Новорожденный младенец не может самостоятельно переворачиваться, поэтому рекомендуется укладывать его попеременно то на один бочок, то на другой. У ребенка не должна формироваться постоянная поза. Головка во избежание деформации (искривления) должна быть повернута то в одну, то в другую сторону. А для этого нужно менять положение малыша, класть его головкой туда, где раньше были ноги, или менять положение кроватки, если ребенок постоянно обращается головкой в одну сторону, например, к свету. Кроме того, частое изменение в течение дня места, с которого маленький человек смотрит на окружающее, будет удовлетворять его потребность в естественных впечатлениях, так как для специальных забот о его психическом развитии время еще не подошло.
С трех недель также необходимо время от времени переворачивать малыша со спинки на живот – в положении на животе он будет учиться поднимать и удерживать головку.
Если ребенка берут на руки, то в вертикальном положении его головку необходимо поддерживать, она должна лежать на плече у взрослого. Спинка, плечи – опираться на руку, которой взрослый прижимает его к себе. Другой рукой малыша поддерживают.
Внешние раздражители
Свет
Новорожденный ребенок очень чувствителен к яркому свету, беспокоящему его. При ярком свете он будет держать глаза закрытыми. Комната малыша не должна быть ярко освещена, а источник света не должен попадать в поле зрения малыша.
Звуки
Звуковые впечатления очень важны для ребенка, особенно на первом году жизни, поэтому ласково разговаривать с малышом нужно с первых дней, хотя он, естественно, еще не понимает слов. Надо окружить его спокойной, теплой звуковой атмосферой. Младенец вздрагивает от громких шумов и может даже заплакать, если кто‑то резко хлопнет дверью или неожиданно зазвонит телефон. Не надо включать поблизости от ребенка телевизор или магнитофон, лучше спеть ему ласковую колыбельную песню.
Тактильные ощущения (осязание)
Новорожденный обладает высокой кожной чувствительностью, и контакт со взрослым через кожу вполне доступен для его восприятия. Поэтому, когда родители, прикасаясь к сыну или дочке во время кормления, купания, пеленания, делают это ласково, нежно, то ребенок через их руки ощущает любовь. Он спокоен, доволен. Но замечено: если с малышом обращаются недостаточно ласково, он будет напряженным, плаксивым и по‑своему очень несчастным.
Вкусовые ощущения
Новорожденный еще из внутриутробного развития выносит хорошо развитую вкусовую чувствительность и даже может проявлять собственный вкус, например, ни за что не станет пить неподслащенный чай. Горькое или соленое однозначно не будет принято малышом с удовольствием.
Тепло и холод
В материнском чреве малыш развивался при достаточно постоянной температуре, и вот теперь он оказался совершенно в другой обстановке, где никакого постоянства нет – то жарко, то холодно.
Сейчас ребенку надо помочь, так как его тело начинает «работать» над производством собственного тепла. Но его система теплорегуляции еще очень несовершенна. Новорожденный быстро охлаждается и так же быстро перегревается, поэтому при одевании и пеленании ребенка надо опасаться как перегрева, так и переохлаждения.
В постели ручки и ножки малыша должны быть равномерно теплыми, а нос и кончики пальцев могут оставаться холодными. Если его перегреть, защитные силы организма маленького человека могут просто отключиться, а это прямой путь к болезням. Но, в свою очередь, недостаток тепла также может помешать становлению системы теплорегуляции. На то, что ребенок замерз, указывает голубоватая окраска кожи, ее пятнистое покраснение или посинение.
Температура в комнате новорожденного должна быть 20–22 °С. При этом здорового ребенка можно распеленывать и 2–3 мин держать голеньким. Это пойдет ему на пользу. Но с самых первых дней и в будущем следует быть осторожнее с закаливанием ребенка, особенно остерегаться «лечения» холодом.
Иногда не по погоде легко одевая малыша на прогулку, родители уверены, что закаливают его, хотя, кроме вреда, это ничего ему не принесет. Что же касается столь модной сейчас системы лечения холодными обливаниями, купанием в проруби, позднее – хождения босиком по снегу и пр., то она принадлежит к той части нетрадиционной медицины, которая имеет оккультную основу и к которой надо относиться с большой осторожностью. Во многих случаях применение холода внешне дает положительный результат, но впоследствии приводит к развитию тяжелых заболеваний.
Одежда и пеленание
Одежда служит младенцу для того, чтобы защитить его от холода, а не для того, чтобы «связывать по рукам и ногам». Пеленают ребенка перед каждым кормлением или после него, в том случае если нет раздражения кожи, опрелостей – тогда пеленание производят чаще.
Пеленки должны быть из натуральных хлопчатобумажных тканей, подгузники могут быть из марли. Количество пеленок различное в каждом конкретном случае.
