Поведение матери во время беременности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Внутриутробный младенец воспринимает внешние впечатления. Нервная система малыша развивается еще в материнском чреве, и он становится способным реагировать на внешние раздражители и получать «жизненный опыт». Ребенку определенно должно нравиться в теле своей матери, здесь он замечательно защищен, получает все необходимое для развития. В этих комфортных условиях крошечный человек проявляет возможную активность – он заглатывает околоплодные воды, так что при этом работает его пищевод, он двигает конечностями, плавает, его грудная клетка совершает дыхательные движения. Но матери необходимо помнить о том, что сейчас жизнь ее ребенка не ограничивается только этой активностью, что развитие функций его мозга происходит не только на основе того, что в нем «заложено по программе», но и под непосредственным потоком впечатлений, которые малыш получает извне. Ребенок слышит, – околоплодные воды передают звуковые колебания. Не только звуки, слова, но и состояние матери при их прослушивании или произнесении воспринимаются ее еще не появившимся на свет ребенком. Крики женщины, ее плач могут негативно повлиять на ребенка, а ласковый разговор, добрая песня, обращенная к нему, ощущаются им именно как проявление любви. Беременная женщина должна заботиться о себе. Для любой женщины беременность – трудное физическое испытание. Тошнота, слабость, сонливость – естественные реакции организма, приспосабливающегося к новому положению. Поэтому важно, чтобы женщина могла себе помочь – ведь тогда ее хорошее настроение будет благоприятно воздействовать на малыша. Мать не должна переутомляться, большие физические нагрузки должны быть исключены. Но движения, прогулки, гимнастика – по совету с врачом – полезны. По возможности некоторое время в период беременности было бы неплохо провести за городом, поближе к природе, где воздух чище да и обстановка спокойнее. Беременная женщина должна хорошо высыпаться, избегать стрессовых ситуаций. Так, например, мама‑студентка должна твердо для себя решить, что для нее важнее – здоровье малыша или хорошо сданные экзамены.

Питание беременной женщины должно быть полноценным, разнообразным и здоровым, включающим все необходимые вещества и витамины. Хорошо пить соки, есть фрукты, овощи, каши. Лучше питаться простой, естественной пищей. Недоедание недопустимо, но и стремление «есть за двоих» тоже не полезно. Особой диеты не рекомендуется, но лучше бы воздержаться от копченых и слишком острых продуктов. О том, что при беременности противопоказаны алкоголь и никотин, излишне даже напоминать – настолько это очевидно. Но, к сожалению, не все матери это понимают, и за их «маленькие слабости» приходится затем расплачиваться ребенку, отравленному еще в материнском чреве. Очень осторожной следует быть беременной женщине и в отношении приема лекарств. Чтобы облегчить свое состояние, снять тошноту, женщина, посоветовавшись с врачом, может принимать следующие травяные настойки (отсутствие одного‑двух компонентов допустимо):

 

2 чайные ложки листьев мяты, 1 чайная ложка корня валерианы, 2 чайные ложки сушеных цветков ноготков, 1 чайная ложка травы тысячелистника, 2 чайные ложки цветков ромашки, 2 чайные ложки травы пастушьей сумки. Залить 400 мл (1,5 стакана) кипятка, настоять 30 мин. Процедить, пить по четверти стакана 6 раз в день – 25 дней. Сделать 3 курса с 15‑дневным перерывом. 2 столовые ложки измельченных плодов шиповника, 2 чайные ложки травы зверобоя, 1 чайная ложка измельченных плодов боярышника, 1 столовая ложка травы пустырника, 1 чайная ложка березовых почек, 1 столовая ложка листьев толокнянки, 1 столовая ложка травы хвоща, сушеные листья брусники, плоды и листья земляники. Залить 600 мл (2,5 стакана) кипятка, 1,5 мин держать на огне, настоять в течение 20 мин, процедить. Пить горячий настой по 0,5 стакана 3 раза в день за 30 мин до еды 35 дней с 10‑дневным перерывом.

 

Следует помнить, что иммунитет во время беременности ослаблен, поэтому женщине надо внимательней относиться к себе, избегать мест большого скопления людей, не контактировать с больными и остерегаться даже небольшой простуды. Необходимо постоянное наблюдение врача за течением беременности.

 

Глава 2

Период новорожденности (от рождения до 1 месяца)

 

 

Первые часы и дни

Где должны проходить роды?

 

Раньше этот вопрос мог вызвать только удивление, но сейчас, в связи с тем, что на родильные дома накопилось достаточно много обоснованных нареканий, будущие родители задумываются, не стоит ли проводить роды дома? Может быть, при нормальном течении беременности и хорошем здоровье матери это было бы приемлемо (при обязательном присутствии опытного врача!), но все‑таки, прежде чем рисковать, лучше ознакомиться с приведенными ниже описаниями некоторых возможных осложнений при родах. Лучшим вариантом были бы роды в медицинском учреждении, где обстановка приближена к домашней и где при появлении на свет сына или дочки мог бы присутствовать отец или кто‑то из близких матери людей. И, конечно, не может быть и речи о родах «в воде», так как такого рода эксперименты ничего общего не имеют с медициной и грозят серьезными бедами и матери, и младенцу.

