Когда наблюдают явную жестокость, несправедливость своего ребенка, направленную на товарищей, а может быть, и на игрушки. Тогда необходимо не заставить, а побудить ребенка попросить прощения у ребят, пробудить у него жалость по отношению к «обиженной» кукле, желание ухаживать за игрушками. Но, видя проявления жестокости, родители обязаны задуматься – кому подражает их сын или дочь?
С чем играют дошкольники?
По‑прежнему очень притягательны для детей песок и вода. Нужны им также куклы, мягкие игрушки, игрушечные бытовые предметы и атрибуты для сюжетных игр, игрушечная мебель, соответствующие возрасту конструкторы. Неплохо подарить ребенку машину, в которую можно садиться, лошадку‑ка чалку, самокат. С удовольствием занимаются дети с разрезными картинками, мозаикой, цветной бумагой, пластилином.
Довольно часто дети сами собирают для себя «игрушки»: гвозди, бусины, фантики, кусочки материала, ракушки, камушки, шишки, интересные детальки от сломанных игрушек, колесики и т. д. Понимающие родители, зная это, не станут упрекать ребенка в том, что его карманы «вечно набиты непонятно чем».
Возрастные особенности питания
Потребность в пище в возрасте от 3 до 7 лет
Дошкольники едят ту же пищу, что и взрослые. Их энергетические потребности составляют от 2000 до 2300 ккал в сутки. Им необходимо ежесуточно 70–80 г белков и жиров, около 300 г углеводов.
Кроме белков, жиров, углеводов пища должна быть богата минеральными веществами, которые содержатся в картофеле, капусте. Соли кальция содержатся в молоке, молочных продуктах. Фосфор – в рыбе, молоке, мясе, яичном желтке. Магний – в продуктах растительного происхождения. Железо – в яичном желтке, твороге, овсяной крупе, бобовых.
Предлагать ребенку нужно лишь то количество пищи, которое он съедает. Режим питания четырехразовый, с приемами пищи через 3,5–4 ч. Завтрак – не позднее чем через час после пробуждения ребенка, но до 9 ч утра, ужин за полтора часа до сна.
На 4‑м году жизни ребенка нужно приучать пользоваться вилкой, продолжать учить культуре поведения за столом. Ребенок, который хорошо жует, должен учиться есть пищу спокойно, не торопясь, тщательно пережевывая.
Понемногу можно вводить в рацион соленые и острые блюда, жареный картофель, гуляш, но по‑прежнему следует ограничивать колбасы и сосиски. Не забывайте давать ребенку каши.
Уход за ребенком
Сон
Дети 3–7 лет быстро утомляются, поэтому они нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Очень важен дневной сон 1 раз в день около 1,5–2 ч, во время которого родители должны обеспечить приток свежего воздуха в комнату ребенка. За 10 мин до ночного сна ребенка нужно предупредить, что он скоро должен будет лечь спать. Лучше заранее перед школой приучить детей просыпаться в 7 ч утра. Перед сном ребенок должен самостоятельно раздеться.
Одежда
На ребенке не должно быть более трех слоев одежды. Зимой широкую шубу лучше заменить теплым комбинезоном – одежду не должно продувать, она не должна стеснять движений, чтобы было удобно играть, кататься на санках, на коньках, лыжах.
На 4‑м году жизни ребенок должен самостоятельно одеваться и раздеваться в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать одежду на определенное место, замечать неполадки в своем костюме и по возможности их устранять.
Гигиена
Во время всего дошкольного периода ребенок учится самостоятельно мыть с мылом руки и лицо (засучив предварительно рукава), насухо вытирать их личным полотенцем и вешать его на определенное место. Ванна рекомендуется два раза в неделю, если ребенок не принимает ежедневно душ. Он должен привыкнуть мыть руки перед едой, после уборной, после прогулки, каждый день перед сном мыть ноги.
