Проблемы духовного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Какое бы замечательное духовное воспитание ни получил ребенок в семье, рано или поздно он придет в соприкосновение с миром, далеким от Бога, от Его заповедей. Ребенок пошел в школу, здесь его будут окружать большей частью неверующие дети. Да и раньше, во дворе, в детском саду, он наверняка столкнется со сверстниками, которые будут способны даже высмеять его религиозное чувство. Этот трудный период может совпасть с естественным пробуждением в маленьком человеке вопросов и противоречий, поскольку он меняется, растет, переживает время, когда сознание требует все проверить собственным, пусть еще наивным, детским опытом и размышлением. Ребенок рано или поздно научится отвлеченно мыслить, сопоставлять и делать выводы. Он будет анализировать, проверять религиозные чувства знаниями.

Софья Куломзина:

 

…В 7, 8, 9 лет начинается тот процесс, который продолжится долгие годы: желание разобраться в том, что они (дети) видят и слышат, попытки отделить сказочное от настоящего, понять: почему это так, зачем это? Детские вопросы и ответы иные, чем у взрослых, и часто нас озадачивают. Вопросы детей просты, и они ждут таких же простых и ясных ответов. Через подобные вопросы и сомнения детская вера может укрепиться, но может и поколебаться. Здесь важно проявить чуткость к ребенку, ни в коем случае не осуждать его за сомнения, не ругать – ибо этим его веру можно только серьезно пошатнуть.

 

А что делать, если кажется, что ребенок, маленький или большой, потерял веру? «…Можно бы рассуждать с ним, – наставляет святитель Феофан Затворник. – Попробуйте!.. Только наедине, чтобы никого не было… и прямо к сердцу его обратитесь… Затем попытайте, какие основания имеет он к неверию. И тут же потихоньку разрушайте сии основания. Выпытывайте одно за другим и все разоряйте. Детей вразумлять есть долг родителей, стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не приносит… по разорению непрочности оснований неверия, останется он ни при чем, – тогда и свои основания предложите… а дотоле не выставляйте их, а только сомнения его разоряйте и всё молитесь. Бог поможет – и просветится душа его».

«Хорошо, – говорит святитель, – если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как‑нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце, тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко, мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!»

Но, конечно, нельзя запрещать юному христианину дружить с детьми из семей атеистов и иноверцев, если только они не учат его чему‑то злому и безнравственному, не смеются над его верой.

Проблемы в духовном воспитании могут возникать различные, всех не перечислишь, но самая главная возможная проблема – не утрата веры ребенком, подростком, а ее «приспособление» к современному миру – на западный манер. На Западе уже давно привыкли: воскресные посещения мессы – это одно, а повседневная жизнь – совсем другое, она веры не касается. Ребенок, подросток верит, что Бог существует, ходит (иногда «из‑под палки») по воскресеньям в храм, в воскресную школу, и… этим все и ограничивается.

В этом частенько виноваты взрослые, которые внушают, что Православие – лишь в стенах храма, а все остальное (школа, детские увлечения, игры, книги и прочее) – «суета житейская». Но для ребенка эта «суета» – его жизнь. Поэтому родители обязаны вложить в детское сердце понятие, что Православие не ограничивается порогом храма, что Православие – сама жизнь во всех ее проявлениях. Все – отношения с родителями и друзьями, учеба в школе, чтение, занятия в кружках, уход за домашними животными, игры и прочее – все может и должно поверяться Божиими заповедями, совершаться с любовью и ответственностью. Даже в таком, казалось бы, несерьезном занятии, как игра, искренне верующий ребенок будет честным и справедливым, не станет нарушать правила, задирать товарищей, обижаться на проигрыш, а если и сделает что‑то неподобающее, попросит прощения.

Все может и должно быть озарено светом Православия, и простая, повседневная жизнь предстанет тогда совершенно другой – очищенной, просветленной. В каждом событии, даже самом незначительном, можно увидеть Божий Промысл, Божие вездеприсутствие. Именно чистый ребенок способен, не удаляясь из окружающего мира, внести в него свет Христова преображения.

 

Глава 17

Воспитание нравственности

 

Какого человека мы считаем нравственным? Наверное, доброго, милосердного, самоотверженного, ответственного, трудолюбивого, искреннего… Все эти качества входят в понятие христианин.

 

Софья Куломзина:

 

Искренняя, незапуганная правдивость – одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствия какого‑нибудь проступка, но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей – требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется… Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители.

