«…А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 6).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
Необходимо незамедлительно остановить порочный эксперимент по открытому обучению детей разврату и половым извращениям. Школьные программы, затрагивающие вопросы семьи и пола, должны повествовать о святости и чистоте полноценной семейной жизни, учить традиционным нравственным законам, предостерегать от необдуманного, нравственно разрушительного поведения. Нужно объединить усилия государства, религиозных и общественных организаций для ограждения детей России от навязывания в школах аморальных программ полового воспитания…
Протоиерей Сергий Четвериков:
В ряду чувств, имеющих высокое значение для человека, одно из первых мест принадлежит чувству стыда. Это истинно человеческое чувство: животные его не имеют. Сохранение целомудрия до брака есть одно из могущественных условий для развития этого чувства и для проникновения им всего существа человека. Стыд удерживает человека от всего, что постыдно в нравственном смысле. Стыд – это та Божия искра, которая дает возможность распознавать зло в его самых тонких, зачаточных проявлениях и деятельно реагировать на все, чем оскорбляется нравственное самочувствие. Ущерб, наносимый развитию этого тонкого чувства, есть дело крайне серьезное.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский:
Дитя, потерявшее стыд, безнадежно к исправлению и даже хуже.
Святитель Иоанн Златоуст:
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.
А вот для сравнения цитата из «Учительской газеты», приведенная в книге «О деве, девстве и целомудрии»: «На какой бы интимный вопрос ребенка вы ни отвечали – ответить нужно откровенно, без всяких недомолвок. Не надо вселять в него стыд и страх перед запретной темой…» Может быть, светские специалисты в области здоровья ребенка – врачи, психологи – не согласны со священниками, а согласны с «Учительской газетой»?
Ирина Медведева и Татьяна Шишова:
Наши наблюдения показали, что в подавляющем большинстве случаев, когда родители увлекаются новациями в области сексуального воспитания, это приводит к самым разнообразным нервнопсихическим нарушениям у детей… Вообще странная на первый взгляд картина. Дети, такие пластичные, такие восприимчивые, в вопросах пола проявляют удивительный, непонятный консерватизм. Любят, когда папа живет в семье, и не любят, когда взрослые целуются прилюдно. Очень четко делят поведение людей на «приличное» и «неприличное». Стесняются, если родители позволяют себе при них фривольные шутки. И совершенно не жаждут раздеваться в присутствии сверстников…
Другое дело, что не все дети решаются выразить свой протест открыто. Да и не всегда, находясь под властью мощного родительского авторитета, осознают, что именно их коробит и отчего им не по себе. И тогда это неосознанное неприятие выходит боком – тиками, страхами, энурезом, немотивированной агрессией… Дети более естественны, чем взрослые… Поэтому, при всей психической пластичности ребенка, глубинный пласт психики с трудом поддается трансформации, всячески ей сопротивляется <…>
Русская культура (во всяком случае, христианский ее период, который длится вот уже второе тысячелетие), отличалась целомудрием, стыд ливостью… Наверное, многие обращали внимание на странную особенность нашего языка. С одной стороны, он такой богатый, им можно выразить все, что угодно, с тончайшими оттенками. И вдруг в такой наиважнейшей сфере, как любовь, – белое пятно, черная дыра. А слова, которыми изобилует любовный словарь европейских народов, отсутствуют. Случайно ли это? Конечно, нет…
Постарайтесь по возможности не обсуждать с детьми проблемы пола. Конечно, если ребенок задаст вам прямой вопрос: “Откуда берутся дети?” – не обязательно рассказывать ему, что детей находят в капусте (хотя, если ребенку тричетыре года, то и в этой версии нет большого греха). Но ни в коем случае не читайте ему пространную лекцию по анатомии и физиологии человека. Уверяем вас: детское любопытство в этом случае не столь велико, как вам кажется. Да и удовлетворить его ребенок может самыми разными путями. Кто‑то может спросить:
– Ах, вот как?! Вы за то, чтобы он узнавал о таких важных вещах во дворе, в подворотне?
Да, мы за это. Мы считаем уличное просвещение естественным и необходимым этапом духовного (да‑да, как это ни парадоксально звучит!) развития ребенка. Во все времена «правду о любви» дети узнавали от более старших или шустрых сверстников…
И ведь вполне логично: если ребенок узнаёт о том, «откуда берутся дети», «в подворотне», тем самым он усваивает, что разговор на эти темы не относится к числу обыденных и допустимых в любой компании. Ребенок скрывает от родителей свои «знания», стыдясь, чувствуя, что коснулся запретной темы, что с мамой и папой об «этом» так просто не поговоришь. А если взрослые сами об этом заговаривают? Да еще и на уроке, перед целым классом?
«Признаки пола подчеркивать в ребенке не только можно, но и необходимо, – советуют И. Медведева и Т. Шишова. – Только по‑другому. Не рассказывая, как устроены мужчины и женщины ниже пояса, а давая понять их ролевые, психологические и социальные различия. Например, протягивая мальчику сумку с продуктами и говоря:
– На, понеси, а то мне тяжело. Ты же мужчина!
Девочке, воспитывая в ней аккуратность, полезно говорить, что эта черта присуща женщинам. Хорошо, когда отец, придя с работы и узнав от жены, что их малолетняя дочь подмела на кухне пол, восклицает:
– Вот что значит – в доме женщина растет!
Подобных примеров можно привести сколько угодно…»
И еще родители должны знать, что «просветительская» деятельность некоторых школ в области «полового воспитания» может рассматриваться как нарушение норм Конституции Российской Федерации (статья 23) и Европейской Конвенции по правам человека в области права на защиту частной жизни. Не соответствующие требованиям нравственности программы по сексуальному воспитанию детей в возрасте до шестнадцати лет (а существуют программы даже для детей трех лет!) нарушают также требования Конвенции по правам ребенка в части охраны детского здоровья, в том числе и психического.
Глава 26
Воспитание мальчика
В Православной Церкви нет демократии – есть иерархия. Иерархия существует и в православном мире – в обществе и в семье. Господь возложил на мужчину роль главы семьи. Господь возвысил женщину, определив ей свое место в семье и заповедав мужчине быть не собственником, не «пользователем» женщины, а ее добрым защитником.
«Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1‑е послание Петра, глава 3, стих 7).
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее <…> Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (послание к Ефесянам, глава 5, стихи 25, 28).
В таком духе и должен воспитываться будущий мужчина. С ранних лет мальчик, еще только начинающий что‑то чувствовать и понимать, должен видеть отца, ласково и заботливо относящегося к жене, вежливого с другими женщинами, – и тогда авторитет отца станет мощнейшим средством воспитания. Можно привести пример из детства святого мученика Алексея Николаевича – последнего русского царевича.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.