Помощь родителей в развитии личности подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В подростковом возрасте происходит формирование нравственных убеждений, складываются идеалы и мировоззрение. Заканчивается становление характера, повышается интерес к собственному внутреннему миру.

При воспитании подростков родители должны учитывать, что у старшеклассников уже достаточно четко сформированы интересы и наклонности, они склонны упорнее, чем младшие школьники, сопротивляться, если их будут вне школы заставлять заниматься нелюбимым делом. Родителям придется смириться с тем, что ребенок так и не пошел по их стопам, так и не реализовал родительскую мечту о какой‑нибудь деятельности.

Нужно создать условия для развития способностей подростка, подготовить его к выбору профессии.

Для нормально развивающихся подростков характерно стремление к независимости и самостоятельности. Взрослым надо уважать в подростке личность, привлекать его к решению семейных проблем, отпускать в поездки с надежными товарищами, доверять ответственные поручения. Стремление к взрослости нужно постараться направить в нужное русло. Старшеклассники (не только девочки, но и мальчики) должны иметь собственные, весьма усложнившиеся, обязанности по дому. Деловитые подростки существенно облегчают жизнь родителям, выполняя едва ли не все домашние работы. Это происходит в том случае, если сына или дочь приучали к домашней работе с раннего детства.

Но если подросток не справляется со своими обязанностями по объективным причинам (повышенная утомляемость, излишние нагрузки в школе) и получает за это выговоры, наказания от родителей, то такое «воспитание трудолюбия» может плохо сказаться на его психическом здоровье и привить отвращение к домашнему труду. Нужно всего‑навсего ослабить требования.

Родители подростка не должны водить его за ручку, унижать мелочной опекой, недоверием. Но помощь необходима – подростки сами боятся лишиться родительской поддержки, хотя большинство из них не сознает этого и никогда в этом не признается.

Родителям надо научиться быть другом своего ребенка, но другом, имеющим власть, которую необходимо применять тактично, без раздражения. Недопустимы как излишний контроль, так и полное невмешательство в дела детей. Последнее так же отвергается подростком, как и первое. Нужно изменить форму выражения требований на более подходящую к взрослеющему человеку.

Нельзя от подростка требовать полного раскрытия его внутреннего мира, недопустимо без разрешения читать его дневники, обманом пытаться проникнуть в его секреты. Но знать, с кем сын или дочь дружит, с кем враждует, как относится к школе, чем занимается на досуге, родители обязаны.

Прекрасно, если подросток делится со взрослым самым важным. Такой дружбе способствуют совместные занятия каким‑либо ремеслом или физкультурой, посещение музеев, выставок, интересные духовные беседы, в верующих семьях – совместное посещение храма и проведение религиозных праздников, паломничества по святым местам.

Важно помочь старшекласснику разобраться в отношениях людей, в мотивах их поступков. Подростки порой не умеют критически относиться к себе, поэтому главное требование к ним родителей – при любом конфликте в первую очередь искать причину в себе самом, всегда быть готовым простить и не осудить обидчиков.

Но давая своим детям уроки нравственности, родители должны сами соответствовать предъявляемым ими требованиям. В подростковом возрасте дети особенно остро чувствуют ложь и лицемерие взрослых.

 

Социальное развитие

 

В подростковом возрасте у ребенка появляется новое видение себя и окружающих, формируется более высокий уровень самосознания. Осложняются связи с окружающим миром. Особую роль в этом играют отношения со сверстниками – наступает пора дружбы. Старшеклассники влияют друг на друга, к друзьям предъявляют высокие человеческие требования.

Родители должны вмешиваться в отношения своего ребенка со сверстниками только в том случае, если кто‑либо из друзей явно оказывает на него отрицательное влияние, так как подростки склонны к идеализации и могут сами не сознавать опасности. Но вмешиваться надо с помощью разумных разъяснений, отвлечения, а категоричные запреты оставить на самый крайний случай.

Если у подростка возникают проблемы в общении, родители должны постараться ему помочь, а не радоваться, что сын или дочь сидит дома «под крылышком», никуда не выходит и ни с кем не общается.

Подросток уже склонен критически оценивать старших, учителей, при этом он часто предъявляет к ним завышенные и необъективные требования. Но взрослый, соответствующий представлениям подростка о том, что такое «настоящий человек», может стать для него большим авторитетом.

Иногда родители не могут справиться с ревностью, особенно если их ребенок увлекается личностью другого взрослого – учителя, тренера, руководителя кружка, кого‑нибудь из родителей своих друзей и т. д. Но если взрослый наставник учит доброму, обогащает развивающуюся личность духовно, волноваться не стоит – такое обожание со временем перейдет в спокойное уважение, а родители навсегда останутся самыми дорогими людьми.

Подросток склонен творить себе кумира. Кумиром для него может стать кинозвезда, певец, спортсмен, а также персонаж фильма, реже – книги. Такие увлечения со временем проходят без следа, но если они приобретают форму фанатизма, надо постараться переключить эмоциональную энергию подростка на что‑то другое.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.