 

Это правило – основа для того, чтобы ребенок не вырос лживым, озлобленным, эгоистичным и упрямым или, напротив, вялым, неспособным к собственному суждению, безответственным.

Особое родительское умение требуется, чтобы воспитать у сына или дочери главные христианские качества – смирение и самопожертвование. И здесь в первую очередь не обойтись без родительского примера. Важно, чтобы ребенок как можно раньше понял – надо делать то, что правильно, а не то, что хочется. При этом он в конце концов должен сам осознать правильность и необходимость родительских требований, и тогда соблюдение дисциплины будет обусловлено свободным нравственным выбором.

Между тем, пока ребенок маленький, пока он признает безоговорочный авторитет родителей, достаточно ограничиваться просто замечанием: «Этого делать нельзя, потому что это плохо» или, напротив: «Это – очень хорошо!», не пускаясь в длинные рассуждения, не читая морали.

В 3–4 года, когда дети склонны к наибольшему проявлению любви к родителям и подражанию им, родительский пример особенно важен.

Когда ребенок начнет умственно созревать, научится сопоставлять факты (ближе к 7–9 годам), мыслить абстрактно, тогда можно попытаться вести с ним беседы о морали и добре вообще, о духовной сути человеческих поступков. Ребенок скоро поймет, что в мире существует реальное зло, столкнется с ним. Он может огорчиться из‑за того, что не все верующие люди, которых он знает, соответствуют тому, что сами проповедуют, и задастся вопросом: почему окружающие ведут себя не так, как заповедал Господь? Взрослые должны объяснить, не допуская ни тени осуждения, что эти люди ошибаются: плох не человек, а его греховный поступок. О себе ребенок тоже не должен слышать, что он «плохой», «жадный», «ленивый». Повторим: оценивать надо не человека, а его поступки.

Как нужно воспитывать смирение? Затюканный домашними или сверстниками ребенок – не значит смиренный. Для примера: строгая мать, с пеленок державшая сына «в железных рукавицах», была уверена, что он вырос покладистым, дисциплинированным юношей. Каков же был ее ужас, когда сына призвали в армию и там, наконец‑то вырвавшись из‑под материнской опеки, он распоясался, не страшась никаких наказаний, принялся поражать окружающих поступками, выходящими за грани нормы!

Ребенок же, безответно обижаемый сверстниками, только подтвердит прочно устоявшееся в безбожной среде ложное представление о христианах как слабых, никчемных людях, с которыми можно делать все что угодно.

Так какого же ребенка можно назвать смиренным? Такого, который, осознав собственное «я», поймет, что это «я» – не главное в мире. Родители должны постараться привить ему это понимание, хотя поначалу это будет не слишком‑то получаться: в первые годы жизни ребенок склонен жить только своими нуждами и интересами. Поэтому чересчур высокие требования предъявлять к нему не стоит. Но все‑таки нужно как можно раньше объяснять ребенку то, что рядом есть другие люди, которые тоже испытывают боль, печаль, усталость, – и это найдет отзвук, сочувствие в детской душе. Ребенок должен не только слышать о сострадании, но и видеть, чувствовать его в своей семье по отношению друг к другу и даже к посторонним людям.

Смиренный ребенок, ощущая большую любовь, заботу, ласку своих родителей, проявит ответную любовь делом: не станет шуметь, если уставший отец лег отдохнуть; не будет приставать к матери, когда она кормит маленького братика или сестричку, или к старшим детям, когда те готовят уроки; будет стремиться помогать по мере сил всем членам семьи, заботиться о них, радовать их, делать им подарки. Воспитание трудолюбия важно и для мальчиков, и для девочек: мальчик никогда не должен стесняться подмести пол, помыть посуду, что‑то постирать, помогая матери.

Если с самого детства родители разумно воспитывали своего малыша, побуждая его к бережному, внимательному отношению к другим людям, такое отношение впоследствии перейдет и на окружающих.

