Развитие мыслительных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теперь ребенок может подолгу что‑то разглядывать. Он с увлечением изучает свойства предметов, производит с ними различные действия. Мир предметов, в котором он жил до сих пор, расширяется. Теперь в него входит не только то, что возможно удержать в руке, но и крупные предметы: стол – под него легко залезть, большая коляска – ее можно толкнуть перед собой, диван, на который так интересно вскарабкаться, и т. д. Если дать ребенку второго года жизни 2 предмета, сильно различающихся по размеру, он укажет, какой из них большой, какой маленький, еще через некоторое время он сможет сравнить уже 3 предмета (маленький, больше, большой).

Кроме внешних свойств ребенок открывает назначение вещей, интересуется, для чего они служат. Начинается период активного исследования простых причинно‑следственных связей.

Примерно с 1 года 3 месяцев в действиях детей начинает проявляться подражательность, они внимательно наблюдают за взрослыми, а потом пытаются копировать их действия: «варят кашу», «пишут», «читают». К 2 годам ребенок может по добрать по образцу и слову взрослого предметы 3–4 цветов.

У малышей 1,5–2 лет можно наблюдать начатки абстрактного мышления. Они усваивают, что некоторые слова применяются не к отдельным вещам, а к целым классам предметов. Развиваются рассудительность, контроль за своими чувствами и эмоциями, азы дисциплины – дети понимают, с чем можно, а с чем нельзя играть. Однако к ним еще нельзя предъявлять слишком высокие требования.

Постепенно предметная деятельность утрачивает ведущее значение. На 3 году жизни закладываются основы игровой и трудовой деятельности, хотя, увлекаясь процессом выполнения интересного задания, 2–3‑годовалый ребенок легко может забыть о его конечной цели. Развивается память.

К 3 годам ребенок может уже запоминать небольшие стихотворения. Теперь ему доступен образ – малыш узнаёт предметы на картинках и близких людей на фотографиях.

К концу 3‑го года ребенок овладевает творческими видами деятельности, проявляет зачатки фантазии. Его мыслительные способности быстро развиваются, малыш начинает раздумывать над событиями, входящими в его маленький жизненный опыт, понемногу ориентироваться в причинно‑следственных связях, подмечать отличия и несоответствия, определять результаты.

Трехлетние дети – тонкие наблюдатели, способные проводить интересные ассоциации.

Все это надо учитывать родителям при занятиях с ребенком, но очень вредно ускорять его умственное развитие. Желание взрослых быстрее сделать из малыша мыслителя может серьезно повредить ему. Это предупреждение касается, скорее, родителей более старших детей, но уместно оно и по отношению к родителям 3‑летнего малыша.

Свободное абстрактное мышление еще недоступно трехлеткам. Они не умеют анализировать, не могут поставить себя на место другого человека. В мире для них пока существует только то, что входит в круг их потребностей. Мышление маленького ребенка очень конкретно, поэтому, разбирая его проступки, родителям не стоит воспитывать его «вообще», надо говорить о конкретной провинности, объяснить, что произошло «здесь и сейчас».

 

Развитие самосознания

 

В период от 1 года до 3 лет не только мыслительно, но и психически ребенок быстро развивается. В маленьком человеке начинает проступать будущая личность. Он становится очень эмоционален и обнаруживает множество оттенков настроения.

Чрезвычайно важен в жизни малыша период, когда он начинает осознавать себя отдельно от других людей и впервые говорит о себе в первом лице. Осознание собственного «я» обычно происходит на 2‑м году жизни и влечет за собой такое явление, как негативизм (упрямство, желание сделать «наоборот»). Это значит, что неосознанно ребенок уже сам ощущает себя отдельной личностью и стремится противопоставить свою волю воле взрослого. Собственное «хочу» выступает на первый план, и это совершенно нормальное явление, если ребенок не избалован, если его требования «независимости» не переходят в гневные истерики и агрессивность. Малыш сам еще не осознает, что его требования и желания выступают теперь главными мотивами его поведения.

Родители легко могут впадать в крайности. Большая их ошибка – желание видеть не столько послушного, сколько покорного ребенка, не имеющего права на свой внутренний мир. Нельзя также забывать, что 2–3‑летний человек уже может быть избалованным, поэтому родителям следует позаботиться о том, чтобы при любовном и ласковом обращении их авторитет оставался для сына или дочери непререкаемым.

К 3 годам жизни ребенок становится более сознательным, сравнивает себя со взрослыми. У него появляется свой характер.

