Возрастные особенности питания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

От 1,6 до 3 месяцев ребенка кормят 6–7 раз в сутки с промежутками приблизительно в 3–3,5 ч, не пропуская ночного кормления.

Если у матери достаточно грудного молока, то в первые месяцы ребенок находится полностью на грудном вскармливании. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают адаптированные смеси.

Для профилактики рахита с полутора месяцев детям, находящимся как на грудном, так и на искусственном вскармливании, рекомендуется вводить в питание рыбий жир, начиная с 1–2 капель на прием, затем, к 3 месяцам, довести до половины чайной ложки 2 раза в день.

Если ребенку не хватает пищи, он начнет просыпаться с каждым разом все раньше, плакать до и, возможно, после кормления, сосать кулачок, всячески выказывать голод. При этом он будет медленно прибавлять в весе. Нужно посоветоваться с врачом и, если ребенку действительно не хватает молока при грудном вскармливании, давать не одну, а обе груди во время каждого кормления.

Отсутствие аппетита при медленной прибавке в весе, в сочетании с болезненными симптомами, может служить одним из признаков заболевания. Здоровый ребенок, который весел, активен, хорошо развивается и достаточно прибавляет в весе, может иногда отказываться от пищи из‑за того, что его перекармливают. Надо довериться ребенку и ни в коем случае не кормить его насильно.

 

Уход за ребенком

 

Очень важно, чтобы с первых дней малыш положительно реагировал на уход за ним: кормление, купание, одевание должны доставлять ему радость или, по крайней мере, не вызывать раздражения. Для этого надо соблюдать осторожность при обращении с ребенком, быть с ним ласковым, не подходить к нему в раздраженном состоянии, ничего не делать насильно.

 

Режим дня

 

Предлагаемый в педагогической литературе режим дня на каждый возрастной период жизни ребенка – с точным расписанием времени кормлений, сна, бодрствования и прогулок – бывает достаточно трудно соблюсти в реальной жизни. Во многом приходится согласовываться с укладом семьи, но самое главное – режим необходимо вырабатывать прежде всего в зависимости от особенностей ребенка и не бояться при необходимости отступать от него. Некоторые врачи и психологи доказывают, что малыши часто становятся беспокойными, плачут из‑за того, что им мешают выработать собственный ритм: когда спать, есть, а позднее – когда играть, садиться на горшок и прочее.

Грудные дети, когда они здоровы, обычно едят, спят и бодрствуют столько, сколько необходимо их организму.

 

Прогулки

 

Дети первых месяцев жизни могут находиться на воздухе до 5 ч в сутки, но приучать их к прогулкам надо постепенно. В морозы, не превышающие 10 °С, допустимо гулять 2 раза в день по 20–30 мин, в более теплые зимние дни – по 45–60 мин. До 6 месяцев малыша заворачивают для прогулок в одеяло, оставляя открытым только лицо. Одевать ребенка надо в соответствии с погодой, обращая внимание на его поведение: если ему холодно, то он будет сжиматься, не станет играть и двигаться. Если малыш перегрелся, то он будет капризничать и вести себя беспокойно. Надо помнить, что, вспотев, ребенок может быстрее простудиться.

 

Одежда

 

К концу 1‑го – началу 2‑го месяца пеленки можно сменить на ползунки – теплые или тонкие, в зависимости от окружающей температуры. Если прохладно – на ползунки надеть носочки, а во время летней жары ножки лучше оставлять голенькими. Бодрствовать малыш может в распашонке, на которую надевается легкая или (по погоде) теплая кофточка, плотно прилегающая к шее и к запястьям. Такой костюм способствует развитию движений ребенка.

В любое время года при каждом переодевании, если комнатная температура 20–22 °С, ребенка можно оставлять без одежды до 3–5 мин в проветренном помещении. Летом при температуре не ниже 22 °С и безветрии это можно делать и на улице через 1,5 ч после сна и еды, но не под прямыми лучами солнца.

