Возрастные особенности питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Детям в возрасте от 7 до 11 лет рекомендуется 4‑разовый режим питания. Суточная потребность в калориях – 2800–3000 ккал. Ребенок должен потреблять в сутки около 80 г белка, 320 г углеводов, 80 г жиров (жиров животного происхождения – 60–65 г, растительного – 15–20 г).

Если ребенок учится в первую смену, то в школе он должен получать второй горячий завтрак, если во вторую – полдник. Если питание в школе не налажено, второй завтрак или полдник родители должны дать ребенку с собой.

У детей, обучающихся в специализированных школах, общая калорийность рациона должна превышать обычную на 10 %.

Для детей младшего школьного возраста по‑прежнему очень важно молоко. Нужно ограничить колбасу и сосиски, мясо варить небольшими кусочками (так оно лучше проваривается) и употреблять только 1 раз в день. Необходимо соблюдать посты, установленные Православной Церковью, но не применять к ребенку никакого вегетарианства и голодания «в оздоровительных целях». Исключением может быть только диета, назначенная врачом для лечения какого‑либо заболевания.

Нужно избегать рекламируемых продуктов питания, не допускать, чтобы ребенок по пути из школы, во время прогулки покупал себе палаточную продукцию – «сникерсы», хот‑доги, чебуреки, жвачку, напитки типа «Фанты», колы и т. д., тем более – алкогольные напитки. Между приемами пищи нельзя перекусывать.

 

Уход за ребенком

Организация дня

 

Выполнять домашние задания лучше всего днем, так как к вечеру работоспособность падает. Если ребенок учится во вторую смену, лучше готовить уроки утром. Во время домашней работы нужно делать короткие паузы, как во время школьных уроков. Перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять 3–3,5 ч.

Нужно позаботиться о хорошем освещении помещения, где ребенок делает уроки. Свет должен падать с левой стороны. Необходимо хорошо проветривать помещение, не допуская при этом сквозняков.

Важно обеспечить школьнику хороший отдых, большую часть которого ему полезнее проводить на открытом воздухе. Хорошо поиграть на улице после школьных и домашних занятий. Нельзя лишать детей прогулок в наказание. Нельзя допускать сидения детей за телевизором или за компьютерными играми. Просмотр вредных телевизионных программ приводит к быстрому утомлению, создает ненужную нагрузку на зрение и нервную систему, внушает искаженное представление об окружающем мире. Компьютерные игры травмируют психику.

У ребенка должно оставаться время для любимых занятий.

Школьнику необходим продолжительный сон. Ребенок должен привыкнуть ложиться спать всегда в одно и то же время, не засиживаться допоздна. Недосыпание крайне вредно для ребенка.

 

Одежда и обувь

 

Они должны быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, соответствовать погоде и климату.

Одежда не должна быть ни тесной, ни слишком широкой. Лучше всего одежда из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Синтетика вредна. Девочкам не надо покупать платья из капрона. Вредны также прорезиненные ткани.

Летом достаточно однослойной одежды. Зимой – не больше трех слоев.

Важно беречь голову от переохлаждения и перегревания.

 

Гигиена

 

Довольно часто дети школьного возраста не умеют правильно мыть руки и чистить зубы. Некоторые увиливают от этого занятия из‑за пробудившегося негативизма в отношениях с родителями. Родители должны проявить здесь разумную настойчивость.

Необходимо следить за волосами: жирные волосы следует мыть чаще, детским мылом, сухие – реже; после мытья смазать миндальным, репейным или персиковым маслом, ополоснуть настоем ромашки.

 

Глава 11

От 11 до 15 лет

 

 

Развитие ребенка

Физическое развитие

 

Период полового созревания – время, когда у подростков происходит окончательное развитие первичных и вторичных половых признаков.

В период полового созревания мальчики и девочки развиваются неодинаково. Усиленный рост у девочек наблюдается в 11–12 лет, у мальчиков – в 13–14 лет. Быстро увеличивается масса тела. Происходит перестройка опорно‑двигательного аппарата, усиливается мускулатура, полностью развиваются чувствительные и двигательные окончания нервно‑мышечного аппарата. Подростки способны наиболее успешно овладевать техникой сложных движений.

Развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, растут легкие, формируется тип дыхания, но в то же время регуляция дыхания нарушается.

Быстро растет сердце, но сердечные сосуды – медленнее. Это может привести к юношеской гипертонии, поэтому подросткам важно не допускать перегрузок и стойких отрицательных эмоций. Чересчур большие нагрузки на организм могут привести к повышенной утомляемости, плохому самочувствию. Следует быть очень осторожными с дополнительными занятиями, организовывать подросткам разумный отдых.

У некоторых эмоциональных подростков, в основном девочек, может развиться невроз из‑за недовольства своей внешностью, которая в это время претерпевает большие изменения.

 

Фазы полового созревания

 

Выделяют две фазы полового созревания, которые протекают с различной скоростью и начинаются у каждого подростка в свое время. Первая – в возрасте приблизительно от 11 до 13 лет – характеризуется нарастанием активности мозговых центров, за которыми не поспевает деятельность половых желез. Возрастная нестабильность центральной нервной системы, преобладание возбуждения над торможением приводят к повышенной нервозности, несдержанности, неустойчивой эмоциональности подростка. Нарушается связь между раздражителем и ответом на него нервной системы. Подростки могут чрезмерно реагировать на мелкие раздражители, или же, напротив, нервная система не способна ответить на сильные раздражители, и подросток проявляет непонятное равнодушие к важным событиям.