С 3 лет ребенок должен полоскать рот после еды теплой водой, с 4 лет – чистить зубы. Он должен научиться расчесываться, пользуясь личной расческой, не реже 2 раз в день. Девочкам не надо стягивать волосы, туго заплетать косички, чтобы не травмировать волосы.
Важно следить за ногтями, стричь их не реже 1 раза в неделю собственными ножницами для подстригания ногтей – во избежание грибковых заболеваний.
Глава 10
От 7 до 11 лет
Развитие ребенка
Физическое развитие
К школьному возрасту меняется физический облик ребенка, изменяются пропорции тела, рост происходит в основном за счет ног. Усиленно развивается скелет, увеличивается мышечная сила. Мелкие мышцы кистей рук развиты слабо.
У девочек работоспособность мышц ниже, чем у мальчиков.
Молочные зубы сменяются постоянными.
К 7 годам кора головного мозга заканчивает свое развитие, складываются связи нервных структур.
Нервно‑психическое развитие
Лучше всего отдавать ребенка в школу с 7 лет, так как шестилетки нуждаются в особых условиях для систематических занятий. Семилетний ребенок уже достаточно владеет абстрактным мышлением для того, чтобы начать учиться.
Новые условия, в которые теперь поставлен ребенок, оказывают воздействие на все его развитие. Младший школьник общается с другими детьми, овладевает трудовыми навыками, может удовлетворить познавательный интерес.
При обучении увеличивается количество информации, с переработкой которой необходимо справиться.
Внимание младших школьников еще не такое стойкое, как старших, им трудно сосредоточиваться длительное время на каком‑либо занятии.
К 10 годам внимание ребенка хорошо развивается. Обогащается воображение. Способность к образному мышлению нуждается в дальнейшем развитии.
Социальное развитие
Если раньше ребенок с удовольствием подражал родителям, то, став школьником, он начинает в большей степени ориентироваться на мнение сверстников. Обрести свое место в коллективе для него очень важно. Теперь ребенок стремится проявить независимость от родителей, в его поведении может возникнуть негативизм, приводящий к тому, что ребенок перестает выполнять элементарные требования отца и матери.
Авторитет учителя безоговорочно признается младшим школьником и зачастую перевешивает авторитет родителей. Оценка личности у первоклассников и второклассников еще недостаточно развита. Третьеклассник начинает оценивать человека уже по его моральным качествам.
В младшем школьном возрасте еще нет стойкой дружбы, хотя товарищество играет значительную роль в жизни детей. Дети 7–10 лет любят придумывать для круга своих товарищей какие‑то тайны, что помогает им создать ощущение собственной жизни, отличной от мира взрослых.
Родители должны знать круг общения своего ребенка, позволять ему приводить других детей в гости. Если ребенок не находит места в кругу товарищей, надо постараться ему помочь.
Школа в жизни ребенка
С поступлением в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Школа – первая ступень на пути к взрослой жизни.
Сейчас высказывается немало нареканий к современной школе и в частности – к системе обучения. Во многом они обоснованны. Конечно, родители не должны относиться к школе как к источнику всяческих бед, однако они должны всегда быть готовы смягчить возможное травмирующее влияние.
Иногда родители сами становятся источником постоянных психических травм своего ребенка, вовсе того не подозревая. В первую очередь это – погоня за успеваемостью. Почему‑то хорошая успеваемость всегда считалась достоинством школьника наряду с положительными чертами его характера, хотя, конечно, это не так.
Требовать лучше учиться можно лишь тогда, когда плохая успеваемость вызвана явной несобранностью, ленью, нежеланием понуждать себя. Но и тогда надо присмотреться к ребенку – что за этим стоит? Может быть, заболевание, переутомление, нервное расстройство или просто неправильная организация обучения? Если ребенок усидчив, совестлив и трудолюбив, надо спокойно смириться с тем, что по каким‑то предметам он, может быть, никогда не получит больше «тройки». Дополнительные занятия могут причинить вред в том случае, если неуспеваемость ученика вызвана его повышенной утомляемостью, болезненностью.