 

Глава 18

Свобода и дисциплина

 

Тема свободы и дисциплины тесно связана с воспитанием нравственности. И здесь уместно напомнить, что часто священники предостерегают верующих родителей от грубой ошибки – фанатичного желания сделать из малышей маленьких аскетов. Основываясь на псевдоблагочестии, родители запрещают ребенку буквально все, что обычно составляет радость детской жизни. Но вряд ли подобным воспитанием православные папы и мамы добьются чего‑либо, кроме раннего отвращения ребенка от веры и Церкви. Никогда нельзя забывать, что Господь дал человеку свободу воли. Дело родителей – научить, подготовить сознание ребенка к свободному спасительному выбору, но отнюдь не навязать, не сломать его волю. Не секрет, что к каждому ребенку нужен свой подход, сообразно его характеру, темпераменту, развитию. Наверное, не так уж сложно в условиях жесткой дисциплины взращивать маленького раба, но очень нелегко будет потом пожинать плоды такого «воспитания». Повторим: родители‑диктаторы не должны обманываться, что воспитывают в ребенке смирение и послушание – великие христианские добродетели. Они растят несчастного, а может быть, и больного человека.

Святитель Феофан Затворник:

 

Взращиванию детей «в рабстве» противостоит иная крайность – слепая родительская любовь, приводящая к укоренению в ребенке вседозволенности и эгоизма, а это влечет духовную (а возможно, и физическую) болезнь. «Детям надо прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство… От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать… В воспитании не требуются ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность… Не тот мудр, кто умет наказывать, но тот, кто умеет предохранять от проступков…»

 

Святитель Лука (Войно‑Ясенецкий):

 

А еще не должны вы забывать о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, очарованы ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Соломон: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя…»

 

Необходимы педагогический такт и родительское умение, чтобы найти золотую середину между строгостью и лаской, причем для каждого маленького человека она будет различной.

Святой Макарий Великий:

 

Воспитатели, имея в виду свойства детей, на кого действуют ударами, на кого увещанием, на кого похвалою, а на кого иным чем, делая это не по милости и не по ненависти к ним, но как свойственно делу и как требует нрав ребенка, чтобы дети сделались честными в этой жизни.

 

Софья Куломзина:

 

Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жалобах бывает непонимание самого смысла послушания. Ведь послушания бывают разные. Есть послушание, которое мы должны внушить младенцу ради его безопасности: не трогай, горячо! Не лезь, упадешь! Но для 8–9‑летнего уже важно иное послушание – не сделать чего‑нибудь плохого, когда тебя никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляться, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается.

Цель дисциплины – научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется. Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся жизнь родителей и детей. Счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям… Слушаться ты должен не потому, что я так хочу, а потому, что так нужно, и обязательность таких правил признается родителями и для самих себя.

 

Есть правила, которым ребенок должен подчиняться беспрекословно: мыть руки перед едой, чистить зубы, не перебегать дорогу на красный свет, аккуратно убирать свою одежду и т. д. Есть нравственные бесспорные правила: быть вежливым, не грубить, не брать чужого, не лгать. Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но неизменными, нарушения должны наказываться. Но есть область, куда не должны вторгаться родители с необдуманными запретами: прежде всего это круг детских интересов и отношений, если, конечно, они безопасны.

Что касается точного соблюдения режима дня, то, в отличие от педиатров, некоторые детские психологи его не одобряют. Режим должен быть. Расхлябанности и вседозволенности нет места в жизни ребенка: для него очень вредно ложиться спать сего дня в 9 часов вечера, а завтра – в полночь, сегодня завтракать в 8 утра, а завтра – в 11. Но если ребенок не хочет ложиться спать, потому что пришел в гости кто‑то из любимых родственников, или уходить с прогулки, поскольку только что вышел погулять его приятель, с которым ребенок почему‑то долго не виделся, если он отказывается от завтрака, потому что ему просто грустно и «ничего в рот не идет», вполне разумно будет пойти ребенку навстречу и отклониться на полчаса‑час от привычного распорядка дня. От этого сами родители только выиграют.

И еще. Очень важно родителям не проглядеть, когда пора наконец отпустить ручку ребенка: разрешить сыну или дочке гулять без родителей, перестать провожать в школу, прекратить контролировать выполнение домашних заданий, позволить самим выбирать книги для чтения и фасон одежды и, в конце концов, решить, с какой девушкой или юношей встречаться. А верующие родители должны быть готовы и к самому ответственному выбору своего ребенка – оставаться ли ему православным. Но в каком бы возрасте ни отпускали родители ручку своего чада, когда бы ни давали ему вожделенную свободу – ребенка всегда должна охранять непрестанная родительская молитва. И тогда любой его свободный выбор будет благим.

