Производительность труда работников предприятия: понятие, эконмическая сущность, показатели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание ответа: Сущность эффективности труда: экономическая и социальная эффективность. Производительность труда как показатель экономической эффективности труда. Основные показатели производительности труда: понятие выработки и трудоемкости. Методы определения производительности труда (натуральный, стоимостной, трудовой): их преимущества и недостатки. Цель управления производительностью труда на предприятии. Анализ производительности труда в сопоставление с анализом заработной платы.

ОТВЕТ:

Эффективность труда – важнейший экономический показатель, характеризующий результативность трудовой деятельности людей; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах труда.

Эффективность использования кадров на предприятии характеризуется показателями производительности труда.

Производительность труда отражает интенсивность и результативность труда работников и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу продукции.

На предприятиях производительность труда определяется как эффективность затрат живого труда и рассчитывается через показатели выработки и трудоемкости продукции.

Выработка – количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо приходящейся на одного среднесписочного рабочего или работника за определенный период (объем произведенной продукции делится на среднесписочную численность персонала).

Различают выработку среднечасовую и среднедневную

Выработка является наиболее распространенной оценкой производительности труда и определяется тремя методами:

v натуральный объем производства выражается в физических единицах (штуках, тоннах, килограммах, квадратных метрах, и т.д.) Такой способ представляется наиболее точным, но он имеет ограниченную сферу применения, так как редкое предприятие выпускает однородную продукцию. Следовательно, натуральный измеритель объема производства неприменим для большинства предприятий
v трудовой основан на использовании для характеристики объемов производства норм трудовых затрат – нормо-часов Он применим для оценки уровня производительности труда на отдельных участках производства, в цехах, но требует строгой обоснованности применяемых норм. При разнонапряженности норм такой метод дает существенные искажения, поэтому его применение не имеет широкого распространения
v стоимостной объем производства выражается в денежных единицах Наиболее универсален, он позволяет проводить сравнение уровня и динамику производительности труда на предприятии

 

Трудоёмкость – затраты живого труда на производство единицы продукции. Устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами (время, затраченное на производство всей продукции (в человеко-часах) делится на объем произведенной продукции). Трудоемкость – показатель, обратный выработке.

 

Различают трудоемкость:

Ø Технологическую определяют затратами труда основных рабочих-сдельщиков и повременщиков. Ее рассчитывают по производственным деталям, операциям, узлам и готовым изделиям.

Ø Обслуживания представляет собой затраты труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов.

Ø Производственную складывается из трудоемкости технологической и трудоемкости обслуживания.

Ø Управления производством представляет собой затраты труда служащих занятых как в основных и вспомогательных цехах, так и в общезаводских службах предприятия.

Ø Полную трудоемкость продукции отражает все затраты на изготовление каждого изделия и всего объема.

Управление производительностью - это процесс, предполагающий стратегическое и оперативное планирование и постоянный контроль за эффективным внедрением систем повышения производительности.

Программы управления производительностью труда включают:

1) Измерение и оценку производительности

2) Планирование контроля и повышение производительности на основе информации, полученной в процессе измерения и оценки

3) Осуществление мер контроля и повышения производительности

4) Измерение и оценку воздействия этих мер.

Управление производительностью труда - это фактически часть более широкого процесса управления. Он включает планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование, основанное на соотношении количества продукции, выпущенной производственной системой, и затрат на эту продукцию. Этот процесс столь же важен, как и другие контрольные функции и процессы.

Процесс управления производительностью труда неизбежно включает ее измерение, которое должно проводится как на конкретный момент времени, так и в динамике за ряд периодов. Так производительность труда необходимо сравниваться с нормативами, если они разработаны на предприятии.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия определяется также на основе анализа соотношения темпов роста производительности труда (в данном случае товарооборота на 1 работника) и динамики средней заработной платы. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности важно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли.

 

Планирование деятельности предприятия.

Содержание ответа: Характерные черты планирования. Виды планирования: стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее. Бизнес-план как одни из специфических методов планирования хозяйственной деятельности предприятия. Внутрифирменные функции бизнес-плана. Внешние функции бизнес-плана. Структура бизнес-плана.

ОТВЕТ:

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие элементы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду)

Планирование имеет свои виды:

В зависимости от длительности (сроков) планового периода: 1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование: • Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) • Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: 1. Планирование производства; 2. План сбыта; 3. План материально-технического снабжения; 4. Финансовое планирование.

С точки зрения организационной структуры предприятия: 1. Общее планирование деятельности фирмы; 2. Планирование деятельности отдельных подразделений; 3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач: 1. Стратегическое или перспективное планирование; 2. Среднесрочное планирование; 3. Тактическое (текущее или бюджетное).

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

3) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции). Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия. Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

 Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы: определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы; привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы; помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 255.