Первоначальные понятия о боге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Когда ребенок научится выговаривать первые сознательные слова, то слова Бог, Богородица, храм должны войти в его речь так же, как мама и папа. А когда малыш подрастет, родителям необходимо вложить в него ощущение Божьего вездеприсутствия, которое дети очень хорошо воспринимают. Если детей не воспитывать в Православии, то рано или поздно они зададут вопрос: откуда взялось все окружающее, весь видимый мир? И этот вопрос нельзя будет оставить без прямого ответа. Поэтому верующим родителям необходимо вложить в сознание ребенка первоначальные понятия о Боге‑Творце. Здесь многие родители допускают ошибку. С первых шагов они начинают ребенка стращать «грозным, мстительным» Богом, превращая таким образом имя Божие в орудие авторитарного воспитания. Как часто в храме можно слышать от старушек угрозы, обращенные к резвым детишкам: «Вот Он – Бог (показывают на икону), вот Он сердится… Он тебе ужо!» Конечно, малыш должен приучаться к мысли, что любой дурной поступок есть грех, который должен быть раскаян, но не лучше ли при этом постараться разъяснить ребенку суть отцовско‑сыновних отношений Творца и Его созданий, дать понять, что плохими поступками мы не просто прогневляем, а бесконечно огорчаем всемилостивого Создателя? А иначе от подобного воспитания ребенок, повзрослев, может легко убежать к сектантам, которые будут сладко петь ему под гитару о том, как Иисус нас любит.

 

Ольга Прохаско:

 

Душа дитяти обращена к Богу, но… взрослые прячут Того Бога, Который так нужен нежной душе.

Какое представление о Боге вселяют в нее? С какими свойствами знакомят?.. Строгим Хозяином над всем и всеми рисуют Его детям. Страх перед Ним воспитывают прежде всего: Бог накажет. И ребенок глубоко в это верит: ведь Бог все может, а Он – строгий…

Не дай Бог – ушибешься; не дай Бог – захвораешь… И, бывает, действительно – ушибся, захворал. Значит, Бог дает всевозможные бедствия, болезни, ушибы, различные наказания – это лет с трех детям внушают. И перед этим грозным далеким Владыкой трепещет дитя…

И тяжелая драма зарождается порою в детской душе – тоска о Боге кротком, любящем, близком… И поселяется первое разочарование, первая, пожалуй, безысходная грусть. И дальше, в зрелом возрасте, – речи о «мрачном христианстве». Богочеловека боятся показать детям. Приблизьте ребенка ко Христу – и начинаются страхи каких‑то соблазнов, кощунства. Это – вечное опасение со стороны особых ревнителей страха перед Богом: ребенок вдруг вздумает молиться за нежно любимого котеночка, за птичку с больным крылом, чтоб она полетела; ребенку хочется думать, что Христос радуется, как расцвел его любимый цветок, как удался первый рисунок. А в минуту горькой обиды 3–4‑летний христианин вдруг в слезах бросит угрозу какой‑нибудь строгой старой бабушке, что он расскажет все Христу, что Христос его знает и поверит, что он не виноват. Все это наводит ужас, а мне кажется, что именно это – трогательные проявления истинно христианской близости ко Христу, которой можно только радоваться. А дело взрослых тут осторожно, бережно направлять по настоящему пути, но никак не отпугивать.

 

Главным в жизни ребенка должен стать образ Господа Иисуса Христа. Именно с Него надо поселить в его душе представление о Боге еще до того, как он будет в состоянии воспринять понятие о Пресвятой Троице. Что же касается «мрачного христианства», то некоторые верующие родители, чтобы заставить ребенка слушаться во что бы то ни стало, часто пользуются угрозами; всячески поминают нечистую силу, стращают малыша адскими муками. Но хотя ребенок, воспитывающийся в Православии, должен иметь правильные представления обо всем этом, говорить на эти воистину страшные темы с маленьким христианином надо как можно осторожней. Особенно опасно запугивать нечистью и адом детей до 7 лет, у которых на этой почве могут развиться устойчивые страхи вплоть до медицински диагностируемых неврозов.

Но, запретив себе запугивать ребенка, нельзя впадать и в другую крайность – воспитывать в ребенке уверенность, что Бог все простит без малейшего нашего стремления к покаянию.

 

Глава 11

Духовное чтение и беседы

 

Пока ребенок не знает грамоты, важно читать ему Священное Евангелие вслух, с самого начала проявляя благоговение перед этой великой книгой. Перед чтением надо помолиться вместе с ребенком доступными ему молитвами, напомнить, что необходимо перекреститься, сложив пальчики во имя Пресвятой Троицы. Читать надо понемногу, выборочно, чтобы ребенок не утомлялся и хорошо усваивал услышанное. Некоторые священники наставляют при этом не пользоваться детским переложением, а знакомить ребенка с самим евангельским текстом, разъясняя все, что будет непонятно, приводя доступные примеры из жизни.

Так, например, священник Алексий Грачев говорит:

 

Иногда родители не решаются читать детям взрослое Евангелие – читают «Детскую» Библию. Уже лет с семи, а то и раньше можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. Не искусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком.