Проблемой может стать, как это ни странно, и отличная успеваемость – в том случае, если учителя будут захваливать примерного ученика, а родители – явно гордиться им. Если ребенок зазнается, его отношения со сверстниками окажутся серьезно нарушенными, а это будет для него похуже всякой неуспеваемости. Родители должны поощрять в способном ученике скромность, умение и желание поделиться знаниями с товарищами. Кроме того, родители должны внимательно присмотреться к своему отличнику – не приносит ли он в жертву «пятеркам» свое здоровье, достаточно ли он гуляет, отдыхает, общается со сверстниками, есть ли у него какие‑нибудь увлечения помимо учебы?
Ребенку нужно постараться внушить, что для его же пользы он должен садиться за выполнение домашних заданий в одно и то же время. Маленький школьник легко отвлекается, значит, надо убрать с его рабочего места все посторонние вещи.
Если ребенку неинтересен школьный предмет, надо объяснить, что усидчивость при занятиях неинтересным заданием очень полезна, так как вырабатывает волю, память, умение делать то, что нужно, а не то, что хочется, что очень пригодится в дальнейшей жизни.
Вне школы
Главным внешкольным занятием ребенка из верующей семьи может стать посещение воскресной школы, в жизни которой должны принимать участие и родители.
Если ребенок заинтересовался каким‑то предметом, готов заниматься им и во внешкольное время, это следует поощрять (даже если родителям это совсем неинтересно), покупать книги, записать в соответствующий кружок. В младшем школьном возрасте у ребенка уже могут быть ярко выражены гуманитарные или технические наклонности, однако они могут меняться, так как интересы в этом возрасте неустойчивы.
Ребенок может увлекаться чем‑то, что родителям кажется несерьезным, – рисованием и даже сочинением романов, но если запрещать ему делать это, то отношения между родителями и ребенком могут дать серьезную трещину. И ничего страшного в том, что у ребенка нет таланта (как часто кажется родителям), – пусть он занимается тем, что ему нравится, если эта деятельность не вредна. Но чересчур умиляться и восхищаться талантливым (или мнимо‑талантливым) ребенком тоже не стоит – гордость еще никому не пошла на пользу.
Часто младшие школьники увлекаются коллекционированием мелких вещичек, что тоже нельзя запрещать. Не стоит забывать, что ребенок остается ребенком, у него всегда должно находиться время на игры с товарищами, увлечения. Нельзя навязывать ему внешкольные занятия, к которым отсутствует интерес и талант.
В то же время нельзя допускать чрезмерности какого‑то увлечения. Порисовал – сходи погулять, потом еще порисуешь. Важно побуждать ребенка к физическим упражнениям, подвижным играм на воздухе.
В жизни школьника должно быть место и для посильного домашнего труда. Он может и должен стирать мелкие личные вещи, убирать постель, мыть посуду, делать уборку, разогревать обед. В школу ребенок должен собираться сам.
Надо приучить ребенка слушаться старших, приходить с прогулки тогда, когда скажут родители, без споров садиться за уроки, за еду. Все это не должно превращаться в муштру. Если ребенок будет чувствовать любовь родителей, их уважение к его интересам и любимым занятиям, его воспитание не доставит родителям особенных трудностей.
Родителям нужно быть внимательнее в отношении похвалы ребенка. Поощрение должно применяться в отношении каких‑то умений, усердия к учебе, но ребенка нужно приучать к той мысли, что делать добро – суть человеческой жизни, а не что‑то выдающееся, заслуживающее непременной похвалы.
Каждый родитель должен находить время для разговора с ребенком, почитать вместе с ним или просто поиграть.
Полезны занятия физической культурой. Летом это может быть плаванье, велосипед, зимой – коньки, лыжи. «Большой» спорт для духовного и физического развития ребенка вреден из‑за больших душевных страстей и физических перегрузок, в дальнейшем приводящих к различным заболеваниям.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.