 

Гигиена

 

Умывать ребенка нужно водой с температурой 28–29 °С, купать – при температуре 36–37 °С по 5–6 мин, после чего обливать водой прохладнее на 1 °С. Можно не каждый день купать грудных детей при условии, что личико и нижняя часть тела содержатся в постоянной чистоте.

 

Глава 4

От 3 до 6 месяцев

 

 

Развитие ребенка

Физическое развитие

 

В возрасте от 3 до 6 месяцев рост ребенка и прибавка в весе несколько замедляются. Прибавка роста может достигать 2–2,5 см в месяц. Вес грудных младенцев приблизительно к 4,5–5 месяцам удваивается.

 

Развитие органов чувств

 

Зрение продолжает развиваться, 3‑месячный малыш начинает различать основные цвета и геометрические формы предметов, а к 6 месяцам главные признаки предметов различает уже отчетливо. На 4 месяце он сам ищет предметы взглядом.

Слух также развивается.

Ребенок в возрасте около 3 месяцев реагирует на простые мелодии, пропетые или проигранные с использованием высоких и низких звуков.

На 4 месяце он прислушивается к любому звучанию, начинает играть со звуками, произносимыми им самим. Услышав звук, отыскивает его источник, точно и уверенно поворачивается к нему не только головкой, но и всем телом.

В 4–5 месяцев большинство малышей распознают голос матери или ухаживающего взрослого, различают тон, которым к нему обращаются, и быстро реагируют в ответ. Различная по характеру мелодия может вызывать у детей различные реакции.

Развивается осязание. Малыш открывает для себя части своего тела, изучает их, использует пальцы.

 

Развитие движений

 

Активность младенца необычайно возрастает, он энергично шевелит руками и ногами, осваивая новые двигательные навыки. Собственные движения доставляют ему огромное удовольствие. Голова, ноги, руки приобретают большую подвижность.

Ребенок учится переворачиваться с бока на бок, чего достигает примерно к 4 месяцам.

К 5 месяцам он долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, прогнув спину, высоко поднимая голову и грудь. В это же время он самостоятельно переворачивается со спины на живот, но обратно на спинку научится переворачиваться позже – примерно к 6 месяцам.

К шестому месяцу ребенок хорошо «управляется» со своей головкой – поворачивает ее в разные стороны, останавливает, когда захочет.

Маленькие ножки ребенка делаются сильнее, он отрывает их от поверхности, недолго держит на весу, брыкается.

Между 5 и 6 месяцем он 3–4 сек твердо стоит, поддерживаемый взрослым. Делает первые попытки поползти.

Еще один важный навык, который развивается у малыша, – умение свободно брать предмет. Поначалу он не умеет правильно определить местоположение и расстояние до заинтересовавшего его предмета, делает беспорядочные хватательные движения. Но ребенок повторяет «захват» снова и снова, и в результате таких упорных тренировок к 4,5–6 месяцам он уже точно направляет руку и берет доступную ему вещь. Младенец захватывает предметы, лежа не только на спине, но и на животике, на боку, занимается ими, с удовольствием тянет в рот. Примерно к 6 месяцам может удерживать по предмету в каждой руке.

 

Нервно‑психическое развитие

 

Учась доставать предметы под контролем органов зрения, ребенок начинает проявлять заинтересованность миром вещей. Постепенно перед младенцем раскрывается мир не только вещей, но и людей.

На 4 месяце жизни он выделяет из всех ухаживающего взрослого, а затем его эмоциональные реакции усложняются. 4–5‑месячный малыш радуется, общаясь со взрослым, то и дело смеется, общается с ним доступными ему способами, гулит в ответ на обращение, желает привлечь к себе внимание.

К 5 месяцам малыш уже разделяет людей на знакомых и незнакомых, реагирует по‑разному, в зависимости от того, насколько человек понравился, но отдает предпочтение своим близким.

Маленький человек 4–6 месяцев может проявлять внешне различные эмоциональные состояния. Когда ему радостно – улыбается, смеется. Когда испытывает неудовольствие – плачет. Различная интонация в обращении к нему вызывает и различную ответную реакцию.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.