 

Очень хорошо пересказывать детям Жития святых, но при этом надо воздерживаться от яркого, подробного описания страданий святых мучеников: детская психика не подготовлена для этого, и маленький ребенок может сильно испугаться. Замечательно, если книгой, в которой ребенок прочтет первые слова, станет книга духовного содержания.

Удивительный учебник – окружающая человека при рода. В красоте природы с помощью родителей ребенок научится видеть чудесность и премудрость замысла Бога‑Творца. Наблюдения за сменой времен года можно приурочить к рассказу о празднике Пасхи – торжестве вечной жизни, – который бывает весной, когда оживает вся природа, и о том, что предшествует этому празднику.

Нужно разговаривать с ребенком о Христе, о событиях Его земной жизни, показывать иллюстрации к Евангелию (выполненные в духе Православия), которые он сможет легко и радостно воспринять. Беседуя с ребенком, очень важно давать высказываться ему самому, побуждать его задавать вопросы. Необходим не монолог, а диалог. Менторство недопустимо в разговорах о святыне.

Ребенок до 7–9 лет мыслит конкретно, а не отвлеченно. Поначалу он воспринимает рассказы о чудесных событиях как нечто естественное, его впечатляют не сами по себе чудеса, а проявления в них Божией любви, добра, которое Господь делал людям, радости, которую Он им приносил.

Умение отделять события чудесные от событий, совершающихся по законам природы, у ребенка проявляется примерно в 6–7 лет. И тогда ему нужно будет объяснить, что Божие чудеса – не сказки, сочиненные людьми, что Господь Сам создал законы, по которым происходит развитие жизни, но Он же, как высший Хозяин, в любую минуту может изменить их для какого‑нибудь конкретного случая по Своему произволению.

К 8–9 годам можно уже растолковывать ребенку духовное значение евангельских сюжетов – теперь ему доступно не только конкретное, но и абстрактное мышление.

В 8–11 лет ребенка можно познакомить с учением о Боге как Пресвятой Троице, рассказать о невидимом мире, о жизни после смерти, объяснить суть Божественного искупления людей Господом Иисусом Христом. Но важно, чтобы ребенок уже научился восприятию сложных религиозных понятий и представлений, чтобы интерес к этому исходил из его головы и сердца.

Позднее, когда ребенок начнет все проверять собственными рассуждениями и сопоставлениями, важно предостеречь его от желания все постигнуть умом, «научно объяснить» непостижимые Божественные тайны, которые могут быть приняты только на веру. В этом ему помогут научные утверждения, доказывающие истинность христианского учения. С ними можно ознакомиться в Законе Божием, в святоотеческой литературе. Уроки природоведения, а впоследствии – биологии, физики, химии нужно подкреплять знаниями, полученными из Библии; необходимо объяснить ребенку, что Библия вовсе не противоречит науке, что все великие ученые были верующими: основоположник генетики Мендель, химик Менделеев, физиолог Павлов. Чтобы преподать ребенку учение Православной Церкви, родители должны много и основательно читать, остерегаясь еретической литературы, и постараться поменьше прислушиваться к рассуждениям суеверных бабушек в храмах, о чем апостол Павел писал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 послание к Тимофею, глава 4, стих 7).

 

Глава 12

Детская молитва

 

У верующих родителей ребенок рано привыкает к тому, что все в доме освящается молитвой и крестным знамением. Сначала малыш будет воспринимать молитвы родителей. Нужно крестить при нем его пищу, молиться перед началом кормления, а когда ребенок в состоянии будет сам молиться перед едой, следует ввести это в неукоснительное правило. Молиться ребенок должен осмысленно, неторопливо, без грубого родительского принуждения. Если забудет или не захочет, лучше мягко напомнить или еще раз объяснить, почему пища должна освящаться Божиим благословением. Ребенок должен видеть, что родители и домашние молятся перед началом любого дела, сам должен привыкать к тому же. Нужно научить малыша кропить святой водой и накладывать крестное знамение на новые игрушки. Его собственные первые молитвы должны быть немногословными, но регулярными.

Святитель Феофан Затворник:

 

И молитвою не докучайте – можно надоесть. Советуйте ему хоть немного молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне – своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклона три‑пять с такими мыслями. И днем пусть иногда обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй»; «Господи, благослови». Больше этого не нужно.

 

Было бы ошибкой заставлять детей зубрить молитвы. Ребенок, вошедший в церковную жизнь, сам запомнит молитвы из богослужения, а научившись читать – из детского молитвослова. Он выучит «Отче наш», слушая каждый день, как читает эту молитву перед едой отец, когда вся семья собирается за столом; молитву «Богородице Дево, радуйся», по тому что ее часто произносит мать; «Царю Небесный» – без нее ни одно дело в семье не начинается. Надо чаще спрашивать ребенка, все ли слова молитв ему понятны, если нет – точно и доступно перевести их на русский язык, растолковать. В этом вам помогут книги: Закон Божий, толковый молитвослов.

Очень важна для сохранения мира и приумножения любви в семье совместная молитва детей и родителей.

 

Глава 13

Дата: 2019-05-29, просмотров: 173.