 

Социальное развитие

 

В возрасте от 2 до 3 лет у маленького человека возникает потребность общения с другими детьми. Теперь для хорошего развития ему уже недостаточно общества взрослых. Если до 3 лет ребенка не рекомендуется помещать в ясли, так как это может повредить его психике, то в 3 года здоровый, нормально развивающийся ребенок вполне может находиться в коллективе сверстников. В это время у него обычно складывается система поведения с окружающими людьми.

От 1 года до 3 лет возрастает интерес малыша к взрослым. Теперь для ребенка не только интересна какая‑то деятельность сама по себе, но и очень важно ее одобрение взрослым, он усиленно ищет, даже требует похвалы. Памятуя об этом, взрослые должны хвалить малыша и поощрять его, но только за дело.

Растет интерес к сверстникам. Играть вместе дети начинают на 2 году жизни. Эти игры еще мало обусловлены интересом друг к другу – малыши просто бок о бок складывают куличики или занимаются с игрушками. Но к 2 годам они уже ощущают потребность в общении друг с другом. У трехлеток складываются первые зародыши дружбы. Поэтому, если родители решили не отдавать малыша в детский сад, они должны обеспечить ему игры со сверстниками, расширить границы родительского дома.

 

Речевое развитие

 

От годовалого ребенка чаще всего можно услышать лепет, хотя он уже произносит на свой манер некоторые слова.

Слов, которые он понимает, хотя еще не может произнести, намного больше. Понимание слов, собственная речь быстро развиваются на 2 году жизни, особенно если взрослые говорят с малышом короткими фразами, с ударением на главном слове. Не надо постоянно поправлять ребенка и придираться к тому, что он неправильно произносит слова, но переходить на его язык нельзя.

Пусть малыш говорит пока так, как умеет, взрослый же должен произносить слова правильно, не употреблять облегченных словообразований вроде «нямням», «ав‑ав», «би‑би».

К полутора годам малыш узнает от 30–40 до 100 слов и сам постепенно заменяет свои облегченные слова правильными. Он овладевает простейшими предложениями, употребляя слова в начальной, неизмененной форме.

После полутора лет ребенок сам начинает интересоваться, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам он понимает несложный рассказ по сюжетной картинке или о знакомых ему событиях, отвечает на вопросы.

В 2,5 года малыш уже знает примерно 300 слов. Он начинает прислушиваться к речи взрослого, с интересом слушает его простые рассказы, сказки или стихи.

К концу второго года ребенок овладевает грамматической формой слов, всеми частями речи.

В 2 года, как правило, ребенок уже хорошо говорит, и взрослые приобретают собеседника.

 

Воспитание

 

Постепенное овладение речью открывает между взрослым и малышом огромные возможности для общения.

Теперь малыш с удовольствием делится с родителями своими достижениями или результатами исследования. Сначала с помощью слогов и жестов привлекает внимание взрослого, а потом все лучше и активнее употребляет слова. Очень важно в это время не оттолкнуть его, а наоборот, использовать это для воспитания. Надо обязательно ответить на обращение ребенка, четко произнести несколько слов, подходящих к случаю.

Когда малыш просит о чем‑то родителей (теперь он частенько обращается с просьбами), надо помочь, если без помощи взрослого не обойтись. Но если взрослые видят, что поставленная задача ребенку вполне по силам, лучше ласково побудить его проявить упорство и сделать все самому.

Не надо бояться избаловать ребенка. Запреты должны быть разумными, не стесняющими инициативу малыша. Но они же должны быть и последовательными – уж если нельзя, то нельзя! Если ребенок пытается сделать недозволенное, это надо строго ему запретить. Родителям нельзя:

1. Запугивать ребенка.

2. Окружать его постоянными запретами (туда не ходи, это не трогай, не бегай – упадешь, не лезь в кусты – поцарапаешься, отойди от лужи – испачкаешься).

3. Позволять ребенку делать все, что захочется.

4. Предъявлять к малышу слишком высокие требования.

5. Не предъявлять вообще никаких требований.

Если ребенок проявляет негативизм, упрямство, своеволие, в жизни его родителей наступает не самое лучшее время. Малыша уже нельзя так, как раньше, просто отвлечь от чего‑то неподобающего. У ребенка проявляется упорство, желание во что бы то ни стало добиться своего. Это не самое плохое проявление в становлении его характера – значит, малыш развивается правильно. Если ребенка не избаловать, не превратить в деспота, не позволить развиться припадкам гнева, то со временем такое настроение пройдет. Важно лишь не проявлять излишней строгости и время от времени уступать малышу в мелочах. Нельзя всерьез сердиться на него, хотя порой он и начинает по‑настоящему бунтовать.