 

Ребенок появляется на свет

 

И вот наконец малыш появляется на свет. Только что родившийся, он связан с матерью пупочным канатиком, который врач перерезает с помощью зажима, и внешняя связь между женщиной и ее ребенком прерывается. Если бы женщина по каким‑то причинам оказалась лишенной медицинской помощи, то кровеносные сосуды сократились бы сами собой и связь с плацентой прервалась бы.

Поначалу новорожденный не кажется красивым – его красноватое личико отечное, глаза закрыты или полузакрыты, на головке может быть родовая опухоль, которая проходит в первые часы (реже – дни) после его появления на свет. Тельце покрыто первородной сыровидной смазкой, которая предохраняет малыша от переохлаждения, защищает его кожу, при этом содержит витамины и гормоны. Удалять ее сразу после рождения не рекомендуется.

Масса тела новорожденного может быть различной, средние показатели: 3400–3500 г для мальчиков и 3200–3400 г для девочек. На головке имеется 2 мягких участка между несросшимися костями – большой и малый роднички. Они исчезнут, когда кости срастутся: малый, в затылочной части черепа, – приблизительно к 6 месяцам, большой – между теменем и лбом – от 9 месяцев до полутора лет.

Если роды прошли без осложнений, новорожденного надо сразу же приложить к материнской груди. Для этого ребенка кладут (не забывая прикрыть теплым платком) на живот матери, и малыш сам ищет и берет грудь. В первые минуты после рождения он сосет интенсивней, чем по прошествии некоторого времени. Нужно проследить, чтобы он взял в ротик не только сосок, но и околососковый кружок – ареолу.

Прикладывание к груди сразу после рождения устанавливает нужную микрофлору в желудочно‑кишечном тракте младенца, а также способствует процессу молокообразования. Даже если у матери нет молока сразу после родов, оно начнет вырабатываться, как только младенец примется сосать. В течение первых дней в молочных железах вырабатывается молоко особого состава – молозиво, содержащее все компоненты, необходимые новорожденному. Ребенок должен употребить его как можно раньше, так как это поможет избежать в дальнейшем проблем с кишечником и диатеза. Если по каким‑то причинам ребенку нельзя дать грудь в первые минуты, нужно сцедить молоко и влить хотя бы несколько капель ему в ротик.

Очень важно, чтобы новорожденный находился с матерью в первые дни после рождения, и, будучи в родильном доме, женщина должна на этом настаивать.

 

Развитие новорожденного

 

Маленький человек, только что покинувший такое уютное материнское чрево, начинает новую жизнь. Отныне все жизненные процессы малыша проходят иначе, и окружающая среда начинает оказывать на них непосредственное влияние. Из всех живых существ младенец – существо самое беспомощное, чья жизнь полностью зависит от взрослых.

Поведение малыша пока еще определяется только инстинктами, направленными на удовлетворение основных органических потребностей в пище, тепле, кислороде. Его важнейшие жизненные системы – дыхательная, кровеносная, пищеварительная – включились в работу сразу после рождения, и теперь им предстоит быстро совершенствоваться.

В первые недели жизни малыши обнаруживают сонливость и раздражительность. Во время бодрствования они ведут себя по‑разному, но на все неудобства реагируют плачем: это голод, недомогание, мокрые пеленки.

Основная работа ребенка – прием пищи, сосание. От сосания он получает огромное удовольствие, причем не только при кормлении. Рефлекторно малыш поворачивает головку к тому, что прикоснулось к его личику, пытается схватить предмет ротиком. Это необходимо для развития ориентировочно‑пищевого рефлекса. Проявляется в поведении новорожденного и защитный рефлекс – малыш жмурится от яркого света, а раздражение кожи вызывает рефлекторное отдергивание.

Процессы торможения в коре головного мозга у новорожденного слабы – его движения активны и беспорядочны, глаза могут «разбегаться», смотреть в разные стороны (но это не является патологией – косоглазием). Младенец легко возбуждается. Так называемое любопытство у новорожденного отсутствует из‑за неспособности интересоваться чем‑то внешним. Если к его ладони прикоснуться предметом, он схватит его инстинктивно, сожмет в кулачок, но удержит совсем ненадолго, после чего предмет исчезнет из его сознания.

Новорожденный еще не может хорошо видеть мелкие предметы на близком расстоянии. Если его ручка окажется у него прямо перед глазами, ребенок никак не отреагирует на нее. Но в первые недели жизни у ребенка развивается слуховое и зрительное восприятие, он начинает прислушиваться к звукам и реагировать на медленно движущиеся предметы, следить за ними глазами. Затем малыш делает открытие – у него, оказывается, есть руки! Естественно, что поначалу он воспринимает их лишь как предмет для зрительного изучения.

К концу 1‑го месяца ребенок уже выделяет лицо взрослого из окружающей обстановки, останавливает на нем взгляд. И затем у младенца появляется улыбка при виде человеческого лица. С этой улыбкой он входит в сферу положительных эмоций, которые не порождаются ни сытостью, ни хорошим самочувствием, ни комфортом, а только общением со взрослым.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 162.