 

Глава 19

Наказание

 

Нужно ли наказывать ребенка? И как часто можно его наказывать? Священники говорят о том, что наказание необходимо, но также необходима, по словам святителя Луки (Войно‑Ясенецкого) и умеренность в наказании: «Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя; тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают этого наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит».

Святитель Тихон Задонский:

 

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость над ними совершают, нежели наказывают их. Оба – и те, и другие – погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается.

 

Можно ли бить ребенка? Больно и долго пороть ремнем, разумеется, нет, если только это не «высшая мера наказания» за единичный вопиющий проступок – что‑то украл, жестоко избил товарища и т. п. Но если при самом серьезном проступке у родителей, кроме ремня, нет других аргументов, это лишний раз доказывает их педагогическое бессилие. Шлепнуть пару раз, наверное, вполне допустимо. Но все дети разные. Одному ребенку шлепок может пойти на пользу, для другого только то, что отец или мать подняли на него руку, станет душевной травмой. Нельзя ориентироваться на дедовскую «методу»: «березовая каша» – панацея от всех бед. При нашей духовной нищете и множестве травмирующих факторов около 90 % детей, как отмечают врачи, страдают неврозами. Так что же делать?

Здесь мы возвращаемся к тому, что к каждому ребенку требуется свой подход. Каждый родитель, хорошо изучив своего ребенка, сам должен решать: доводить наказание непременно до конца или поступить по поговорке: «Повинную голову меч не сечет».

Нельзя в наказание не пускать детей гулять, запрещать видеться с друзьями, участвовать в интересных внеклассных мероприятиях, заниматься любимым делом. Недопустимо запирать детей одних в комнате, в тесном или темном помещении.

При разумном воспитании дети хорошо усваивают правила поведения в семье и школе, осознают многие свои проступки и справедливость наказания, но только когда оно действительно справедливо. Поэтому, прежде чем наказать ребенка, надо как следует разобраться и никогда не действовать сгоряча. Мать, постоянно шлепающая ребенка в порыве гнева, а потом постоянно в этом раскаивающаяся, постепенно утратит свой авторитет. Понятия «можно» и «нельзя» сместятся в сознании ребенка. Поэтому, наказывая, родители должны быть уверены, что поступают правильно.

Но главное – нужно стремиться к тому, чтобы самым тяжелым наказанием для ребенка стало обличение его совести и любой проступок вызывал искреннее, сердечное желание покаяния пред Богом, сознание того, что плохим поведением он огорчил не только родителей, учителей, друзей, но и Небесного Отца.

 

Глава 20

Игры и развлечения

 

Часто родители склонны относиться к детским играм как к несерьезным, «пустячным» занятиям, которые только для того и существуют, чтобы, заняв ребенка, доставить взрослым вожделенный покой. А разве нет родителей, которые считают ниже своего достоинства поиграть вместе с ребенком? Не так думала святая Государыня‑мученица Александра Феодоровна:

 

Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно, по мере возможности, наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу.

 

И действительно, детская непосредственность, жизнерадостность ее собственных четырех дочерей и сына защищала их от окружающей грязи мира, а тесная дружба детей с родителями способствовала единению не только в радости, но и в горе, когда в заточении царская семья являла даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплоченности перед лицом смертельной опасности.

Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра, не регламентируемая постоянно взрослыми, развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Поэтому к детской игре надо относиться бережно, никогда не прерывать ее резко, а предупредить ребенка минут за 15–20, что скоро пора идти есть или ложиться спать. В крайнем случае, поступившись режимом, можно дать ребенку еще несколько минут, чтобы доиграть.

Если в Житиях великих святых сказано, что некоторые будущие подвижники не играли, не общались со сверстниками, то надо помнить, что это были люди, от начала избранные, будущие иноки – от слова иначе. У них с самого детства все было иначе. Но обыкновенный ребенок должен уметь играть. И поэтому так часто сегодня детские психологи, наблюдая современных детей, изумляются и разводят руками…

Вера Абраменкова, кандидат психологических наук:

 

Что мы видим сейчас на телеэкранах? Сплошные игры. С каким упоением играют взрослые!

И как мало сейчас по‑настоящему играют дети.