Чтобы малыш всесторонне развивался, надо дать ему возможность исследовать жилище, почаще гулять с ним (именно с ним, а не брать его с собой в магазин). Ребенок также должен уметь сам занимать себя. Но опасно, если мать постоянно отстраняет его от себя – последствием могут стать нервно‑психические заболевания или патологии характера.

Двухлетних детей возможно учить правилам приличия по отношению к другим людям, подавая эти правила как нечто должное, как норму, но не читая высокую мораль – до нее малыш еще не дорос. Если он нагрубил старшему, обидел сверстника, надо дать ему понять, что он поступил так, как поступать запрещается. При этом осуждать надо сам проступок, а не ребенка. Он не должен слышать о себе: «плохой», «злой», «ленивый», тем более – «больше не буду тебя любить».

Дети 2–3 лет любят «помогать» родителям. Надо проявить терпение и не прогонять малышей, постоянно давая им легкие поручения, выполнение которых доставит детям удовольствие: накрывая на стол – принести тарелку, разложить ложки; в саду – принести песок в песочницу, воду для поливки растений (нагрузка для 2–3‑летних детей не должна превышать 0,4–0,5 кг в каждой руке, при непременном условии, что заняты будут обе руки; время работы – 7–10 мин; расстояние, на которое малыш будет что‑то переносить, – 15–20 м). Ребенок постарше может поливать цветы, сгребать снег.

В меру сил, находясь рядом со старшими, подражая их действиям, ребенок учится трудиться. Чтобы интерес к труду не угас со временем, важно, не перехваливая, поощрять ребенка, не ругать, если у него что‑то не получается с первого раза, тем более – не прогонять со словами: «Я сам (сама) все сделаю, от тебя никакого толка!»

Хорошо, если к 3 годам у ребенка будет уже закрепленная обязанность, а к ней – предметы труда: лейка для поливки растений, маленькая щетка для пола, фартучек.

Развитие речи выступает в это время жизни малыша на первый план. Взрослый должен находить время разговаривать с ним, рассматривать картинки, объяснять их сюжет. На прогулке надо обращать внимание малыша на людей и их действия, на предметы, животных.

Можно давать ребенку речевые задания, когда он должен подойти к кому‑нибудь из старших и словесно что‑то передать, причем до двух лет нужную фразу стоит ему проговаривать, после двух лет, уяснив смысл задания, ребенок должен сам уметь ее построить.

И очень важно не забывать, что 3‑й год жизни – это время, когда мир ребенка перестает ограничиваться родительским домом. Малыш выходит в «большое общество», где его могут подстерегать маленькие неприятности и неудачи. Но родителям вовсе не следует этого бояться.

 

Игры и игрушки

 

Дети 2‑го года жизни продолжают отрабатывать движения, а игрушки должны продолжать им в этом помогать. Хорошо, если у ребенка есть что бросать, толкать, раскачивать, разбирать на части, вкладывать одно в другое, ставить и нарочно ронять, открывать и закрывать, протаскивать сквозь отверстия. Нужно приобрести ребенку игрушки, которые требуют работы пальцев.

После 1‑го года стремление подражать действиям, поступкам взрослых сказывается и в играх. Ребенок может кормить куклу, укладывать ее спать. Но это еще не ролевая игра. После полутора лет он начинает использовать «заменители» предметов. Обыкновенная палочка с успехом становится «градусником» или «вилкой» – да и чем угодно. Теперь дети начинают изображать конкретного взрослого человека, проявляя зачатки ролевой игры.

Чем меньше у ребенка будет настоящих, «магазинных» игрушек, тем лучше. От модных современных игрушек («Денди», «Барби») его следует всячески ограждать. Всегда хороши игровые наборы, несложные деревянные конструкторы (кубики, кирпичики, бочонки), из которых ребенок старше полутора лет может выполнять простые постройки. Лист бумаги и карандаш тоже могут стать игрушкой – ребенок начнет увлеченно чертить каракули.

К двум годам, воспроизводя ряд последовательных действий, ребенок учится сюжетной игре. Из каракулей на листе бумаги он выделяет образ, подражает взрослым, показывающим ему простые рисунки, начинает лепить из пластилина. Примерно с двух лет ребенок уже с интересом может заниматься с мягкими игрушками, куклами.

Вода и мячи надолго остаются притягательными. К трем годам в играх малыша все чаще проявляются зачатки фантазии.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.