На ребенка надевают хлопчатобумажную распашонку с длинными рукавами, на которую, в зависимости от времени года, можно надеть шерстяную кофточку. Затем малыша кладут попкой на подгузник, сложенный треугольником на фланелевой пеленке. Средний угол подгузника обертывают между ножками, боковые – вокруг туловища. Пеленку обертывают боковыми сторонами вокруг туловища под мышками, нижнюю часть загибают вверх и заворачивают назад. Ручки при этом остаются свободными, ноги не стеснены.
Набор одежды может быть таким: 6 распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников 60 × 60 см, 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (лучше байковых и шерстяных, но не ватных), 2–3 косынки. Не допускается никакая синтетика!
Грязное детское белье стирают с мылом, без применения стиральных порошков, отдельно от белья взрослых, в особом нержавеющем ведре. Простиранное белье также должно храниться отдельно.
Одноразовыми подгузниками лучше не пользоваться.
Сон
Огромную часть времени новорожденный проводит в состоянии сна, поэтому он совершенно не нуждается в дополнительных стимуляторах, его не стоит укачивать, если только он не болен. Грудной ребенок все равно доберет свою норму, будет спать столько, сколько необходимо его организму.
Если понаблюдать за спящим ребенком, можно заметить, как у него периодически чередуются глубокий и легкий сон, и здесь важно, чтобы мать не приняла легкий сон, сопровождающийся внешним беспокойством, даже вскрикиванием, за пробуждение, и, желая успокоить «пробудившегося» ребенка, не разбудила его. Но на затяжной плач во время сна реагировать необходимо.
Будить малыша, чтобы покормить, не рекомендуется. Не стоит будить ребенка во время глубокого сна, когда он лежит без движения, с плотно закрытыми глазами, дышит ровно и спокойно. Лучше немного подождать и разбудить, когда сон станет неглубоким, поверхностным.
Во время сна малышу необходим доступ свежего воздуха. Он должен спать в кроватке (но не в коляске), на матраце средней жесткости, который не должен быть перьевым или пуховым, без подушки или на небольшой плоской подушечке, которую можно заменить сложенной пеленкой. Матрац защищают клеенкой, на которую кладут простынку. Толстые, ватные одеяла не пойдут малышу на пользу, лучше использовать шерстяные. Постельные принадлежности ежедневно проветривают на воздухе, клеенку моют с мылом.
Гигиена новорожденного
Ребенка нужно подмывать после каждого опорожнения кишечника, при любом мочеиспускании, так как его нежная кожа может получить раздражение. Остатки стула удаляют мягким тампоном и только спереди назад, чтобы не занести инфекцию в половые органы. Подмывать нужно проточной теплой водой (36–37 °С), также спереди назад, рукой, намыленной нейтральным мылом. После этой процедуры кожу малыша не вытирают, а промокают пеленкой, особенно складочки – до полной сухости.
Личико промывают стерильной мокрой ватой, от середины к бокам. Ватными жгутиками (не на спичке!) очищают нос и ушную раковину, но не слуховой проход. Пока не зажил пупок, нужно вытирать его стерильной ваткой.
Ноготки обрезают щипчиками или маленькими ноженками, когда ребенок спит.
Купание
Ребенка 1‑го месяца купают каждый день не более 5 мин, лучше всего перед последним вечерним кормлением. Температура воды должна быть 37–38 °С, к 6 месяцам постепенно будет снижена до 29 °С. Температура в комнате во время купания должна быть не ниже 22 °С. Перед купанием надо проверить, всё ли на месте, под рукой:
1. Посуда для обливания.
2. Чашка с кипяченой водой для обмывания лица.
3. Вата или мягкая байковая ткань для намыливания (пользоваться «взрослой» мочалкой нельзя).
4. Нещелочное, нераздражающее мыло.
5. Термометр для измерения температуры воды.
6. Простыня или полотенце.
Ребенка медленно опускают в ванночку, сначала ягодицы, потом все тело, при этом левой рукой придерживают его спинку и головку, а правой – нижнюю часть туловища. У погруженного в воду малыша головка должна покоиться на локтевом сгибе левой руки взрослого, который правой рукой его полностью намыливает, особенно тщательно промывая кожные складки. До года нельзя использовать вместо мыла даже специальные детские шампуни, которые могут неблагоприятно воздействовать на кожу. Смывают мыло, обливая повернутого кверху спинкой ребенка чистой водой. Температура воды для обливания должна быть на 1–2 °С ниже температуры воды для купания.
Вынув ребенка из ванночки, его завертывают в согретую мягкую простынку и не вытирают, а обсушивают, осторожно промокая кожу, особенно складки. Если кожа у малыша излишне сухая, ее смазывают после купания стерильным растительным маслом или рыбьим жиром. Если кожа легко раздражается, используется присыпка, которая впитывает в себя излишнюю влагу. Но при этом следует почаще осматривать складочки, так как присыпка может скапливаться в них.
Ванночка для купания младенца должна храниться в чистоте, накрытая чистой тканью, и не использоваться ни для чего другого.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.