Дети разучиваются играть. Эта проблема обсуждается психологами всего мира. Ведь для детей игра и игрушка имеют великое воспитательное значение. Что же мы видим? Умирают традиционные игры, которые были школой волевого и морального поведения для многих поколений русских людей. На смену приходит агрессивная культура, отрицательно влияющая на детское сознание. В этом можно убедиться, взглянув на рисунки современных ребятишек. Дети в наше время рисуют апокалипсис, черноту, демонических чудовищ, которые пришли на землю и пожирают людей. Это является следствием образа жизни, навязанного нашим детям. Во многом – через игрушку…

Исчезли любимые целым поколением мальчиков солдатики. Зато в огромном количестве на стендах – довольно большого размера Бэтманы, супермены с различными аксессуарами, с оружием – от кинжала до маленькой ракеты.

 

Удобно расселись на прилавках многочисленные монстры, уродливые мохнатые звери, скользкие Барби, являющиеся, по выражению В. Абраменковой, чудовищным воплощением идеала общества потребителей и, скорее, символом блуда, чем символом материнства, роботы‑убийцы, драконы и бесенята. И если раньше любимые детьми игрушки были милы, симпатичны, сами напоминали веселых ребятишек, то теперь положительным героем вполне может быть представлен (через западный мультфильм или компьютерную игру) ужасный супермен, вампиреныш, тролль или змей, «воплощенный» затем в игрушку. Нечисть «притворяется» доброй, смещая все нравственные понятия в податливой детской душе. Что делать родителям? Придумывать выход, доставать свои старые игрушки из чулана или мастерить их самим, но стараться как можно дальше обходить «игрушечные» магазины, угождающие извращенным вкусам и нравам. Но ребенок не только играет. «Развлечение» – понятие более широкое, чем «игра», и если маленькие дети в основном играют, то старшие – уже развлекаются. И это тоже было бы вполне естественным для ребенка времяпрепровождением, если бы…

 

Иеромонах Серафим Роуз:

 

Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку (почти на любой аспект нашей современной культуры), подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью… Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь…

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая и смотря вместе с ними, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами, – и всему этому давать христианскую оценку.

 

Так, может быть, проще вообще запретить детям развлекаться? Не пускать с классом на спектакли, не разрешать ходить в гости, танцевать, слушать музыку?

Священник Олег Кудряков:

 

Если все время все запрещать, в душе ребенка образуется пустота. Чем мы можем ее заполнить? И сумеем ли?

 

Настоящими разрушителями духовного здоровья детей становятся сейчас компьютерные игры, которые позволяют человеку не просто пассивно наблюдать грех, но и самому участвовать в «драках», «убийствах», осуществлять иллюзорное управление миром. Все это, конечно, происходит «понарошку», но ребенок (чем он младше, тем сильнее!) склонен ощущать увлекательную иллюзию как реальность, перед которой меркнет «серая» действительность. Обычная компьютерная игра не требует ни памяти, ни смекалки, ни творческого мышления, она никак не развивает, ничему не учит, она всасывает человека в свои узкие рамки, диктует ему собственные условия и требует лишь одного – полнейшего внимания и подчинения заданным правилам. Человек становится рабом машины.

Компьютер никуда не денется, он с тобой день и ночь, «выдает удовольствие» по твоему желанию. «Провалился» или, вдохновленный победой, решил добиться более солидных успехов – несколько нажатий на кнопку, и ты вновь в игре. В результате ребенок становится «компьютерным наркоманом», и эта зависимость порой не менее страшна, чем настоящая наркомания. И если пристраститься до болезненного состояния можно и к вполне невинным электронным играм, то что же говорить о западных играх с откровенно агрессивным и безнравственным содержанием: убийства, насилие, порнография с обилием сатанинской символики – а ведь их становится все больше и больше…

Если дома матери или отцу эта полезная по сути машина действительно необходима для серьезной работы – никогда не записывайте на нее компьютерные игры, или, в крайнем случае, записывайте игры, развивающие интеллект ребенка!

 

Глава 21

Чтение

 

Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть эти сказки! – воскликнул однажды Александр Сергеевич Пушкин. – Каждая есть поэма». Он имел в виду, конечно, старинные русские сказки, в которых добро четко отделено от зла, красота – от уродства, мудрость – от глупости. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Интересно, что бы сказал великий поэт о сказках, предлагаемых современным детям, пролистав, например, красочную книжку комиксов?..

На Руси добрые сказки из поколения в поколение передавали Арины Родионовны, воспитывая детей в русском, православном духе. Потом на этих народных поэмах возросла русская классическая литература в лучших своих проявлениях. Что же возрастает сейчас на комиксах и историях о «добрых вампирах»? Бульварные романы, дешевые детективы, уродливая фантастика… Все та же нечисть, то же насилие, та же кровь… Но большинство современных родителей и учителей этого совершенно не замечают, будто они никогда не слышали о том, что «чтение для души – все равно что хлеб для тела».

