Количество кормлений постепенно сокращается, суточная потребность в пище в возрасте от 3 до 6 месяцев составляет примерно 850–950 г.
С 4 месяцев в рацион ребенка можно включать овощные и фруктовые соки. Нужно приучать ребенка пить их из чашки, наливая в нее очень маленькое количество жидкости.
Маленьким детям нельзя давать в пищу заграничные экзотические фрукты, которые довольно часто плохо усваиваются детским организмом, вызывают аллергию. Начинать нужно с привычных ягод и фруктов, произрастающих в наших широтах, на которые организм уже настроен генетически. В условиях современной экологии детские врачи не рекомендуют использовать дыни и арбузы. В первый год жизни не следует давать ребенку соки из клубники, земляники и винограда.
Соки можно приготовить самим. Для этого морковь, фрукты, ягоды тщательно моют, хорошо измельчают, затем отжимают сок с помощью прокипяченной марли (за неимением соковыжималки) и разводят с кипяченой водой в пропорции 1: 1. Приучая ребенка к соку, в первые 2–3 дня ему нужно давать примерно по 5 капель, и только если не будет отрицательных реакций, увеличить количество до четверти – половины чайной ложки 3–4 раза в день, и в течение 1–2 месяцев довести до 50 мл в день. Малышей нужно поить соками до еды.
Можно предложить малышу отвар шиповника, который готовится так: плоды – из расчета 15 г шиповника на 200 мл воды – моют холодной водой, заливают кипятком, варят в плотно закрытой посуде 10 мин, затем сутки настаивают.
К 5 месяцам ребенок должен получать одну четвертую часть хорошо сваренного вкрутую и тщательно протертого яичного желтка. Надо начинать с крошечных доз и обязательно проследить реакцию организма малыша на новый продукт. Если желток не пришелся по вкусу в чистом виде, можно попробовать добавлять его в другие блюда, но если ребенок ни за что не хочет его употреблять, можно подождать какое‑то время. Если ребенок ест желток и хорошо его усваивает, порцию можно постепенно увеличить до половины желтка.
Прикорм твердой пищей начинается обычно с 5–6 месяцев. Твердая пища необходима для развития пищеварительной системы, при этом она содержит важные вещества, которые в грудном молоке могут присутствовать в недостаточных количествах.
Надо вводить прикорм только здоровому ребенку и быть готовым к тому, что поначалу он может отказываться от твердой пищи, недовольный ее непривычным вкусом. В этом случае нельзя принуждать его, лучше попробовать дать ему новое «блюдо» на следующий день, когда он будет явно голоден, и обязательно до привычного кормления молоком. При сильном многодневном сопротивлении можно попытаться сделать перерыв в 2 недели.
Вводить ложку в ротик надо поначалу неглубоко, осторожно, прижимая ею язычок ребенка, чтобы пища могла соскользнуть с ложки. Малышу, который привык только сосать, сначала трудно будет проглатывать кашеобразную массу, и он большей частью может ее «отправлять обратно». Сердиться на него за это нельзя.
Обычно прикорм начинают с каши. Сейчас детские врачи советуют начинать прикорм не с манной каши, а с рисовой, овсяной или гречневой. Овсяная крупа содержит больше белка, чем другие виды круп, гречневая – некоторые аминокислоты, которых нет в манной каше. Кашу для ребенка надо готовить непосредственно перед кормлением ею.
Каши для питания грудных детей варятся из смолотой в муку крупы на молоке (если у ребенка нет аллергии), смешанном с водой в тех же пропорциях, что и для приготовления искусственных молочных смесей. Если ребенок не воспринимает коровьего молока, можно варить кашу на морковном, картофельном или яблочном отваре. Каши должны быть жидкими (примерно 5 %‑ными), хорошо разваренными, с добавлением небольшого количества сахара (примерно 3 %). Начинать прикорм следует с 1 столовой ложки, увеличивая затем до 2–3 ложек, и если ребенок будет хорошо есть, если каша не вызовет расстройства пищеварения, то в течение недели ее порция может быть доведена до 120–150 г и заменять одно кормление грудью.
