Развитие мыслительных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 3–4 года развивается самостоятельность ребенка, он становится активнее, хотя подражательность поведения еще очень существенна. Память дошкольника совершенствуется. Но активное запоминание для него трудно.

Теперь ребенок сопоставляет высказывания взрослых людей с окружающей обстановкой, делает сравнения и выводы. Поэтому уже не все, что ему говорят, он принимает на веру.

На 4 году жизни ребенок способен к целенаправленной деятельности. Его стремление к самостоятельности может развиваться под контролем взрослых; сам учится выполнять соответствующее возрасту задание.

Младшие дошкольники постигают простые геометрические формы, учатся ориентировке во времени и пространстве. В дальнейшем первоначальные знания увеличиваются благодаря совершенствованию памяти и умению сопоставлять и анализировать факты, события.

Ребенок в 5 лет становится очень любознательным и склонен задавать вопросы по любому поводу.

К 6–7 годам у детей складываются определенные представления о физических явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т. д.

Развитие наглядно‑образной формы мышления, способности к обобщению, умозаключению является важным этапом в жизни ребенка: все эти качества мышления способствуют в дальнейшем поступлению в школу.

 

Эмоциональное развитие

 

У ребенка 4‑го года жизни расширяется эмоциональная сфера, проявляются сложные нравственные чувства. Он глубоко переживает любовь, ревность, обиду. Правильно развивающийся ребенок сам хочет быть хорошим, стыдится своих плохих поступков, стремится делать добро, ухаживать, заботиться о близких людях и товарищах. Он уже умеет сдерживать некоторые свои желания и действия.

Из‑за особенностей протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга дошкольники не обладают устойчивым вниманием, легко утомляются. У трех‑четырехлеток развивается фантазия, ребенок представляет себя действующим в воображаемой ситуации. Он может рассказывать выдуманные им истории, иногда теряя грань между реальным и вымышленным, что естественно для его возраста, если только не носит чрезмерный характер.

Эмоциональное развитие достигает вершины в 4 года.

В 5 лет наблюдается расцвет фантазии. Характер 5‑летнего ребенка уже достаточно определен. Теперь маленький человек формируется как личность со своими собственными качествами и потребностями. На его духовное развитие большое влияние оказывают окружающие люди.

 

Любовь к родителям

 

В 4 года любовь к родителям достигает у ребенка вершины. Он может постоянно признаваться в любви матери и отцу, обнимать их, целовать. До 5 лет достаточно часто проявляется потребность в общении с родителем другого пола, отсутствие которого может повлечь за собой невротические расстройства. В своей любви к родителям ребенок должен всегда ощущать их ответную любовь. Взрослые не должны прятать свои чувства.

Если раньше ребенок подражал заинтересовавшей его деятельности взрослых людей, то теперь он подражает именно родителям, осознанно стремится быть во всем на них похожим. Девочка подражает маме, мальчик – отцу. Это в 5–7 лет является замечательной почвой для воспитания на основе достойного примера. Родители должны стать истинным авторитетом для детей. Именно в это время может зародиться будущая дружба детей и родителей, сохраняющаяся на всю жизнь.

 

Страхи

 

Различные страхи начинают проявляться у детей около 3 лет и могут быть вызваны как неправильным воспитательным подходом к ребенку, так и его повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью. Развивающееся воображение быстро помогает чувствительному ребенку представить себя в какой‑то беде, опасности.

В 3 года могут появиться страхи перед сказочными персонажами, боязнь темноты. Ребенок может устойчиво бояться чего угодно – собак, машин, огня. Для детей 4–5 лет характерен страх одиночества. Приблизительно в 6 лет бывает силен страх смерти, однако религиозное воспитание помогает его преодолеть.

Родители дошкольников должны очень бережно подходить к духовной жизни своих детей. Никогда не запугивайте их. Не применяйте фразы наподобие: «будешь плохо слушаться – отдадим тебя другой тете», «убежишь от меня – чужой утащит». Не водите маленьких детей на похороны, не показывайте им покойников. Не разрешайте смотреть телевизор. Оберегайте от избытка впечатлений. Детские страхи должны вызывать у взрослых не раздражение и желание «перевоспитать трусишку» любым способом, а сочувствие, готовность всегда успокоить ребенка. Тогда естественные страхи пройдут сами собой.

Неправильные действия родителей – излишняя опека, угрозы, необоснованная тревога, ненужные запреты, оскорбления и многое другое – могут стать причиной того, что у ребенка появляются устойчивые, невротические страхи. Этому способствуют конфликты в семье, длительные переживания, психические потрясения. Нельзя наказывать детей, запирая их в темное или тесное помещение. Маленьких детей лучше не оставлять дома одних.

С устойчивыми страхами тесно связаны нарушения сна. Дети плохо засыпают, их мучают кошмары. Чем большую чуткость проявят родители, тем скорее состояние ребенка улучшится.

 

Онанизм

 

В возрасте до полового созревания онанизм у детей нельзя рассматривать как порок. Эта неприятная проблема может иметь много предпосылок, но довольно часто проявляется как одна из форм невропатии. В этом случае ребенка нельзя стыдить и наказывать, вызывая в нем сознание, что он «не такой». Тем более нельзя ему угрожать. Надо поскорее выяснить причину онанизма, не вызван ли он заболеванием у ребенка половых органов, у девочек – глистами.

Если визит к детскому урологу или гинекологу ничего не дал, нужно обратиться к психоневрологу и подумать – все ли хорошо в семье, не страдает ли ребенок? Может быть, нужно просто изменить к нему отношение?

Спокойствие родителей, установление доверительных отношений с ребенком поможет решить эту проблему.

 

Сосание пальца

 

У детей дошкольного возраста, в отличие от грудничков, сосание пальца – тревожный симптом. Эта патологическая привычка может быть ответом ребенка на его внутреннее беспокойство, обиду, недостаток внимания. Сосание пальца приносит ему своеобразное успокоение.

 

Обгрызание ногтей

 

Иногда дети сгрызают не только ногти, но и кожу вокруг них. Делают они это непроизвольно, в ответ на перевозбуждение или беспокойство, а вовсе не для того, чтобы позлить родителей. Но часто взрослые, вместо того чтобы попытаться проникнуть во внутренний мир ребенка и понять, что его беспокоит, принимают ненужные, а то и вредные меры, например, намазывают его пальцы чем‑то горьким, неприятным на вкус.

 

Упрямство

 

Невропатическая форма упрямства чаще всего вызвана диктатом родителей, их стремлением добиться послушания во что бы то ни стало, неправильным отношением к ребенку.

 

Ночное недержание мочи

 

См. Энурез (с. 363).

 

Тик

 

Это часто повторяющиеся подергивания мышц лица, артикуляционных и дыхательных мышц. Может проявляться после 2 лет, но чаще всего – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Ребенок не в состоянии прекратить эти действия произвольно, поэтому ругать его нельзя, нужно выяснить причину тика, обратиться к врачу.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.