Доктор филологических наук, профессор В. Ю. Троицкий:

 

Слово действует на нас гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Оно может не только давать информацию, выражать нашу мысль, открывать нам нечто в мире, объяснять, но и преображать нас, созидать, укреплять или разрушать.

Много ли мы говорим о значении слова? Почти не говорим! Недостаточно пользуемся мы и словесностью, колоссальным богатством великой русской литературы… Нельзя отделять преподавание литературы от Православия – это фундамент нашей словесности. Невозможно познать русскую культуру полноценно, если мы не дадим детям представления о Православии…

 

Писатель, литературовед, один из ведущих пушкинистов нашей страны В. С. Непомнящий:

 

Какие бы отклонения и падения ни совершались теми или иными творцами русской культуры, в целом она – христианского корня, православной закваски. Потому ей свойственно, видя всю глубину человеческой греховности, видеть и образ Божий в человеке, верить в человека как в подобие Божие… Россия осталась Россией, даже пройдя через атеистический ад, – не в последнюю очередь потому, что Промыслом Божиим с нею оставалась ее культура, что русская классика издавалась, читалась, преподавалась в школах и вузах. Эта культура, основанная на православных идеалах, нравственно поддерживала русского, российского человека, помогала сохранять духовную генетику народу, ввергнутому в омут государственного безбожия…

 

Но произведений такой литературы мы, к несчастью, не увидим уже в иных современных школьных хрестоматиях. В них с определенной (ведомой авторам) целью собраны, по выражению профессора Троицкого, «отбросы нашей литературы». Стало быть, семья должна восполнять то, чего не может дать школа. Но родителям нужно не просто всунуть ребенку в руки «Капитанскую дочку» или «Братьев Карамазовых», но и самим проявить старанье – прочесть или перечесть, объяснить, заинтересовать…

Есть рекомендация не давать девочкам читать романов. Это верно, если, конечно, к таким вредным романам «о любви» родители не отнесут пушкинского «Евгения Онегина» или «Обрыв» Гончарова. Но существует специальный род чтения – так называемые «женские романы». Даже если среди них и есть талантливые произведения, все‑таки чем позже девочка узнает об их существовании, тем лучше. Психика девочки весьма чувствительна, и ложный образ «идеальной любви», основанной на страстях, может принести большой вред.

От нас долгое время был сокрыт огромный пласт литературы Русского зарубежья и дореволюционной литературы – книги, написанные на основе традиционных для русского человека духовных ценностей – Православия, любви к Отечеству, преданности царю. Светлый дух сближает эти произведения, созданные с такой различной степенью таланта. Многие из них читаются очень легко, увлекательно и вполне могут быть приспособлены к детскому чтению, способны насытить юношеское стремление к романтике и подвигам и не повредить при этом молодой душе. Многие из этих книг сейчас переизданы. Например, «Лето Господне» И. Шмелева, «Неугасимая лампада» Б. Ширяева.

А что читать ребенку кроме художественной литературы?

Святитель Феофан Затворник так отвечал людям, спрашивающим, что нужно читать для душевной пользы:

 

Да ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, – и все читать. Все его читай и не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное…

…И книги с человеческими мудрованиями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И оне суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать… Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющиеся. Великая во всем этом премудрость Божия! Неисследимая!..

 

 

Глава 22

Образование

 

Святитель Лука (Войно‑Ясенецкий), говоря о первых христианах, утверждал:

 

Когда они учили детей своих, то заботились не только об образовании общем, о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога, того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.

 

Образование образованию рознь. И если молодой человек, поступая в институт, уже более‑менее знает, что он хочет получить от учебного заведения, то школьник чаще всего покорно впитывает в себя все, что говорит учитель. А ведь учитель может привести на какой‑нибудь урок заместителя – оккультиста или «специалиста» по «половому просвещению».

С этими уроками – увы, все чаще и чаще в наши дни встречающимися, – родители, дорожащие своим ребенком, обязаны бороться всеми силами. Отец и мать постоянно должны интересоваться: чему учат в школе их ребенка?

