рака молочной железы, рака кишечника) составляет 2,25, значит, за лечение данно-

го пациента в среднем по России стационар получит 49,5 тыс. руб.

На данный момент разработана стандартная система формирования КСГ. Каждый слу-

чай госпитализации характеризуется основным диагнозом, который является основной причи-

ной госпитализации. Если больному не проводится каких-то медицинских вмешательств (опе-

ративные, диагностические технологии, химиотерапия и пр.), то тогда применяется классифи-

кация по диагнозу. Когда проводится медицинское вмешательство, существует несколько типов

КСГ, к которым можно отнести тот или иной случай госпитализации: по диагнозу, по виду

вмешательства либо по комбинации диагноза и вмешательства. В настоящее время учитывается

только один основной повод госпитализации. Однако уже сейчас внедряются методы, которые

позволяют учесть сопутствующие диагнозы и дополнительные вмешательства.

В субъектах РФ норматив затрат может варьировать и тарифы различаться. Коэффици-

енты затратоемкости и содержание КСГ определяются на федеральном уровне, однако в субъ-

ектах РФ могут использоваться методы адаптации разработанной федеральной модели. Субъек-

ты могут использовать 3 вида поправочных коэффициентов: коэффициент уровня стационара;

управленческий коэффициент и коэффициент сложности курации пациента. Для случаев, когда

пациенту проводится длительное, или наоборот кратковременное лечение, — предусмотрены

отдельные правила. Кроме того в субъектах РФ можно выделять подгруппы из КСГ, сформиро-

ванных на федеральном уровне. Тарифы и правила их применения в субъекте РФ утверждаются

тарифным соглашением. В перспективе планируется уменьшить вариации в тарифах и оплачи-

вать медицинскую помощь по единым тарифам, что позволит уравнять граждан в правах на по-

лучение бесплатной медицинской помощи.

 

           Финансовый контроль - контроль за целевым использованием финансовых средств

системы здравоохранения, а также за соблюдением действующего финансового законодатель-

ства.

Объектом финансового контроля в здравоохранении является финансово-хозяйственная

деятельность организаций здравоохранения.

Важнейшей задачей финансового контроля является реализация единой финансовой по-

литики, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств в

системе здравоохранения.

Финансовый контроль осуществляют в виде предварительного, текущего и последующе-

го контроля.

Предварительный контроль, например, на стадии составления, рассмотрения проекта

территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной

медицинской помощи на очередной финансовый год осуществляется органом управления здра-

воохранением, финансовыми органами субъекта РФ, территориальным фондом ОМС.

Текущий и последующий контроль в процессе реализации Программы осуществляется:

- органом управления здравоохранением;

- финансовыми органами;

- контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ;

- Государственной налоговой инспекцией;

- Счетной палатой;

-Федеральным казначейством.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования также принимает уча-

стие в осуществлении финансового контроля в системе здравоохранения субъекта РФ.

Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения, дей-

ствуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Они взаимодейст-

вуют между собой и с органами местного самоуправления. Координацию их деятельности мо-

жет осуществлять орган управления здравоохранением субъекта РФ в соответствии с заклю-

ченными соглашениями о взаимодействии. На основе соглашений для проведения комплексных

ревизий и тематических проверок разрабатываются и утверждаются совместные планы-

графики.

Финансовый контроль в системе здравоохранения осуществляется в следующих органи-

зационных формах:

 ревизии и тематические проверки;

 экспертные оценки и аналитические расчеты;

 проверка документов и сведений;

 проверка системы учета и внутреннего контроля;

 инвентаризация денежных средств и материальных ценностей;

 анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 499.