Уход за ребенком
Сон и прогулки
Начиная приблизительно с 3 месяцев, малыш спит около 16–17 ч: днем – 4 раза по 1,5 ч, ночью – около 10–11 ч. Лучше всего, если он будет спать на свежем воздухе. В первое полугодие – 5–6 ч, то есть почти все время дневного сна. Зимой детей в возрасте от 3 до 6 месяцев можно выносить на прогулку при температуре не ниже 10–12 °С 2 раза в день по 2 ч, укрывая байковыми и шерстяными одеялами. В коляску должен быть свободный доступ воздуха, зимой нос и рот малыша не следует закрывать шарфом.
Воздушные ванны
В домашних условиях нужно продолжать проводить воздушные ванны, каждые 2 месяца увеличивая их продолжительность на 3–5 мин.
Гигиена
Если малыша купали каждый день, то после 3 месяцев его можно купать уже через день, постепенно снижая температуру воды и доводя ее к полугоду до 29 °С. Умывать ребенка 4 месяцев можно водой с температурой 20–22 °С, снижая ее через день на 1–2 °С.
Глава 5
От 6 до 9 месяцев
Развитие ребенка
Физическое развитие
У ребенка, достигшего полугода, средняя прибавка в весе составляет 500–600 г в месяц. Рост каждый месяц увеличивается приблизительно на 2 см.
Развитие движений
Ко второму полугодию ребенок видит уже почти так же, как взрослый, развитие слуха тоже завершается. Теперь все силы малыша направлены на овладение навыками, предшествующими самостоятельной ходьбе.
На 7 месяце ребенок учится сидеть без поддержки и достигает этого примерно к 7–8 месяцам. Взрослые не должны сами сажать его, поддерживая за руки, усаживать в подушки, кресла до тех пор, пока малыш не научится ползать, садиться самостоятельно, так как это может привести к искривлению позвоночника.
Ползание – первое умение, позволяющее ребенку самостоятельно передвигаться. Он все лучше овладевает новыми двигательными навыками, учится карабкаться на небольшую высоту. В 8 месяцев становится на колени, сидит на корточках, начинает вставать, придерживаясь руками за опору, недолго стоит на ножках, переступает, держась за барьер, снова садится.
В 9 месяцев ребенок ходит, придерживаясь за предметы.
Первые зубы
В возрасте 6–8 месяцев у малыша начинают прорезываться первые молочные зубы. Порядок появления зубов от 6 до 9 месяцев обыкновенно следующий: 2 нижних центральных резца, 2 верхних центральных резца, 2 верхних боковых резца.
Прорезывание зубов – важное событие для организма малыша, на которое направлены его основные силы; в этот период сопротивляемость заболеваниям может уменьшиться. Отсюда иногда и повышение температуры, понос. Эти явления нельзя оставлять без внимания, так как напрямую с появлением зубов они могут быть не связаны и можно пропустить серьезную болезнь.
Еще до прорезывания зубов ребенок может капризничать и тянуть в рот предметы для того, чтобы кусать. Поэтому хорошо обеспечить его предметами для «кусания» (например резиновыми кольцами) и вообще разрешить жевать все, что он хочет, если вещь неопасна.
За молочными зубами нужно ухаживать, следить за их состоянием и за полостью рта.
Нервно‑психическое развитие
Научившись передвигаться – поначалу с помощью ползания, – дети открывают для себя новый мир, ими овладевает любознательность и жажда исследований. Теперь ребенок может подползти к заинтересовавшей его вещи, пытается взять ее, делает несколько попыток, если это не получается сразу.
Если завладеть предметом удается, малыш размахивает им, роняет, наблюдая, как он падает, стучит им обо что‑то.
Если у 6–7‑месячного ребенка забрать вещь и спрятать, он забудет о ней, она для него просто исчезнет.
Но к 8–9 месяцам интересующий его предмет, неожиданно исчезнувший, сохранится в памяти, ребенок может начать искать его. Если раньше он играл одинаково со всеми игрушками, то теперь будет стараться использовать их свойства, которые ему открываются.
