Содержание ответа: Сущность и функции цен. Классификация цен. Сущность ценовой политики. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия. Ценовая стратегия предприятия. Стратегия «снятия сливок». Стратегия проникновения на рынок. Стратегия психологической цены. Стратегия следования за лидером. Выбор метода ценообразования. Виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции.
ОТВЕТ:
Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара;
– денежное выражение стоимости товара, складывающееся стихийно в условиях рыночной экономики посредством колебаний спроса и предложения или устанавливающееся принудительно государственными органами в условиях планово-регулируемой экономики.
Элементы цены
Оптовая цена изготовителя
Оптовая цена отпускная
Оптовая цена закупки
Розничная цена
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов:
Важнейшим фактором ценообразования является государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Прямые (административные) способы – это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) – направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики:
На систему ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:
· изменение покупательной способности рубля;
· курсы иностранных валют к рублю.
Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность – они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.
Различают следующие классификации цен:
v По отраслям и сферам обслуживания экономики – строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства:
· оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
· закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);
· цены на продукцию строительства – сметная стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);
· тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
· цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиями организациям;
· тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Кроме того, различают:
Экспортные цены – цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены – цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. В структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги – акциз и налог на добавленную стоимость.
v По степени участия государства в процессе ценообразования:
· рыночная цена – цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры.
· регулируемая цена – цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия.
v По стадиям ценообразования – отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии:
· оптовые цены изготовителя,
· отпускные оптовые цены,
· оптовые цены закупки
· розничные цены.
v П о транспортной составляющей – осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути следования продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
v По характеру содержащейся в ценах информации – строится на основе учета специфики этой информации:
· аукционные цены,
· биржевые цены,
· справочные цены,
· цены фактических сделок
· ценовые индексы – информационные показатели динамики иен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.
Различают следующие методы ценообразования:
Метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.
Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.
Метод прямых издержек – способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.
Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.
Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.
Ценовые стратегии – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной нормативной прибыли для фирмы на рынке в рамках планового периода.
Принято выделять ценовые стратегии...
… дифференцированного ценообразования, которые основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам
… конкурентного ценообразования, которые строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен
… ассортиментного ценообразования, которые применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
Таблица – Стратегии ценообразования
Наименование стратегии | Характеристика стратегии ценообразования |
I. Стратегии дифференцированного ценообразования | |
стратегия скидки на втором рынке | ...основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсионеры) |
стратегия периодической скидки | ...базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям |
стратегия «случайной скидки» («случайного» снижения цен) | ...опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и неинформированных |
II. Стратегии конкурентного ценообразования | |
стратегия проникновения на рынок | ...основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства; используется для внедрения новых товаров на рынок |
стратегия по «кривой освоения» | ...базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие покупатели |
стратегия сигнализирования | ...строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Хороший пример – успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров |
географическая стратегия | ...используется для соприкасающихся частей рынка. В зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления) |
III. Стратегии ассортиментного ценообразования | |
стратегия «набор» | ...применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары |
стратегия смешанных наборов | ...набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов (сезонные билеты, комплексные обеды, наборы аппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей) |
стратегия «комплект» | ...основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы |
стратегия «выше номинала» | ...применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства |
стратегия «имидж» | ...используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 272.