Для многих подростков этого периода характерно проявление негативизма. У девочек эмоциональные нарушения особенно заметны (обидчивость, плаксивость). Мальчики становятся более шумливыми.

Работа отдельных органов и систем неустойчива, что приводит к ошибочным действиям, падению продуктивности. У девочек это происходит раньше (примерно в 12 лет), чем у мальчиков (в 13–14 лет). Может наблюдаться нарушение координации движений, искажение почерка, замедление речи, реакции на обращение. Сбои в управлении процессами, происходящими в организме, могут привести к нарушению терморегуляции, в результате чего у подростка возможно периодическое повышение температуры.

Но при этом с развитием головного мозга совершенствуется память, преобразуется характер мышления, растет самостоятельность, расширяется круг интересов. Растет осмысленность восприятия, подросткам легче управлять своим вниманием.

Примерно от 13 до 15 лет происходит вторая фаза полового созревания: половые железы подростков начинают вырабатывать половые гормоны в количестве, соответствующем степени активности мозговых и нервных центров. Связь между половыми железами и нервными центрами налаживается. Самочувствие улучшается, уменьшается раздражительность, состояние нервной системы уравновешивается.

У подростков значительно улучшаются умственные и физические способности, на смену неуверенности порой может придти повышенная самооценка. Необходимо упорядочить занятия подростка, найти правильный выход его избыточной энергии.

 

Развитие мальчиков

 

Приблизительно в 10–11 лет у мальчиков происходит небольшое увеличение молочных желез, в 13–15 лет растут волосы на теле и на лице, увеличивается гортань, изменяется ее форма, ломается голос. От 10 до 13 лет (особенно в 12 лет) мальчики отстают в росте от девочек, и только после 14 лет начинают обгонять их. С 14–15 лет начинается образование сперматозоидов, что влечет за собой поллюции (непроизвольное семяизвержение во сне). Слишком частые поллюции (каждую ночь или несколько раз в неделю) могут считаться болезненным состоянием.

Но в целом организм подростка еще не закончил свое развитие. Быстрый рост вызывает утомляемость, желание прислониться к чему‑нибудь. Мальчики могут сутулиться, опускать голову. Усиленно растут кости, что иногда вызывает в них ломоту и болезненность.

 

Развитие девочек

 

Обычно половое созревание девочек начинается с того, что округляются контуры тела, развиваются грудные железы, растут в ширину кости. Развитие молочных желез идет у всех по‑разному, начинается в разном возрасте. Не стоит беспокоиться, если грудь мала, если одна грудь развивается быстрее другой, – со временем их рост выравняется.

Некоторые девочки расстраиваются, замечая у себя пушок над верхней губой. Родители должны объяснить, что с этим не надо бороться, так как в результате пушок может стать еще заметнее.

Приблизительно через 2 года после того, как грудь стала увеличиваться, в организме девочки яичники начинают ежемесячную выработку яйцеклетки, которая созревает, а затем отторгается с образованием кровянистой жидкости. Потеря крови быстро восстанавливается. Теперь девочка может забеременеть, но и физиологически, и социально она еще не готова к роли матери.

Первая менструация может начаться как в 10, так и в 17 лет, но это крайние цифры. Девочка, предупрежденная старшими, должна быть готова к этому изменению в своем организме, не пугаться. Срок у всех индивидуален – от 3 до 7 дней. Средний цикл – 28 дней. Первое время (1–2 года) цикл может быть нерегулярным.

Девочкам лучше пользоваться гигиеническими прокладками, а не тампонами, прокладки следует менять не реже чем через 6 часов.

Нередко у девочек и девушек при менструации возникает тянущая боль в нижней части живота, происходящая из‑за спазмов сосудов и мускулатуры половых органов. Чтобы уменьшить боль, неплохо принять теплый душ или положить на низ живота на 10–15 мин теплую (не горячую!) грелку. По совету с врачом можно принять анальгин.

Во время менструации снижаются защитные функции организма, поэтому девочки должны избегать охлаждения (особенно ног), купания, нервного и физического напряжения, занятий физкультурой, загорания. Следует тепло одеваться, не лежать на сырой земле. В этот период даже и при нормальном течении менструации может снизиться работоспособность, появляется склонность к уединению, снижается подвижность.

Но если менструации носят затяжной характер, длятся помногу дней и даже недель, с повышенным выделением крови в виде сгустков темного цвета, то, вероятнее всего, это так называемые ювенильные кровотечения, требующие быстрого врачебного вмешательства.

Аменорея – прекращение уже начавшихся менструаций, не связанное с беременностью, – также серьезный повод для скорейшего обращения к врачу.

Некоторые девочки могут переживать предменструальный синдром. За несколько дней до начала менструации возникает головная боль, тошнота, рвота, сердцебиение, иные боли. Девочки становятся раздражительными или пребывают в угнетенном состоянии, проявляют повышенную плаксивость, мнительность, требовательность, даже агрессивность. После менструации тяжелое состояние прекращается. Этому состоянию способствуют болезни, психическое напряжение, инфекции.

Родители и педагоги обязаны считаться с особенностями протекания менструального цикла у каждой девочки.

Из‑за расширения таза, большей доли жировой ткани и меньшей доли мышечной ткани в теле девочки‑подростки менее подвижны, менее сильны и выносливы, чем мальчики. От девочек нельзя требовать чрезмерного физического напряжения. Но искусственно ограничивать энергию и подвижность девочек тоже не следует.

В современных школах, при совместном обучении, учителя склонны именно девочек нагружать внеклассной работой, как более послушных и исполнительных. При этом они не думают о том, что в период полового созревания, когда в теле девочки происходят важные изменения, перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье будущей женщины.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.