Во втором полугодии отношения малыша со взрослыми усложняются, он может испугаться незнакомых людей, встревожиться, заплакать. К близким, наоборот, возрастает привязанность. С матерью ребенок начинает играть, улыбается ей и пытается общаться, беспокоится при ее уходе. Теперь он начинает ощущать потребность во взрослом, который ухаживает за ним. Близкие люди, к которым ребенок привык, вызывают у него интерес, он пытается им подражать, копировать их движения и произнесенные ими звуки.
Речевое развитие
Во втором полугодии интерес к произносимым звукам вы растает у малыша с каждым месяцем. В 6 месяцев он начинает лепетать.
В 7 месяцев ребенок подолгу лепечет одни и те же слоги, на вопрос «где?» находит предметы на их постоянном месте.
В 8 месяцев ребенок громко произносит различные слоги, по просьбе взрослого выполняет действия, обозначаемые словами «ладушки», «дай», «до свидания».
В 9 месяцев малыш, подражая взрослому, повторяет за ним слоги. Он уже знает свое имя.
Помощь в развитии
Предоставленная ребенку свобода движений играет большую роль в его физическом и умственном развитии. Ребенка, начавшего ползать, не следует надолго помещать в манеж, держать в коляске, на детском стульчике и т. п., то есть делать то, что ограничивает движения ребенка, заставляет его скучать. Лучше внимательнее присматривать за ним. В разных семьях эти советы могут быть выполнены по‑разному, но, по крайней мере, малыша необходимо как можно чаще оставлять на полу, подстелив одеяло, дав ему тем самым возможность ползать и исследовать мир.
По‑прежнему можно использовать игрушки и яркие предметы, чтобы побуждать малыша ползти. Если это удается пока еще плохо, нужно позволить ему оттолкнуться подошвами о ладони взрослого; можно проделать это не один раз. Но игру «в убегающие предметы» затягивать не следует, малыш должен после 2–3 попыток получить желанную вещь. Так же можно действовать, когда ребенок будет учиться ходить, держась за опору, но при этом подводить его за руки к игрушке не стоит.
Очень важно уделить особое внимание речевому развитию. Разговаривать с малышом надо четко, короткими фразами, выделяя главное слово. Показывая что‑то, надо одним словом произносить название пред мета, часто называть ребенка и других членов семьи по имени, подчеркивать связь между действием ребенка и словом, обозначающим это действие: «на», «дай», «сядь». Разговаривая с ребенком, не нужно пользоваться облегченными словами, наподобие «авав», «би‑би» и т. п. Отвечая на вопрос взрослого «где?», ребенок будет искать взглядом знакомую вещь. При этом каждое слово в его сознании относится к конкретному единичному предмету: «чашка» для малыша только та чашка, из которой он пьет, и ничего больше.
Многие дети любят играть со взрослыми в перекличку, повторяя ряд простых звуковых сочетаний.
Игрушки
Подбирая предметы для игры малыша, надо учитывать, что примерно с 6 месяцев все они пройдут проверку ртом. Поэтому игрушки должны быть безопасны, не иметь мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить. Окраска игрушек должна быть безвредной.
Идя навстречу желанию ребенка много двигаться, можно дать ему ящик, куда он будет влезать, или чемодан, на который он станет карабкаться. Сюда же он будет складывать свои игрушки и вновь доставать их, повторяя это по нескольку раз.
Пока еще ребенок не будет заниматься мягкими игрушками, но получит большое удовольствие от мячей, от всего, что можно катить. Ему нужны предметы достаточно маленькие, но чтобы он не мог их проглотить, затолкать в нос или в ухо. Нужно дать ему коробочки, деревянные миски, пирамидки, игрушки, которые вкладываются одна в другую, как‑то взаимодействуют, это будет способствовать интересу маленького исследователя к изучению признаков предметов, их сопоставлению.
Месяцев с 8 с малышом можно играть «в прятки». Игрушку можно спрятать на глазах у ребенка, в сознании которого она уже не исчезнет, и искать ее вместе с малышом. Найдя предмет, хорошо еще раз четко проговорить его название. «Прятаться» может и взрослый, закрывая лицо платком и неожиданно появляясь.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.