 

Иеромонах Серафим (Роуз):

 

Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не все, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретет полезные знания или умения (а большинство современных школ проваливаются и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должна в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование…

У ребенока, с детства приученного к классической музыке, развившегося под ее влиянием, получившего хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищается душа и приготовляется к принятию новых духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое‑что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет следовать за «учителями» века сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школой, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь – лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

 

 

Глава 23

Воспитание чувства дома

 

В новь обратимся к дневникам святой Государыни мученицы Александры Феодоровны:

 

Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут де ти, – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей…

Дом – это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью…

В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым…

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом – самое родное место для нас в мире.

 

Протоиерей Борис Ничипоров:

 

Главным материализующим, внешнеявленным началом семьи является Дом. Дом – это место, где в основном разворачивается и те лесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Дом имеет свое пространство и свой объем, свой запас, свое лицо, свои голоса… Дом всегда духовно наполнен. Через слово, через язык пространство дома может быть либо освящено, либо осквернено. Формой освящения дома является молитва, предельной формой осквернения дома является употребление нецензурной брани. Само слово мат духовно имеет в основе своей выражения, связанные с проклятием Божией Матери и собственной матери. Мат – язык демонов.

В связи с этим в доме всегда есть духовные сожители. Сегодняшние «барабашки», «домовые» доказали это всем нам воочию. Духовные сожители всегда имеют совершенно определенный нравственный радикал. Это либо демоны, либо ангелы. При окончании строительства дома акт вхождения в дом именуется новоселием и в любой духовной традиции дом освящается. В Православии есть также чин освящения дома, в котором священник молится о духовной чистоте, любви, благоденствии и процветании дома и домочадцев. Дом окропляется святой водой и помазуется святым елеем.

 

Эти высказывания не требуют комментариев, они требуют осмысления и четкого ответа на вопрос: а кого мы сами хотим иметь духовными сожителями нашей семьи?

 

Глава 24

Братья и сестры

 

Святая Государыня‑мученица Александра Феодоровна писала в дневнике:

 

Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы…

Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге…

Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради нее вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен ее лелеять и любить.

Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила ее в мягкости. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

 

Эта идеальная картина была воплотима в кругу святой царской семьи, где вера в Бога определяла отношения между родителями и детьми, между сестрами и братом, где любовь ставилась превыше всего земного. Но что же делать современным семьям?

Маленькие дети способны испытывать очень сложные чувства, в том числе и ревность. Когда в семье рождается еще один ребенок, старший может посчитать себя несправедливо отвергнутым, решить, что его вообще разлюбили. Он будет страдать, поведение его начнет портиться, а родители, скорее всего, его не поймут. Врачи отмечают, что почему‑то взрослые не склонны замечать ревность в своих «старшеньких». Может быть, потому, что она не беспочвенна? А всего‑то нужно не требовать от старшего ребенка «взрослого» мышления, не заниматься «уравниловкой», то есть не делить между детьми «поровну» родительскую любовь заодно с одеждой и подарками, а просто всем сердцем любить и старших, и младших, почаще говорить им о своей любви, насыщать их заботой, уделяя каждому достаточное внимание, не сравнивать детей друг с другом ни в мыслях, ни на словах и принимать каждого ребенка таким, какой он есть.

На Руси старшие братья и сестры искренне почитались младшими, и если родители умирали, старший брат заступал место отца, старшая сестра – место матери. На первый взгляд доля самого младшего незавидна – не только родителей, всех надо слушаться. Но, оказывается, младший ребенок, если перенести эти отношения на современную семью, почувствует себя более защищенным. Больше рядом будет людей, которые помогают ему и заботятся о нем, с которыми можно посоветоваться, кому можно довериться. Нередко случается, что дети, особенно в подростковом возрасте, не могут открыть родителям какие‑то свои тайны, но охотно делятся ими со старшими братьями и сестрами.

Эта картина, конечно, несколько идеализирована. Часто бывает так, что в одной семье растут совершенно разные дети, хотя воспитывали их одинаково, но один ребенок, вырастая, становится опорой родителям, а другой совсем отбивается от рук. Есть примеры, когда старшие братья или сестры по собственной инициативе отдавали первенство младшим, ощущая в них более сильных, жизнестойких, целеустремленных людей. Нередко бывает, что в детстве дети постоянно ссорятся, а вырастают – становятся лучшими друзьями.

Как бы то ни было, но родители всегда должны стремиться к идеалу и выстраивать отношения между детьми с помощью настоящей родительской любви и постоянной молитвы.

 

Глава 25

Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.